Конспект занятия по экологии с элементами ТРИЗ
Гринева Наталья Алексеевна, воспитатель, первая категория, КГКП «ДОЦ» ВКО Глубоковский район п. Белоусовка |
Задачи: Способствовать формированию основ экологического самосознания. Формировать понимание ответственности человека за сохранение живой природы. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать уважительное отношение ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от симпатии и антипатии.
Оборудование: схема «чудесница лестница», картинки времен года, картинки поведения в природе, подборка картинок к игре «Любимые и нелюбимые насекомые», изображения насекомых и различный фон.
Методы и приемы: наглядный, словесный, художественное слово, методы и приемы ТРИЗ (схемы — алгоритмы)
Ход занятия:
Психогимнастика
«Представьте себе, что у каждого из вас в руках волшебная чаша. По нашему желанию она сама может наполниться чем угодно. И сейчас мы наполним ее волшебной водой. А эта вода в свою очередь наполнит, нас волшебной силой. Даст нам положительный настрой бодрости, энергии, творчества на весь день. Сделайте глоток этой необычной освежающей воды. Чувствуете, как она растекается по вашему телу. Пейте медленно, ощущая каждую капельку воды. Сделайте еще несколько глотков воды, она дошла до каждой клеточки вашего тела. Теперь можете поставить чашу, сесть на место. Волшебная сила воды поможет нам сегодня во всех наших делах».
Работа с картинками
Перед вами картинки, с изображениями 4-х времен года. Назовите их!
Какое сейчас время года? (зима). Можете ли вы назвать месяц? Какой месяц следует за декабрем? Назовите все три зимних месяца подряд, как они следуют друг за другом. Сможем ли мы сейчас в данное время изменить ход событий, и переместиться в другое время года? Например: в весенний промежуток времени (да, нет) Почему?
Вывод: В природе все закономерно, осень приходит после лета, а весна не может быть раньше зимы.
Если бы у нас была возможность переместиться во времени, то с помощью кого или чего мы это сделали? (варианты ответов детей: машины времени, цветика — семи цветика и т. д.)
К нам пришел Волшебник Времени, он поможет нам переместиться назад в прошлое, а в какое время вы сами должны определить.
Задание: Это время года находится перед осенью, но после весны. Назовите это время года? (лето)
Упражнение: «Ассоциации»
Слово «лето» у каждого, вызывает какие — то определенные ощущения.
Например: для меня лето — это огромная лесная полянка, над которой порхают бабочки и стрекозы. А для вас? (ответы детей)
Кто скажет, имеет ли лето запах? Если да, то какой или чего? (ответы детей)
А теперь с помощью Волшебника Времени мы переместимся во времени, назад в прошлое, (звучит музыка)
Психогимнастика
1, 2, 3, 4, 5 — на лесной полянке мы опять. Ярко светит летнее солнышко. Оно согревает нас теплом. Вам от этого тепла стало радостно. Вдруг вам на руку сел жучок. Попробуйте догадаться кто это? Головка черненькая, на красной спинке темные пятнышки. Догадались кто это? Изобразите мимикой, жестами, как она ползет по вашей руке и вдруг, раз, взмахнула своими крылышками и улетела. Как вы думаете, есть ли у божьей коровки враги? Как она спасается от врагов? (ответы детей)
Оказывается, у божьей коровки. Есть жгучая едкая жидкость, при опасности она ее выпускает. Даже, если какой — ни будь птенец — несмышленыш и клюнет божью коровку, то сразу выплюнет и запомнит на всю жизнь ее ядовитый вкус. А, чтобы их ни с кем не перепутали, они своей окраской говорят: «Смотрите, мы красные для всех опасные!»
Ребята, а кто это?
Имя взял у кузнеца,
Цвет — у огурца,
Крылья — у морошки,
Ножки — у блошки. (кузнечик)
Что вы знаете о нем? Расскажите! (имеет слуховое отверстие на передних лапках, звук передает, играя передними лапками о задние и т. д.)
Как же кузнечик спасается от врагов? У кузнечиков есть костюмчики-невидимки. Что это за костюмчики? (окраска)
Одни кузнечики прячутся в сухой траве: стебельки травы, земля — серовато — бурая и кузнечики такие же. А если кузнечик живет среди зелени, то он конечно какого цвета? (зеленого)
Игра «Спрячь насекомое»
Задание: Вы должны спрятать насекомое на том фоне, на котором считаете нужным, и объяснить почему?
Вывод: Легче спрятать на том фоне, где цвет (окраска) насекомого соответствует выбранному фону.
Работа со схемой — алгоритмом
«Чудесная лестница»
1. Знак вопроса.
о ком мы будем говорить?
