9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Лингвистическая игра «Слов русских золотая россыпь»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Ионина Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Парыгинская средняя школа» ВКО Зыряновский район, село Парыгино

Ионина Лариса Анатольевна

7 класс
Цель:

• вызвать у учащихся интерес к изучению языков — казахского, русского;
• развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;
• воспитание уважения и желания знать языки, содействовать воспитанию чувства товарищества.

Форма проведения: лингвистическая игра.

Оборудование: оформление доски — эпиграф, плакаты, пословицы, карточки с заданиями, эмблемы, столы.

Жюри: учителя казахского языка, ученица 10 класса

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово учителя:

• Поздравление. День языков в Республике Казахстан.
• Постановка цели, название мероприятия.
• Обращение к эпиграфу

«Русский народ создал русский язык — яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбельной»
А. Н. Толстой

В игре принимают участие 2 команды. Ребята продемонстрируют свое умение, смекалку и эрудицию в области русского языка, пожелаем им удачи.

Ни пуха, ни пера!

Наша игра называется «Слов русских золотая россыпь». Что же такое слово? Слово — это центральная единица языка. Оно служит для названия. Все, что попадает в поле зрения человека, получает название. Одно из стихотворений Марины Цветаевой построено на противоположностях, на контрастах.

Итак, разминка! Попробуйте завершить каждую строку:

Полюбил богатый.... (бедную)
Полюбил ученый... (глупую)
Полюбил румяный... (бледную)
Полюбил хороший... (вредную)
Золотой — полушку... (медную)

Представление жюри. Каждый правильный ответ оценивается 1 балл.

Внимание, команды!

1 задание: каждый из вас должен знать ряд высказываний о русском языке, вот мы сейчас и посмотрим, какие вы у нас лингвисты, команды по очереди называют высказывания о языке и автора. Жюри ведут подсчет правильных ответов.

Замечательный учёный С. М. Бонди был блестящим полемистом, мастером каламбуров. В спорах, где разногласия возникали не по существу, а из-за разного понимания одних и тех же терминов, он часто говорил: «Прежде чем говорить о графине, надо определить, что мы имеем в виду — сосуд или человека». Как называются слова, совпадающие по форме, но не имеющие ничего общего по смыслу? (омонимы)

2 задание: назовите толкование омонимов:

1 команда

2 команда

Бокс – 1. вид кулачного боя;

2. мужская стрижка;

3. в больницах изолированная палата.

Реакция – 1. Действия, возникающие на то или иное взаимодействие

между двумя или несколькими веществами;

2. политика жестокого подавления общественного прогресса.

Дисциплина – 1. подчинение установленным порядкам;

2. отдельная отрасль знания.

Мандарин – 1. цитрусовое дерево;

2. название чиновника в старом Китае.

Склад – 1. специальное место для хранения чего-либо;

2. физический облик телосложения.

Титан – 1. божество из числа гигантов;

2.человек, отличающийся исключительной силой ума, таланта.

Вспомним, что такое фразеологизмы. Фразеологизмы — это устойчивые выражения, слова — компоненты фразеологического оборота — нельзя заменить другими словами.

3 задание: в диалоге заменены фразеологизмы, попробуйте их восстановить:

  •  Я в этом деле кошку проглотил (кошку проглотил — собаку съел).
  •  А вы говорите, что я работаю, закатав штанины. (закатав штанины — спустя рукава).
  •  Если и дальше будете колотить городки, в конце месяца сохранитесь с ухом. (сохранитесь с ухом — бить баклуши).

Слово жюри

4 задание: блиц-турнир «Русский алфавит» — задание из нескольких вопросов

  •  Набор букв, расположенных в определенном порядке, как все мы знаем, называется алфавитом или азбукой. Внимание, задание: как они получили своё название?

1 команда

2 команда

Азбука  … (от сложения названий первых букв русского алфавита «аз» и «буки»)

Алфавит … (от первых букв греческого алфавита «альфа» и «бета»)

  • Продолжите древнерусский алфавит: на листке Аз... (буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, дело...)
  • Писатель А. П. Сумароков называл эту букву «уродом», М. В. Ломоносов не включил её в азбуку. С неё начинается всего несколько русских слов, а остальные иностранцы. Что это за буква? (Э)
  • Попробуйте прочитать поговорки, заменяя архаичные формы написания современными:

Грьлся Мазимъ кругъ осинъ
Зения ждетъ воскресенiя
(Грелся Максим вокруг осин
Ксения ждет воскресения)

5 задание: «Попробуй прочитать» — прочитайте и запишите в таблицу в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова:

слова

ответ

Яр

Рай

Сад

Таз

Лен

Ноль

Пол

Лоб

Парк

Краб

Шум

Муж

Туз

Суд

Лей

Ель

Араб

Пара

Шел

Ложь

Порог

Короб

6 задание: «Палиндромы» (палиндромы, или перевертыши — слова, фразы, любые тексты, которые одинаково читаются в обе стороны). Например: А роза упала на лапу Азора. Задание: вам необходимо придумать палиндром.

(Аргентина манит негра. Кит на море романтик.)

Слово жюри

7 задание: «Расшифруйте фразу» (на русском языке)

Шыр — пыр ю пяпюфгы зэлемъгый чесрыг,
Фед гяг, фед гяг, зэлемъгый чесрыг.

(Жил был у бабушки серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик.)

8 задание: «Остроумные переводчики»: попробуйте догадаться, что означают эти слова:

  •  Хамелеон (грубиян)
  •  Мыкать (якать во множественном числе)
  •  Пережиток (долгожитель)
  •  Рубанок (любитель поесть)
  •  Ухажер (любитель рыбных супов)
  •  Лягушка (кровать)
  •  Котлован (кот, который что-то ловит)

Слово жюри

9 задание: Переведите слова в первой колонке на казахский язык и вставьте вместо точек во второй колонке. У вас получатся новые слова.

1 команда

огромный

круго… (зор)

дыхание

… ократия (дем)

рыдание

ба… (зар)

есть

…мен (бар)

мозг

ко…ссия (ми)

2 команда

много

…око (мол)

мысль

пок.. (ой)

десять

балл..(он)

пудра

антил…(опа)

я

супер…(мен)

Итоговая весёлая викторина:

  •  Чем кончается всё? (ё)
  •  Кто говорит на всех языках? (эхо)
  •  Какие местоимения портят дороги? (я-мы)
  •  Сколько букв «г» нужно, чтобы получилась большая куча сена? (сто-г)
  •  Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (б)
  •  Несла бабка на базар 100 яиц, а дно упало. Сколько осталось яиц в корзине? (ни одного)
  •  По чему, когда хочешь спать, идёшь на кровать? (по полу)
  •  Какой месяц короче других? (май — всего 3 буквы)
  •  Может ли страус назвать себя птицей? (нет, не умеет говорить)
  •  Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (железнодорожного)
  •  Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)

Подведение итогов игры — слово жюри. Награждение команд.

Заключительное слово ведущего: мы можем гордиться русским языком, действительно великим, могучим и свободным. Спасибо командам за игру, за внимание! До новых встреч!

Категория: