Конспект занятия по развитию речи
Слётина Анастасия Николаевна воспитатель подготовительной группы, второй категории, ГККП «Ясли-сад „Ақ Бота“», г. Петропавловск |
(Подготовительная группа)
Сабақтың тақырыбы: «Составление
Сабақтың мақсаты:
- Активизировать словарь детей
словами-обстоятельствами ; классифицировать их по вопросу «как»; образовывать обстоятельства от определений; показать детям способы узнавания обстоятельств и их мест в предложении. - Составлять
рассказы-описания картины с использованием в предложении обстоятельства и определений. - Составлять осложненный рассказ по казахскому языку.
Кернекіліктер: Опорные схемы
Сабақтың барысы
Дети стоят у доски.
Воспитатель: Готовимся заниматься! Но прежде надо ответить на вопросы. Отвечать надо одним словом.
Воспитатель: Как мы садимся на занятие?
Дети: Быстро.
Воспитатель: А если не шумим, то как?
Дети: Бесшумно.
Воспитатель: Как надо заниматься на занятии?
Дети: Хорошо.
Воспитатель: А если вы стараетесь, то как?
Дети: Старательно.
Воспитатель: А если вы все активны, то как?
Дети: Активно.
Воспитатель: Как надо слушать ответы?
Дети: Внимательно, не перебивая.
Воспитатель: А отвечать на вопросы?
Дети: Четко.
Воспитатель: А чтобы было слышно, то как?
Дети: Громко.
Воспитатель: Чтобы все поняли, то как?
Дети: Ясно.
Воспитатель: Мы вспомнили правила, которыми руководствуемся на занятиях. Что нам помогло рассказать о них?
Дети: Слова.
Воспитатель: Все, что мы видим вокруг, обозначается
Много разных слов на свете…
Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей кругом
А безымянных нету.
Воспитатель: С помощью слов можно творить чудеса. Например, делать так, чтобы всем было приятно и комфортно общаться с нами. Давайте попробуем. Мы увидели друзей и рады им. Как мы их поприветствуем? Какими словами, и с каким настроением, чтобы они обрадовались?
Дети: Весело, радостно, приветливо, улыбчиво.
Воспитатель: А теперь представьте, что нам жаль с ними расставаться. Как будем прощаться, чтобы они почувствовали, что мы грустим?
Дети: Грустно, печально, тревожно, волнительно.
Воспитатель: Как мы общаемся с теми, кого мы любим?
Дети: Ласково, внимательно, бережно.
Воспитатель: Как обращаемся к старшим, чтобы они узнали об уважении к ним?
Дети: Вежливо, трепетно, уважительно.
Воспитатель: Трепетно — это как?
Дети: Ласково и бережно.
Воспитатель: За что на нас могут обидеться люди в разговоре? Если мы как говорим?
Дети: Грубо, сердито, невежливо.
Воспитатель: Это очень неприятно, когда мы говорим так. И, конечно, лучше, если мы говорим вот так. Прочтите эти слова.
Дети: Весело, приветливо, радостно, ласково, бережно, внимательно, трепетно (прочитать хором 2–3 раза).
Воспитатель: Запомним это! Сейчас мы будем отвечать на вопросы предложениями. Как надо было ясно?
Дети: Громко, четко, понятно.
Воспитатель: Как рычит лев? Ответ предложением.
Дети: Лев рычит громко.
Воспитатель: А если он пугает кого то, то как?
Дети: Лев рычит громко, сердито, страшно.
Воспитатель: Как играют наши дети? Ответ предложением. Как идет поезд?
Дети: Поезд идет быстро.
Воспитатель: А как летит самолет?
Дети: Самолет летит еще быстрее.
Воспитатель: В группе тепло, а в спальне?
Дети: В спальне еще теплее.
Воспитатель: В ваших предложениях встречаются
Дети: Как?
Воспитатель: Мячик красивый. Как он выглядит?
Дети: Красиво.
Воспитатель: Лимон на вкус кислый. Как во рту?
Дети: Кисло.
Воспитатель: У нас тихий час. Как в это время в группе?
Дети: Тихо.
Воспитатель: У нас чистое постельное белье. Как выглядит постель?
Дети: Чисто.
Воспитатель: И вы хорошо справились с заданием. Я предлагаю вам посмотреть на эту картину. О ком она?
Дети: О девочке.
Воспитатель: Это Аленушка. Она заблудилась в лесу и присела на камень около пруда отдохнуть.
Какая это картина?
Дети: Красивая.
Воспитатель: По размеру какая?
Дети: Большая.
Воспитатель: По содержанию какая?
Дети: Интересная.
Воспитатель: По настроению?
Дети: Грустная, печальная.
Воспитатель: Как себя чувствует Аленушка? Ей весело?
Дети: Печально.
Воспитатель: В таком глухом месте ей радостно?
Дети: Грустно, тоскливо.
Воспитатель: Аленушка одна в лесу. Как она себя чувствует?
Дети: Одиноко.
Воспитатель: Как художник изобразил лес? (Если дети будут затрудняться, то использовать антонимы: ярко, светло, редко)
Дети: Густо, мрачно, темно.
Воспитатель: Если лес мрачный и темный, то как себя может чувствовать Аленушка?
Дети: Ей страшно.
Воспитатель: А вблизи от темного и холодного болота ей как?
Дети: Ей холодно.
Воспитатель: Вот это нам хотел рассказать художник В.Васнецов в своей картине красками. А мы будем рассказывать об изображенном на картине словами. Сделать рассказ понятным и полным нам помогут сигналы. Вот они. Этот сигнал (вопрос на листе бумаги) говорит, что надо сказать о ком этот рассказ. Второй сигнал — как себя чувствует Аленушка.
Художник нарисовал картину красиво и понятно всем. Чтобы наш рассказ был понятен, звучал грамотно, надо учиться рассказывать предложениями. Я вам помогу составлять предложения грамотно. Для этого я задам вопросы, а вы будете отвечать. Можно хором. Кто это?
Дети: Девочка.
Воспитатель: Как зовут девочку?
Дети: Аленушка.
Воспитатель: Говорим (показываю на изображение) «девочка Аленушка» (повторим).
Что делает девочка Аленушка?
Дети: Сидит.
Воспитатель: Нет, надо отвечать вначале ответом на вопрос кто? и потом продолжать ответ на вопрос
«Что делает?».
Дети: Девочка Аленушка сидит…
Воспитатель: Где сидит девочка Аленушка? (показать на девочку, потом на лес).
Дети: Девочка Аленушка сидит в лесу.
Воспитатель: Около чего сидит девочка Аленушка? Начинать с ответа на вопрос «кто?», потом «что
делает?», потом «около чего сидит?» (показать на пруд).
Дети: Девочка Аленушка сидит в лесу около пруда.
Воспитатель: На чем сидит девочка Аленушка (показать на камень)?
Дети: Девочка Аленушка сидит в лесу около пруда на камне.
Воспитатель: Вот и получилось у нас грамотное предложение. Как мы его получили?
Дети: Отвечали на вопросы.
Воспитатель: Аналогично строится второе предложение. Как себя чувствует Аленушка? Аленушке
радостно?
Дети: Печально.
Воспитатель: Кому печально?
Дети: Аленушке.
Воспитатель: А если Аленушка одна в лесу, то как об этом сказать предложением? Составьте сами.
Дети: Аленушке печально и грустно.
Воспитатель: Как вы составляли предложение?
Дети: Отвечали на вопросы кому? как?
Воспитатель: А сейчас мы об этом расскажем на казахском языке. Мы уже умеем говорить по- казахски. Будем также отвечать на вопросы, как это делали на русском языке.
Воспитатель: Балалар, мынау суретте кім бейнеленген? Дети, кто изображен на этом рисунке?
Дети: Мынау суретте қыз бейнеленген. На этом рисунке изображена девочка.
Воспитатель: Мынау қыздың аты қалай? Как зовут девочку?
Дети: Мынау қыздың аты Аленушка. Девочку зовут Аленушка.
Воспитатель: Аленушка қайда отыр? Где сидит Аленушка?
Дети: Аленушка орманда отыр. Аленушка сидит в лесу.
Воспитатель: Аленушка орманда ненің қасында отыр? Аленушка в лесу возле чего сидит?
Дети: Аленушка орманда тоганныц жагасында отыр. Аленушка сидит в лесу на берегу пруда.
Воспитатель: Бәріміз 6ipre сөйлемді айтайьқ — скажем все вместе.
Воспитатель: Аленушка орманда тоғанның жағасында ненің үстінде отыр? Аленушка в лесу на берегу пруда на чем сидит?
Дети: Аленушка орманда тоғанның жағасында тастың үстінде отыр. Аленушка в лесу на берегу пруда на камне сидит.
Воспитатель: Аленушканың көңіл күйі қалай? Как себя чувствует Аленушка?
Дети: Аленушка көңілсіз отыр. Аленушке грустно.
Дети: Аленушкаға қорқынышты. Аленушке страшно.
Воспитатель: Жарайсындар. Біздің сабаққа бүгін Айша деген қыз келді. Сегодня к нам на урок пришла девочка Айша. Әнгімемізді Айшаға айтып берейікші. Давайте расскажем ей наш рассказ. Мынау кім? Кто это?
Дети: Мынау қыз. Это девочка.
Воспитатель: Қыздың аты қалай? Как зовут девочку?
Дети: Қыздың аты Аленушка. Девочку зовут Аленушка.
Воспитатель: Аленушка қайда отыр? Аленушка где сидит?
Дети: Аленушка орманда отыр. Аленушка сидит в лесу.
Воспитатель: Аленушка орманда ненің қасында отыр? Аленушка в лесу возле чего сидит?
Дети: Аленушка орманда тоғанның жағасында үстінде. Аленушка в лесу на берегу пруда сидит.
Воспитатель: Аленушка орманда тоғанның жағасында ненің үстінде отыр? Аленушка в лесу на берегу пруда на чем сидит?
Дети: Аленушка орманда тоғанның жағасында тастың устінде отыр. Аленушка в лесу на берегу пруда на камне сидит.
Воспитатель: Аленушканың көңіл күйі қалай? Как себя чувствует Аленушка?
Дети: Аленушка көңілсіз отыр. Аленушке грустно. Аленушка жалғыз отыр. Аленушка сидит одна. Аленушкаға қорқынышты. Аленушке страшно.
Айна: Рахмет. Жарайсындар балалар.
Воспитатель: Молодцы ребята. Занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с Айшой. Спасибо за работу.
- 7786 просмотров