9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Круглый стол «Права ребёнка»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Абилькин Орал Нуржанович учитель истории Привольная средняя школа с. Привольное район имени Габита Мусрепова

 

Цели:

1. Познакомитьдетей и родителей с основными положениями Конвенции;
2. Соотнести права и обязанности детей;
3. Способствовать осознанию ответственности за свои права;
4. Формировать положительное отношение к правам других.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
  • на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Оборудование: Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

Для команд:

чистые листы бумаги,
ручки, карандаши,
отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,
листы с отдельными правами (12).

Для проведения игры формируются 2 команды: детей и родителей. В качестве зрителей приглашены учащиеся 9, 11 классов, учителя и администрация школы.

План:

1. Сценка «Сын и семья» 2 м
2. Введение (после каждого тура кроссворд) 3 м
3. Игра № 1 «Причины конфликтов» 5 м
4. Угадай мелодию 5 м
5. Сценка «Нина и Портфель» Разбор 5 м
6. Игра № 2 «Поводырь» 5 м
7. Сценка «Недоросль» (отрывок) Разбор 6 м
8. Игра «Сказки и права» 4 м
9. Вывод: Разбор сценки № 1 5 м
10. Подведение итогов 5 м

Сценка: (участвуют сын, бабушка, мама, папа). Исполняют родители

Сын (вбегает, кидает портфель): — Мам, кушать хочется! Скорее дай поесть. (садится за стол)

Мать: — С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: — Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились! Моё здоровье! Что хочу с ним то и делаю!

Бабушка: — Внучёк, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: — Бабуль, это эксплуатация ребёнка. Рабство уже давно отменено. (встаёт из-за стола) Спасибо, я так наелся.

Мать: — Помой посуду, сынок!

Сын: — Не имеешь права использовать детский труд, мамочка. Лучше посмотрю телик.

Отец: — Выключай телевизор и садись делать уроки, а то ремня получишь!

Сын: — Ну, как обычно, а ведь я это проявление жестокости и насилия над личностью.

Мы с вами нередко сталкиваемся с подобными ситуациями в общении с подрастающим поколением дома родителей с детьми, в школе учителей с учениками. Это зачастую происходит из-за политической неграмотности нашей. В США, в городе Нью-Йорке находится Штаб-квартира Организации Объединённых Наций (ООН), главной целью которой является сохранения мира на Земле. Именно ООН, были разработаны права человека, в том числе и ребёнка. И мы собрались здесь сегодня не случайно, ведь именно 20 лет назад 20 ноября (1989 году) была принята Конвенция ООН о «Правах ребёнка». Сегодня на уроке мы попытаемся рассмотреть основные права ребёнка. Поэтому сюда были приглашены ученики, родители и учителя, что бы к концу занятия вместе прийти к единому мнению. А для начала я попрошу родителей и детей составить 5 наиболее главных разногласий к противоположной стороне. (2 минуты)

Перекрёстное обсуждение (3-5 м.). Слайды № 1, 2, 3, 4, 5, 6

Право на разгадывание кроссворда предоставляется лучшей команде

Кроссворд № 1 по горизонтали: Лицо, не достигшее совершеннолетия. (Ребёнок)

Теперь для разрядки Игра «Угадай мелодию». Песни в папке. Слайды № 9, 10

1— Винни Пух (Право на отдых)
2 — Наташка первоклашка ( на образование)
3 — Забава (на личную жизнь)
4 — Гена (На жизнь)
5 — Дуремар (мед обслуживание)
6 — Охрана (на защиту)
7 — Мамонтёнок (на воспитание родителями)
8 — Анфиска (на дружбу)

Право на разгадывание предоставляется лучшей команде.

Кроссворд № 2 по горизонтали: Основной закон государства. (Конституция)

Слайд № 13

Теперь для обсуждения посмотрим сценку («Чужое письмо»). Исполняют дети

Галя: — А ты пойдёшь на физкультуру?

Настя: — Нет, я лучше алгебру буду делать. (садится, пишет). Ой, линейку дома забыла! У кого же взять? А, у Гали посмотрю! (начинает рыскать в портфеле. Находит анкету, начинает её читать)

В это время заходит Галя: — Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мою анкету?

Настя: — А, что такого? Я же ни чего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

На первый взгляд обычная ситуация, всего лишь прочитала письмо, ни чего не украла. А каково ваше мнение?

Обсуждение 2-3 минуты

Слайды № 7, 8, 15

Право на разгадывание предоставляется лучшей команде. Слайд № 14

Кроссворд № 3 по горизонтали: Правовая защита прав и интересов детей, не достигших 14 лет. (Опека)

Игра «Поводырь»

Приглашается по 1-му родителю и ребёнку. Родитель садится на стул на колесиках, в заде становится ученик, ему завязывают глаза. Смысл катить стул, реагируя лишь на голос родителя. Итог игры «Кто как умеет слушать собеседника».

Слайды № 16, 17.

Право на разгадывание предоставляется лучшей паре

Кроссворд № 4 по вертикали. Международное соглашение, имеющее обязательную силу для государств, которые к нему присоединились. (Конвенция)

Сейчас вашему вниманию отрывок из произведения Фонвизина Д. И. «Недросоль». Действие III, явление VII. Участвуют 3 учеников.

Слайды № 18, 19

Давайте обсудим ошибки в воспитании г-жи Простаковой своего сына. (2-3 м.)

Слайды № 20, 21, 22

Право на разгадывание предоставляется лучшей команде

Кроссворд № 5 по вертикали: Этот мультяшный герой призывал к дружбе и миру. (Леопольд)

Теперь давайте вспомним детские сказки и посмотрим, какие были нарушены в них права. Я буду называть нарушенные права, а вы должны указать сказку, из предложенных на экране. Для ответа нужно поднять руку.

1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. (7 козлят, Красная шапочка.)

2. В этой сказке нарушено право неприкосновенности жилья. (Лиса и заяц)

3. В какой сказке нарушено право владеть имуществом. (Буратино)

4. В этих произведениях использовано право на свободу мирных собраний (Квартет, Белоснежка)

5. В этой сказке нарушены право на свободу создания семьи, не зависимо от религии, положения в обществе. (Емеля)

6. В последнем случаем право на защиту где бы гражданин государства не был. (Айболит)

Слайды № 23

Право на разгадывание предоставляется лучшей команде

Кроссворд № 6 по вертикали: Организация, контролирующая мир на земле. (ООН)

Теперь давайте вернёмся к первой сценке, показанной родителями. Давайте разберём правомерность поведения Сына, Отца?

В чём вина родителей?

Так давайте перечислим, какими правами обладают дети?

На доске высвечиваются эти права.

Слайды № 24, 25

Право на разгадывание предоставляется лучшей команде

Кроссворд № 7 по вертикали: Собрание людей для решения важных проблем. Популярное в СССР. (Съезд)

На этом наше занятие подошло к концу, надеюсь, у всех присутствующих и прежде всего у детей и родителей сложились представления о правах ребёнка и приобрели навыки пользоваться правами в жизни. Родители должны осознать, какую роль они играют в воспитании детей, а ученики должны понять, что кроме прав существуют и обязанности, разобрались как на практике пользоваться своими правами. Спасибо всем за работу участие, надеюсь, вам понравилось.

Слайд № 26

Литература:

1. Конституция РК
2. Закон «О правах ребёнка» от 8 августа 2002 года № 345
3. Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года.
4. Журнал «Внеклассная работа в школе», 5-2008 г.
5. Фонвизин Д.И. «Недоросль»

Категория: