9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Математический «Звездный час»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Садыкова Бибижан Тажигалиевна, учитель математики высшей категории, первого (продвинутого) уровня, школа-гимназия № 16 имени Жапака Каражигитова, город Атырау

Садыкова Бибижан Тажигалиевна

Цели:

  • Расширение кругозора учащихся, повышение интеллекта; развитие познавательного интереса; развитие мышления и внимания, творческих способностей; умение применять знания в измененных условиях.
  • Воспитание чувства товарищества, умения работать в паре.

Оформление и оборудование:

1. Мультимедийный проектор
2. Таблички с цифрами
3. «Звезды»
4. Призы
5. Презентация

Правила игры:

В игре принимают участие 8 пар учащихся. Один из игроков основной, второй — помощник. Всего во время игры проигрываются 5 туров. В каждом туре несколько заданий. Пара должна выбрать из предложенных правильный ответ. За каждый правильный ответ паре вручается «звезда». После каждого тура из игры выбывают пары, имеющие меньшее количество звезд.

I тур — «Великие математики».
II тур — «Числа правят миром».
III тур — «Всяк на свой аршин мерит».
IV тур — «Посчитай-ка».
V тур — «Финал» (к финалу остаются 2 пары)

Игра проводится по правилам одноименного телевизионного шоу «Звездный час».

Ход игры

I тур — «Великие математики»

На экране презентация портретов великих математиков: Пифагор, Декарт, Фалес, Архимед, Евклид, Гаусс, Эратосфен. Участники должны по описаниям узнать великого математика.

1. Этот математик родился и жил во Франции, затем переехал в Голландию, где прожил 20 лет. Самое знаменитая истина, изреченная им: «Я мыслю — следовательно, существую» в истории математики обессмертил себя тем, что линии на плоскости связал с уравнениями, которыми они описываются в координатной системе. Он впервые ввел понятие переменной величины. Символика, предложенная им, сохранилась до сих пор. Обозначение степени, b также предложено этим ученым. (Декарт, 1596-1650).

2. Этот ученый родился на острове Самос. Он много путешествовал, жил в Египте, Вавилоне. Потом поселился на юге в Италии, в Кротоне, где основал свою школу. Его имя при жизни обросло многочисленными легендами, а сам он почитался как маг и чародей. В основе его учения лежало представление о числе, как основе существ в мире. С помощью чисел он изображал такие понятия как дружба, справедливость.

Справедливость: 4 = 2 + 2
Бракосочетание: 5 = 3 + 2
Мир: 10 = 1 + 2 + 3 + 4 → воздух
↓            ↓        ↓
Огонь земля вода

Задолго до него были известны соотношения между сторонами прямоугольника, треугольника и только ему принадлежит геометрическое доказательство этого соотношения. (Пифагор).

3. Величайший математик, астроном и физик. Считать он научился раньше, чем говорить. Первый успех пришел к нему в 9 лет, когда школьный учитель велел ученикам найти сумму чисел от 1 до 100, а этот маленький математик справился с заданием за минуту. Он решил задачу о построении правильных многоугольников циркулем и линейкой. (Карл Фридрих Гаусс).

4. Этот ученый считался первым математиком в мире. (Фалес).

5. Мыслитель, который навел порядок в математическом хозяйстве. Жил в III веке до н. э. в Александрии. Его изречение: «Царской дороги в математику нет». 13-томный его труд называется «Начала», в которой изложена вся известная к тому времени геометрия. Геометрию, изучающую в школе называют именем этого ученого. (Евклид)

Слайд 1

Слайд 1

II тур — «Числа правят миром»

1. Пифагор говорил: «Мой друг тот, кто является моим вторым я, как числа 220 и 284». Математики говорили: «Чтобы добиться взаимопонимания и любви, нужно написать на чем-либо числа 220 и 284, меньше дать объекту любви, а больше съесть самому». Этих чисел известно немного, их пока 1100 пар. Сумме делителей одного равна другому числу или наоборот. (Дружественные)

2. Эти числа определяют по количеству их делителей. (Простые и составные числа)

3. Эти числа в написании соответствуют словам: «казак», «око», «шалаш». (Палиндромические числа)

4. Давным-давно, помогая себе при счете камушками, люди обращали внимание на правильные фигуры, которые можно выложить из камушков. Эти числа получаются из фигур:

Слайд 2

Слайд 2

III тур — «Всяк на свой аршин мерит»

1. Все эти единицы измерения — старые русские меры.
2. Все эти единицы измерения — меры длины.
3. Назовите меру, соответствующую приблизительно 2 метрам.

Слайд 3

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 4

IV тур — «Посчитай-ка»

1. Выкатывают 5 кубиков с числами от 1 до 9. Из данных чисел составить арифметическое действие, используя знаки действия «+», «-», «*», «:» только по одному разу, получить максимальный результат.

Слайд 5

Слайд 5

V тур — «Финал»

1. За минуту надо записать как можно больше названий геометрических фигур.

Слайд 6

Слайд 6

Подведение итогов. Вручение главного приза.

Слово победителю.

Слайд 7

«Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет». Г. В. Лейбниц

Спасибо за игру!

Категория: