Lesson Study как средство сетевого профессионального взаимодействия учителей на непрерывной основе
Коровина Светлана Валериевна Менеджер филиала ЦПМ в г. Уральск |
Мақалада оқыту мен оқытудың сапасын көтеру үшін, педагогтардың кәсіби қауымдастығы шеңберінде Lesson Study машықтарын қолдану мүмкіндіктері қарастырылады. Қауымдастық шеңберінде өткізілген Lesson Study оқытудың жаңа тәсілдерін немесе оқу бағдарламасының әріптестермен қашықтан хабарласу аспектілерін, өткізілген зерттеу жұмыстарын талдауды ұйымдастыруға мүмкіндік туғызады.
В статье рассматривается возможности использования практики Lesson Study для улучшения качества обучения и преподавания в рамках сетевого профессионального сообщества педагогов. Lesson Study, проводимый в рамках работы сетевого сообщества, позволит моделировать преподавание нового подхода или аспекта учебной программы с коллегами в режиме удаленного доступа, организовывать обсуждения проведенных исследований и многое другое.
In the article we consider the abilities of practice usage of Lesson study for the quality of knowledge improvement in the scope of teachers network community. Lesson Study is conducted in the work of the scope of network community will let to simulate the new approach of teaching or teaching program aspect with colleagues in the rate of remote access, it will help to organize discussions about investigations and more.
Однажды Пабло Казальса, одного из великих виолончелиста мира, спросили, почему он продолжает репетировать в свои 80 с лишним лет. Он ответил: «Мне кажется, я начинаю делать успехи». Учение никогда не заканчивается, особенно для наиболее способных людей.
Государственная политика Республики Казахстан в сфере образования направлена на поощрение и создание условий для получения непрерывного образования педагогами. Особенно знаменателен в этой связи новый проект разработанный Центром педагогического мастерства, при А
«Мы пытаемся создать профессиональное сообщество учителей, поскольку это служит большим толчком к повышению уровня квалификации педагогического состава. При этом необходимо не просто повысить профессиональный уровень учителей, а обеспечить педагогическую поддержку ученика», — отметила Куляш Шамшидинова, председатель правления автономной организации образования Назарбаев Интеллектуальной школы в своем интервью Bnews.kz.
Центр педагогического мастерства
300 тренеров и около 5000 педагогов со всего Казахстана прошли обучение на курсах нового формата, которые носят название «Новый подход в преподавании и обучении». Данная программа имеет 3 уровня: программа третьего уровня направлена на развитие профессиональных умений и навыков работы успешных учителей; программа второго уровня, в дополнение к данному содержанию, фокусируется на развитии навыков менторинга и коучинга; первый, продвинутый уровень рассматривает процессы обучения в школе, в том числе и с помощью организации профессиональных сетевых сообществ.
А.Высоцкий считал, что «сетевое педагогическое сообщество — это группа педагогов, которая пытается решать свои профессиональные задачи коллективно с использованием средств Интернет для организации эффективного взаимодействия». Н.Рыхлова считает, что «сетевое сообщество — это новый атрибут самостоятельно формируемого профессионального пространства учителя XXI века, обладающего научным мышлением, выстраивающегося индивидуальный образовательный маршрут, включающий
Мы, в данной статье, будем рассматривать Профессиональное сетевое сообщество педагогов — как формальное или неформальное объединение группы профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети Интернет. Таким образом, участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках страны или за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень. Такие формы сетевого взаимодействия как
Современный уровень развития информатизации организаций образования в Республике Казахстан, позволяет любому учителю быть активным участником профессиональных сетевых сообществ. Будь то форумы, чаты, библиотеки с банками знаний или банками данных либо другие формы сетевого взаимодействия, любой учитель может принять в них самое активное и плодотворное участие. Другой вопрос захотят ли они это сделать. Чаще всего нет — Почему? Потому что привыкли ссылаться на нехватку времени,
Что же делать? Что и самое главное — как сделать, чтобы те мероприятия, которые мы проводим, не были формальными и ситуативными. Что и Как мы должны изменить в своей практике, чтобы на самом деле
Итак, сетевые сообщества и система повышения квалификации. Что у них общего? Сегодня привычными стали такие формы обучения как дистанционные курсы повышения квалификации учителей, сетевые и дистанционный конкурсы, форумы, чаты, электронные библиотеки на сайтах ИПК, школ, районных и городских отделов образования. Но все ли это, все ли возможности мы учли для совершенствования практики учителей и их профессионального роста. Наверное нет. Спрашивали ли вы
Но согласитесь, с организацией такого вида работы всегда есть проблемы: непросто найти учителя, который бы мог не только провести урок для такой большой аудитории (группа слушателей обычно не менее 25 человек), но и просто бы пригласить к себе на урок,
Может ли эту ситуацию поменять сетевое сообщество — я думаю — да — хотя тоже не сразу. У нас с вами есть прекрасный ресурс — сайт sabak.kz и предоставленная им возможность проводить интерактивные уроки в режиме онлайн. Давайте объединим возможность проведения интерактивных уроков в режиме онлайн и организацию форумов, чатов и банков знаний в рамках сетевых сообществ и у нас получатся прекрасные сетевые профессиональные сообщества с осуществлением технологий Lesson Study в режиме удаленного доступа.
