9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Методическое пособие «От малого к большому»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Бурасова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Гимназия „БЭСТ“», г. Петропавловск СКО

Методическое пособие «От малого к большому»

Словарная работа по русскому языку в 5–9 классах

Содержание

Предисловие........4
О методике словарной работы........4
Упражнения на усвоение слова........5
Словарик пятиклассника........7
Словарик шестиклассника........20
Словарик семиклассника........31
Словарик восьмиклассника........36
Словарик девятиклассника........42
Заключение........44
Литература........45
Приложение 1. Художественные тексты о природе Казахстана и России........46
Приложение 2. Словосочетания и предложения для орфографического чтения и синтаксического конструирования........49

Современная языковая политика учитывает исторически сложившееся многонациональное культурное пространство в Республике Казахстан. Государство определило приоритеты педагогического процесса на данном этапе — воспитание социально активной, поликультурной и полиязычной личности. Причём освоение нескольких языков должно исключать какую-либо поверхностность и формализм. Каждый язык предполагается изучать в совокупности всех его уровней, овладение которыми реализует устную, письменную и литературно-читательскую формы коммуникации.

Обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, учителя много внимания уделяют словарной работе, и современная методика рекомендует объединение её семантического и орфографического направлений. Слово одновременно рассматривается в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.

Системная работа над словом призвана

  • максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь,
  • учить использовать слова в их точном значении с учетом ситуации и в соответствии с требованиями жанров и стилей,
  • совершенствовать культуру правописания учащихся,
  • формировать научно-лингвистический тезаурус учащихся,
  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Предлагаемое пособие «Словарик» имеет своей целью упростить и сделать более зрительно-наглядной словарную работу на уроке. Подбор слов в рабочей тетради осуществлялся на основе словников, приведённых в действующих казахстанских учебниках для 5–9 классов. Очерёдность изучения слов определяется учителем в зависимости от учебно-тематического планирования. В «Словарике» помещена разноплановая лингвистическая информация по семантике, этимологии, морфемике, морфологии, что позволяет развивать представления учащихся о русском языке как системе, формировать навыки комплексного анализа слова.

Рабочая тетрадь стимулирует поисково-исследовательскую деятельность учащихся, вызывает потребность в работе со словарно-справочной литературой, так как некоторую информацию о слове, а также примеры употребления в речи ученики должны внести в тетрадь самостоятельно. Задания по «Словарику» выполняются в классе и дома, устно и письменно.

О методике словарной работы

Если словарная работа проводится в начале урока, то учитель получает возможность неоднократно возвращаться к новому слову для закрепления.

Вот основные приёмы работы над словом, которые рекомендуются методистами:

  • нахождение слова в «Словарике», знакомство с орфоэпическим обликом слова (фонетический анализ), запись,
  • толкование лексического значения слова. Для семантизации используются следующие приёмы:

— указание на род и видовой признак (у непроизводных слов),
— обращение к лексическому значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы (у производных слов),
— сопоставление неизвестного слова с известным — синонимом или антонимом,
— использование рисунка, схемы или предмета,
— использование контекста,
— подбор однокоренных слов или слов на смысловую тему,

  • этимологическая справка,
  • дополнение информации о слове,
  • проговаривание по слогам, установление различия в произношении и написании, выделение орфограмм,
  • закрепление знаний о слове в ходе специальных упражнений,
  • контроль освоения слова.

Упражнения на усвоение слова

1. Разделение прямого и переносного значения слова.

2. Конструирование словосочетаний, предложений и мини-текстов, иллюстрирующих прямое и переносное значение слова; выписывание примеров из самостоятельно прочитанного текста.

3. Конструирование предложений или сочинение-миниатюра по опорным словам и словосочетаниям.

4. Выявление различий в сочетаемости слов-синонимов и однокоренных слов с другими словами (например, ароматный и ароматический, подлинный и истинный).

5. Подбор «близких» и «дальних» родственников слова. Их комплексный анализ в лексическом, этимологическом, орфографическом и стилистическом аспектах.

6. Подбор однокоренных слов определённой морфемной структуры (разбор по составу).

7. Подбор однокоренных слов определённого грамматического класса, с определёнными грамматическими признаками.

8. Стилистическое исследование слова (стилевая окраска, сфера употребления).

9. Задание «Объясни разницу». Работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить — предоставить, надеть — одеть).

10. Смысловая группировка слов с непроверяемыми написаниями.

11. Поиск фразеологизмов и «крылатых» выражений, содержащих данное слово.

12. Подбор примеров образного словоупотребления.

13. Знакомство со статьями о данном слове в различных словарях.

14. Игра «Кто больше?» — кто из учеников сможет больше и лучше рассказать о слове.

15. Словарные диктанты на одну орфограмму, с разными орфограммами, с блоками орфограмм.

16. Орфографический разбор.

17. Диктант «Угадай слово!».

18. Орфографический диктант.

Все эти упражнения направлены на запоминание слов, обогащение лексики учащихся, формирования умения правильно употреблять новые слова, как в устной, так и в письменной речи.

К «Словарику пятиклассника» прилагаются тексты со словарными словами о природе Казахстана и России (Приложение 1), задания на конструирование предложений и связного текста по словосочетаниям и частям предложений (Приложение 2). Эти приложения учитель может использовать для заданий тренировочного и контрольного характера.

Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарями и текстами разной стилистической принадлежности, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры, способствуя формированию их коммуникативной компетенции. Так от малого (единицы языка) дети продвигаются к большому (свободному владению языком — непременному условию творчества).

Методическое пособие «От малого к большому» (словарная работа по русскому языку в 5-9 классах)

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Скачать Методическое пособие «От малого к большому»Скачать

Категория: