Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе на тему: «Мораль сей басни такова...»
Стахнева Ирина Борисовна воспитатель, первая квалификационная категория среднего уровня. Стаж работы 19 лет. КГКП «Детский сад-ясли №102 акимата города Усть-Каменогорск» Казахстан город Усть-Каменогорск |
Программное содержание: Учить детей понимать смысл басни, делать самостоятельные выводы. Развивать связную речь. Активизировать словарь детей словами: «лесть», «комплименты». Продолжить нравственное воспитание детей на основе содержания и морали басни.
Ход занятия:
1 часть
— Какие жанры художественной литературы вы знаете? (сказки, стихи, рассказы, пословицы, поговорки)
— Вспомните, с каким произведением мы познакомились на прошлом занятии? (басней «Кукушка и петух»)
— Сегодня мы услышим и увидим другую басню «Ворона и лисица».
1 ребёнок: Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, Но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок...
2 ребёнок: Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было, совсем уж собралась,
Да призадумалась,
А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,
Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
ЛИСА: «Голубушка, как хороша!
Какая шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что, ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
1 ребёнок:
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Физминутка:
— Спасибо нашим артистам! Сейчас вы все представите себя в роли Вороны, (прилетела, села на ветку, лениво смотрит по сторонам, вытягивает крылья, расправляет пёрышки)
— А сейчас в роли хитрой Лисы, (бежит по лесу, ко всему прислушивается, принюхивается, приглядывается)
Рефлексия:
— Какая роль вам больше понравилась?
— Что вы чувствовали, когда были Лисой? (Вороной)
2 часть.
— Давайте вспомним, с какой басней мы познакомились сегодня? («Ворона и лисица»)
— На какой литературный жанр похожа басня? (стихотворение и сказку)
— Чем басня похожа на стихотворение? (и в стихотворении, и в басне есть рифма)
— Что такое рифма? (последние слова в предложении заканчиваются одинаково)
— Чем басня похожа на сказку? (в сказке и басне происходят события, которых не было на самом деле)
— О ком говорится в басне, которую вы сейчас услышали? (о вороне и лисице)
— Что между ними произошло? (хитрая лисица льстила вороне, а ворона поверила её словам и потеряла сыр)
— Что ещё есть в басне, отличающее её от других литературных жанров? (в басне есть мораль, урок, нравоучение)
— Какой же урок мы извлекли с вами из этой басни? (лесть, обман — это плохо)
— Как вы понимаете слово — лесть? (когда человек говорит добрые, ласковые слова, а думает по-другому)
— А как называются слова, которые мы говорим с вами от души, от всего сердца? (комплименты)
— Как выдумаете, человеку "приятней услышать лесть или комплимент? (комплимент)
— Давайте поднимем настроение комплиментом своему товарищу! (дети говорят добрые слова по цепочке)
Рефлексия:
— Вам нравится говорить комплименты?
— Кому можно говорить комплименты?
— Сможете ли вы вечером, сказать комплимент своей маме и что бы это получилось от души, от сердца?! (дети делятся своими задумками)
- 14248 просмотров