Мастер-класс «Целеполагание»
Садыкова Бибижан Тажигалиевна, учитель математики высшей категории, школа-лицей № 16 имени Жапака Каражигитова, город Атырау |
План
Целевая аудитория: Учителя школы № 16
Цель: Оказать содействие участникам в понимании таких понятий, как «целеполагание», «СМАРТ-цели», «задачи деятельности», в развитии умения ставить цели, оценивании правильности формулировки цели.
Ожидаемые результаты: Участники занятия будут ставить к каждому уроку конкретные, измеримые, достижимые цели, грамотно определять задачи для реализации поставленной цели.
Методы и приемы: Интегрированное занятие: теория с элементами презентации + практическая работа. Сочетание групповой и индивидуальной деятельности. Метод самостоятельной работы в малых группах.
Оборудование: Мультимедийный проектор, ПК, экран, бумага, стикеры, маркеры, презентации теоретического материала, карточки с заданиями.
Этапы работы |
Содержание этапа |
Деятельность участников |
Время |
1.Вступительная часть Организационный момент. Цель: Добиться психологического раскрепощения участников. Обеспечить внешнюю обстановку для эффективной работы. Прием: «Круг радости» Задачи: Участники выскажут позитивные пожелания друг другу. Участники разделятся на группы, в которых будет обеспечена командная работа. |
1.Приветствие. 2.Деление на группы 3.Сообщается тема и цель занятия. Слайд 1,2. |
Участники образуют круг радости, соприкасаясь пальцами рук, желают друг другу отличного настроения и хорошей работы. Делятся на группы по предметам преподавания или предметам одного цикла. |
5 мин |
2.Введение в тему Актуализация опорных знаний. Цель: Создать условия для определения (уточнения) участниками знания о цели (понятие цели). Метод: Эвристическая беседа. Задачи: Определить общий подход к понятию цели. Уметь классифицировать цели. |
1.Задание группам: Закончить предложения: а) Цель — это… б) Результат деятельности — это… 2.Слайд 3 — желаемый ответ на предложенные вопросы. 3. Познакомить с классификацией целей – слайд№ 4. 4. Диалог с участниками: Определить основания для классификации по предложенной схеме следующих целей: а) цели урока, б) цели самообразования, в) цели методического объединения, г) цели Государственной программы развития образования. |
1.Участники формулируют ответы, обсуждая в группах. Определения записываются на доске, совместно выбирают наиболее точное по мнению большинства определения. 2.Записывают определения в тетради 3.Знакомятся с классификацией целей, предлагают свои варианты 4.Принимают активное участие в беседе, высказывая собственные точки зрения. |
10 мин |
3.Основная часть (теория+практика) 1.Цель: Организовать совместную деятельность участников по выявлению (определению) признаков правильно сформулированных целей и умению формулировать к уроку правильные цели. 2. Метод исследовательской беседы Работа в малых группах. 3. Задачи: Определить понятие СМАРТ-цели. Оценить цели по требованиям СМАРТ. Составить к уроку правильные цели.
|
1.Групповые задания: а) Обсудите в группах: по каким признакам можно характеризовать правильно сформулированную цель? б) Поставьте образовательные, воспитательные, развивающие цели к уроку. 2.Обсуждение работы групп, обмен мнениями. 3. Ознакомление с теорией вопроса, дать понятие СМАРТ-целей Слайды №5-№8. Привести примеры: «Стать счастливой – не цель, а мечта». 4. Ознакомление с примерами составления смарт-целей из своей практики. Слайды №9-№12 5.Групповое задание: а) выбрать из предложенных грамотно сформулированные цели к уроку – слайд №13 б) оценить цели, сформулированные группами в предыдущем задании по соответствию СМАРТ, внести поправки. |
1-2.Участники в группах готовят презентации к ответам на вопросы. Определяют признаки целей, формулируют цели урока по учебному предмету группы. 3-4.Знакомятся с понятием Смарт-цели, с постановкой цели с позиции ученика, с позиции учителя, с глаголами для постановки цели с позиции ученика, с примерами составления СМАРТ цели из практики мастера.
5. Работают над выполнением группового задания с последующей презентацией аргументированного ответа на вопрос «Какие преимущества дают цели, поставленные с позиции ученика?» |
30 мин. |
4. Продолжение основной части (после разминки) Цель: Создать условия для определения понятия задачи и умению ставить задачи для достижения цели. Метод эвристической беседы с аудиторией, работа в малых группах. Задачи: Определить разницу в понятиях цель и задача Составить задачи для достижения заданной цели.
|
1.Совместное обсуждение: Как объяснить разницу между понятиями цель и задача? Приведите примеры. Простейшие примеры: Цель: Добиться чистоты окон. Задача: Вымыть окна. 2.Групповое задание: Составить задачи для реализации методической цели учителя: «В течение первого полугодия освоить и использовать в ходе обучения учащихся 8 А класса приемы технологии развития критического мышления» 3.Демонстрация примеров из практики мастера. Слайды №14-18 |
1.В совместном обсуждении определяется понятие задачи как пошаговой реализации цели. Участники приходят к пониманию цели как ответа на вопрос что хочу, а задачи-что для этого сделаю. 2. В групповом обсуждении составляют задачи к заданной цели с последующей презентацией. |
15 мин |
5.Обратная связь Цель: Отслеживание и корректировка умений и навыков по составлению СМАРТ целей к уроку. Метод проблемной ситуации, групповая работа. Задачи: Переформулировать цели урока по требованию СМАРТ. Составить задачи к реализации цели данного урока.
|
Участникам демонстрируются формулировки целей из их поурочных планов, сфотографированные до проведения мастер-класса, определить являются ли они СМАРТ целями и предложено откорректировать в соответствии с требованиями СМАРТ, наметить задачи для достижения данных целей. Слайды №19-№23 |
Участники в групповом обсуждении выполняют задания с последующей презентацией работы, содержащие аргументированные ответы. |
15 мин |
6. Заключительная часть Цель: Обобщить полученные сведения. Метод исследовательской беседы. Задачи: Дать определение целеполагания и составляющих целеполагания. Конкретизировать правильное целеполагание и неправильное целеполагание. Сформулировать цель данного занятия по типу СМАРТ.
|
В ходе диалога постановкой открытых вопросов понятие целеполагания определяется как неотъемлемая часть оценивания, требующая наличия четырех составляющих: 1. четкой формулировки целей 2. разбивки целей на задачи 3. мотивации и настойчивости 4. непрерывного оценивания Выявляются признаки правильного и неправильного целеполагания. Предлагается цель мастер-класса переформулировать по типу СМАРТ. Слайды №24-№27
|
Участники обобщают материал в совместном обсуждении следующих вопросов: Каковы требования к целеполаганию? Почему необходим анализ целей? Как понимать требования мотивации и настойчивости? Каковы признаки правильного целеполагания?
Участники возвращаются к цели мастер-класса, сформулированной в начале занятия с позиции мастера и переформулируют с позиции участников.
|
15 мин. |
7. Рефлексия |
В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным. В графу «И» — «интересно» вписывают все любопытные факты, о которых узнали и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
|
Участники заполняют оценочные листы.
|
10 мин. |
- 17638 просмотров