Как все это работает? — Учитель проводит урок в режиме онлайн (урок проводит один из членов группы), а остальные члены сетевого сообщества — наблюдают. Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами сообщества сразу после завершения исследовательского урока и, затем, работа совместно перепланируется с учетом результатов, полученных в процессе обучения. И все довольны и счастливы — учителя получают новые знания о методах и приемах обучения и преподавания, непосредственно принимая участие в процессе их разработки и апробации. Учащиеся — получают повышение качества знаний. Администрация — повышения рейтинга школы. Единственное предостережение, нужно быть очень осторожными и объективными, чтобы это сетевое сообщество не стало формой взаимодействия ради самого сетевого сообщества. Целью любого начинания в сфере образования должен быть ПРОГРЕСС УЧЕНИКА и никак не меньше. А если этого нет, то нужно еще раз подумать так ли и в том ли направлении мы идем. Поэтому здесь на первый план выдвигаются вопросы планирования и целеполагания сетевого сообщества. «Как вы лодку назовете — так она и поплывет», — говорил герой одного детского мультфильма. Не стоит брать целью работы сетевого сообщества таких проблем как «реформирование системы образования», или «изменение парадигмы» и «внесение изменений в действующие стандарты и нормативы». Мы очень любим мыслить глобально. Но для того чтобы идти нужно сделать первый шаг — возьмите небольшую проблему, например «Голос ученика на уроке математики» (к сожалению вместо математики мы можем поставить и многие другие предметы на которых мы не даем возможности ученикам говорить и высказывать свое мнение по тем или иным вопросам). К сожалению, мы очень часто не понимаем, что мир изменился, изменились и требования к обучению и преподаванию.
На сегодняшний день во всем мире созданы и успешно функционируют различные профессиональные сетевые сообщества педагогов, такие как:
— «Сеть творческих учителей» — этот портал создан при поддержке корпорации Майкрософт для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, создавая, таким образом, Сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network). Эта Сеть объединяет по всему миру работников образования, интересующихся возможностями применения ИКТ для обогащения учебного процесса силами всех его участников.
— «Intel® Обучение для будущего» — всемирная благотворительная программа профессионального развития учителей. Созданное в рамках программы, сетевое сообщество, призвано помочь учителям глубже освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к урокам, в проектной работе и самостоятельных исследованиях школьников.
— Программа Сетевой академии Cisco — это комплексная программа электронного обучения, предоставляющая студентам знания в области технологий Интернета, необходимые в условиях глобальной экономики. Использование Интернета позволяет предоставлять равный уровень обучения для всех студентов независимо от их местоположения,
— Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс», а также множество сайтов и образовательных порталов на которых проводятся сетевые конкурсы и олимпиады по самым различным предметам и направлениям.
В 2011 году в
Сейчас на сайте iteach.kz компанией ОФ «Джуниор Эчивмент Казахстан» (Программа Intel® «Обучение для будущего»), в сотрудничестве с Министерством образования и науки Республики Казахстан и
В целях наибольшей объективности оценивания представляемых конкурсных работ и ответов на конкурсные задания предусмотрена система самооценки, взаимооценки и экспертной оценки коллег и членов жюри конкурса.
Как мы видим, опыт сетевого взаимодействия накоплен достаточно большой. Но преимущества использования Lesson Study на основе
Целью сетевого сообщества может быть совершенствование ключевых компетентностей образовательного характера в процессе совместной деятельности членов сетевого сообщества, предоставление им дополнительных возможностей для обмена опытом, совместного решения профессиональных проблем. Процесс Lesson Study, осуществляемый в рамках сетевого профессионального сообщества можно представить в виде замкнутой структуры, развивающейся по спирали. Алгоритм деятельности в рамках сетевого профессионального сообщества в общих чертах можно представить как некую последовательность действий направленную на изучение информации (проблемы) и планирование изменений на основе данной информации; апробацию инноваций в образовательном процессе; рефлексию; планирование дальнейших изменений; апробацию; оценку; внедрение в образовательный процесс; совместное детальное планирование.
Первыми шагами в реализации данного алгоритма будут являться:
- Регистрация на портале
- Создание подкастинга сетевого профессионального сообщества;
- Обозначение лидера-модератора;
- Разработка графика-календаря мероприятий;
- Развитие ИКТ-компетенций, необходимых для работы в сетевом сообществе.
Следующий очень важный вопрос — как собирать и как использовать полученную информацию:
- Информация собирается Лидерами на уровне школы
- Открытое обсуждение на форумах и Вебинарах всех субъектов сетевого сообщества
- Проведение социальных опросов и анкетирований для выявления эффективности и полезности проведенных мероприятий и многое другое.
Также, большое значение для формирования «командного духа» в рамках сетевого сообщества педагогов оказывают такие мероприятия как организация очных тренингов, «Совместные чаепития», дебаты, воскресные школы и Школы Лидеров.
Результатами деятельности такого сетевого сообщества будут:
- Повышение ИКТ-компетенций;
- Расширение профессионального кругозора учителя;
- Поиск единомышленников среди коллег;
- Развитие навыков межсетевого общения;
- Профессиональный рост педагогов
- Повышения качества в реальном классе.
— Почему же
Используемая литература:
- Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень
- Брагинова Н. П. Факторы, определяющие востребованность учителями сетевых педагогических сообществ. Москва, МВШСЭН. 2008.
- Коноплицкий С. Сетевые сообщества как объект социологического анализа https://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/06/20/0000280352/11_Konoplitskij.pdf.
- Патаракин Е. Вклад сетевых сообществ в образование https://www.evarussia.ru/eva2001/russian/sod_116.html
Приглашаем всех заинтересованныхданной проблемой педагогов к сотрудничеству,
- 35387 просмотров