Загадывает загадку:
Прыгай пружинка,
Зеленая спинка.
С травки на былинку,
С ветки на тропинку, (кузнечик)
2. Квадратики
Где мы можем увидеть кузнечика?
3. Сектор круга, отдельная часть
Назвать части тела кузнечика
4. Сравнение в целом и частичном
Если захотели нарисовать кузнечика, то какие геометрические формы можно выбрать.
5. Определение цвета
Какой цвет мы выберем для изображения кузнечика? Почему?
6. Соотношение по размеру
В одном домике живет волшебник Уменьшения, а в другом Волшебник Увеличения. Что произойдет с кузнечиком, если Волшебник Уменьшения уменьшит его, а Волшебник Увеличения увеличит. Что хорошего? Что плохого?
7. Знак равенства
С кем и с чем сравнили кузнечика в загадке?
(кузнец — имя, ножки — как у блошки)
С кем еще сравнивают? Почему? (пружинка и т. д.)
8. Рука
Какая польза от кузнечиков? (питание для птиц, рыб, лягушек и т. д.)
Вред? (уничтожает посевы)
9. Продвижение по времени
Кем был? — яйцом
Кем стал? — маленьким кузнечиком
Кем будет? — взрослой особью
10. Крестик
Решение проблемной задачи
Что произойдет, если вдруг исчезнет веселый кузнечик, и все — все насекомые (бабочки, пчелки, жучки) с нашей планеты? (варианты ответов)
(Исчезнут цветы, погибнут рыбы, птицы и т. д.)
11. Буква Я (эмпатия)
А сейчас представьте себя кузнечиками. Ответьте на вопросы:
- о чем думаешь сидя на зеленом листке?
- о чем мечтаешь тихим летним вечером?
- с кем хотелось подружиться?
- что ты чувствуешь, когда чья — рука, хочет тебя поймать?
Обобщающий рассказ о кузнечике одним ребенком, остальные помогают.
Минутка для отдыха
«Кузнечики!
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок, сели.
Травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко.
Дидактическая игра «Любимые и нелюбимые насекомые»
На нашей планете есть много различных насекомых. Одни насекомые нравятся людям, других почему — то не любят. Вам необходимо разместить насекомых вокруг кругов (красный — нравится, черный — не нравится), и объяснить, почему вам это насекомое нравится, а другое нет.
Карточки: муха, комар, бабочка, жуки, пчелка, осы, муравьи, пауки
Конечно, муху не любят за то, что она садится на пищу, разносит болезни, надоедливая, кусается. Мы часто расцениваем мух, комаров, как вредных насекомых, забывая при этом, что в природе сложилась непрерывная цепочка питания, равновесия. Оказывается и мухи, и комары приносят огромную пользу, они служат кормом для птиц, лягушек, стрекоз, пауков. В то же время божья коровка поедает тлю. Все, наверное, помнят, песню «Про кузнечика», в которой говорится о том, как лягушка съела кузнечика.
Вывод: Теперь вы поняли, что в природе не существует не вредного и ненужного. Каждый выполняет свою важную совершенно определенную роль.
Предлагает вспомнить правила поведения в природе
2 — команды (допустимые и недопустимые) (дети подбирают карточки)
Перед тем, как вернуться из прошлого в настоящее, я вам предлагаю послушать стихотворение К. Россети, в переводе В. Лунина.
Никого не обижай
Ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку, ни жучка — темненькое брюшко,
Ни кузнечика,
В траве скачущего ловко.
Не блестящую в листве —
Божию коровку.
Ни синицу, ни дрозда,
Ни крота слепого...
Ни за что, никогда
Не обижай живого!
Теперь закрыли глаза, 1, 2, 3, 4, 5 — вот и в зале мы опять. За окном зима. Но мы не будем грустить, потому что после зимы наступит весна и жаркое, теплое лето. На прогулках мы будем наблюдать и за кузнечиком и за всеми насекомыми, любоваться ими и радоваться. Все живое пусть живет.
Рефлексия (дети оцениваю свою работу)
Улыбку рисует тот, кто считает, что хорошо потрудился и доволен своей работой.
Кто считает, что мог бы работать лучше, нарисует прямой ротик.
Кто не справился, кому было трудно отвечать на вопросы, нарисует грустное личико.
Используемая литература:
Молодова Л. П. «Методика работы с детьми по экологическому воспитанию», «Развитие творческого мышления методами ТРИЗ и РТВ» «Ребенок в детском саду» 2006г. № 2-6,
Волочкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология»,
из личного опыта Чеснокова Н. С. «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»,
Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. Развивающая сказкотерапия «Планета чудес»
- 18122 просмотра