Литературная гостиная: «Мир Гоголя»
Курило Татьяна Станиславовна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, КГУ «Привольная средняя школа» село Привольное, район имени Габита Мусрепова СКО |
![]() |
Цель: Выявление полифоничности и многокрасочности мира
Задачи:
- Активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся.
- Развивать творческие способности, познавательный интерес.
- Воспитывать чувство прекрасного, стремление к красоте.
Оборудование:

Класс оформлен под литературный салон XIX века времён
Эпиграф:
«Сколько есть у нас людей добрых,
Но сколько есть и плёвел, от которых
Житья нет добрым…
На сцену их! Пусть видит весь народ!
Пусть рассмеётся им. О, смех великое дело!»
Ход урока:
Звучит музыка. Зал заполняется героями гоголевских произведений, современниками
Слово учителя: Добро пожаловать, господа! Сегодня в нашей литературной гостиной XIX век. Первая его половина «Золотой век» русской литературы. И мы в гостях у одного из лучших его представителей у

Видимо, жизнь Гоголя (он умер в неполных 43 г.) была исполнена глубокого трагизма, а в могилу его свели не болезнь, и физические страдания, а духовная драма, муки за страдания других людей, и острое чувство ответственности за царящее в мире зло так как «Неправосудие больнее всего взрывало сердце».
21 февраля 1852 года в день, когда умер Гоголь, потрясенный

(Чтение стихотворения учеником)
Учитель: Образ этот создан с мыслями о Гоголе, посвящен его памяти, однако в стихотворении запечатлена участь всякого борца за правду и справедливость. Он и обличитель, и проповедник высоких идеалов, почти пророк — образ традиционный для русской литературы. Он сродни лермонтовскому пророку, в него та же толпа «Бросала бешено каменья», когда он проходил свой тернистый путь. Вспомним постановку «Ревизора», которая стала своеобразным памфлетом, обличающим современную действительность.
(Фрагмент из пьесы
Вывод: Таким образом, стихотворение Некрасова — своеобразный манифест борьбы за реалистическую литературу, то есть за процветание гоголевской школы.
Какие же уроки она нам преподает? Давайте попробуем разобраться.
Ведущий: Сегодня в нашей литературной гостиной собрались современники
Блистательным литературным дебютом в творчестве
Критика:
(Фрагмент из «Ночи перед рождеством» инсценированное представление). Рисунок 4, 5.

Ведущий: «Вечера» сочувственно встречены публикой. (1831–32 г)
Пушкин отметил светлый характер произведения. Имя Гоголя сделалось известным.
1834 год — Гоголю 25 лет, он в рассвете творческих сил. Артистичен, обладает актерским талантом. Он известен в литературных кругах.
Критика:
Тесное сближение с Пушкиным привело к тому, что Гоголь занимает место ведущего критика в журнале «Современник», организованном
Вслед за ним А.Герцен признается: «Мертвые души — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный».
О чем же мечтал Гоголь? Какой он видел Русь из своего прекрасного далека, создавая это произведение? Об этом он пишет в одном из лирических отступлений, которыми так богата поэма. (Художественное чтение отрывков из поэмы. На выбор учащихся).
Давайте посмотрим теперь на гоголевскую Русь глазами его героев из поэмы «Мертвые души». (Фрагмент

Слово учителя: В героях поэмы «Мертвые души» отразились общечеловеческие пороки. Вот почему имена помещиков стали нарицательными. И сегодня праздного
Сатира и лиризм — два неразделимых начала в творчестве Н.Гоголя, его «смех сквозь слезы».
И все же Гоголь надеялся, что не Маниловы, Ноздревы, Коробочки — хозяева России, а умный русский народ, которому Гоголь посвятил самые задушевные слова. Через сюжет многих его произведений проходит тема дороги — вечного движения как общечеловеческого начала, в котором мы почувствуем поэтическую страстность, энергию и эмоциональность повествовательного стиля Гоголя.
(Чтение учеником фрагмента из поэмы
Слово учителя: Пусть же всегда в ваших юных душах, как напутствие, звучат гоголевские строки: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге! Не подымите потом!»

В заключение учащимся предлагаю написать эссе на тему «Мой Гоголь».
На следующем уроке на моем столе лежат выполненные работы. Вот фрагменты из них.
Васильченко А.:
«…Он смотрит на нас из своего времени — этот самый загадочный писатель 19 века. Порой примеривает к нам своих героев, ища в нас пороки, и заставляет задумываться об уроках нравственности. Порой горько усмехается или сочувствует, потрясенный трагедией маленького человека, задавленного бюрократической машиной чиновничьего аппарата. Порой восхищается и любуется красотой земли родной, величием силы народной, живущей на этой земле».
Петровская В.:
«… Каков же он сам? Таинственный Карла, получивший такое прозвище среди сокурсников Нежинской гимназии за колкость и насмешливость в отношении товарищей. И в то же время ранимый, трогательный, ждущий поддержки. Готовый к творчеству для внимательной дружелюбной публики…»
Мухамеджанова Н.:
«…Кто он? Грешник, не внявший библейской истине «не суди, да не судим будешь» или праведник, так дерзко переступивший эту заповедь?
Мне кажется, что ответы на эти вопросы дает сама жизнь, так реально воспроизведенная в его творениях.»
Самоанализ внеклассного мероприятия
Внеклассное мероприятие «Литературная гостиная» на тему «Мир Гоголя». Провожу как итоговый урок по изучению творчества
Весь класс задействован в процессе обучения. Достигнута цель учителя: развитие позитивных индивидуальных свойств ученика — способностей, склонностей, интересов, коммуникативной культуры.
Дома дети пишут эссе на тему: «Мой Гоголь».
Использованная литература:
- Зольникова
В. И. Работа над литературным произведением. М. «Просвещение» - Гоголь Н.В. «Мертвые души»
- Булгакова
И. В. Уроки русской литературы.Ростов-на-Дону . «Феникс» 2002 - Музыкальные произведения
П. И. Чайковского ; В.Мэй.
- 11539 просмотров