Методическое пособие «От малого к большому»
Бурасова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Гимназия „БЭСТ“», г. Петропавловск СКО |
Словарная работа по русскому языку в 5–9 классах
Содержание
Предисловие........4
О методике словарной работы........4
Упражнения на усвоение слова........5
Словарик пятиклассника........7
Словарик шестиклассника........20
Словарик семиклассника........31
Словарик восьмиклассника........36
Словарик девятиклассника........42
Заключение........44
Литература........45
Приложение 1. Художественные тексты о природе Казахстана и России........46
Приложение 2. Словосочетания и предложения для орфографического чтения и синтаксического конструирования........49
Современная языковая политика учитывает исторически сложившееся многонациональное культурное пространство в Республике Казахстан. Государство определило приоритеты педагогического процесса на данном этапе — воспитание социально активной, поликультурной и полиязычной личности. Причём освоение нескольких языков должно исключать
Обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, учителя много внимания уделяют словарной работе, и современная методика рекомендует объединение её семантического и орфографического направлений. Слово одновременно рассматривается в четырёх аспектах: орфоэпическом,
Системная работа над словом призвана
- максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь,
- учить использовать слова в их точном значении с учетом ситуации и в соответствии с требованиями жанров и стилей,
- совершенствовать культуру правописания учащихся,
- формировать
научно-лингвистический тезаурус учащихся, - воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Предлагаемое пособие «Словарик» имеет своей целью упростить и сделать более
Рабочая тетрадь стимулирует
О методике словарной работы
Если словарная работа проводится в начале урока, то учитель получает возможность неоднократно возвращаться к новому слову для закрепления.
Вот основные приёмы работы над словом, которые рекомендуются методистами:
- нахождение слова в «Словарике», знакомство с орфоэпическим обликом слова (фонетический анализ), запись,
- толкование лексического значения слова. Для семантизации используются следующие приёмы:
— указание на род и видовой признак (у непроизводных слов),
— обращение к лексическому значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы (у производных слов),
— сопоставление неизвестного слова с известным — синонимом или антонимом,
— использование рисунка, схемы или предмета,
— использование контекста,
— подбор однокоренных слов или слов на смысловую тему,
- этимологическая справка,
- дополнение информации о слове,
- проговаривание по слогам, установление различия в произношении и написании, выделение орфограмм,
- закрепление знаний о слове в ходе специальных упражнений,
- контроль освоения слова.
Упражнения на усвоение слова
1. Разделение прямого и переносного значения слова.
2. Конструирование словосочетаний, предложений и
3. Конструирование предложений или
4. Выявление различий в сочетаемости
5. Подбор «близких» и «дальних» родственников слова. Их комплексный анализ в лексическом, этимологическом, орфографическом и стилистическом аспектах.
6. Подбор однокоренных слов определённой морфемной структуры (разбор по составу).
7. Подбор однокоренных слов определённого грамматического класса, с определёнными грамматическими признаками.
8. Стилистическое исследование слова (стилевая окраска, сфера употребления).
9. Задание «Объясни разницу». Работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить — предоставить, надеть — одеть).
10. Смысловая группировка слов с непроверяемыми написаниями.
11. Поиск фразеологизмов и «крылатых» выражений, содержащих данное слово.
12. Подбор примеров образного словоупотребления.
13. Знакомство со статьями о данном слове в различных словарях.
14. Игра «Кто больше?» — кто из учеников сможет больше и лучше рассказать о слове.
15. Словарные диктанты на одну орфограмму, с разными орфограммами, с блоками орфограмм.
16. Орфографический разбор.
17. Диктант «Угадай слово!».
18. Орфографический диктант.
Все эти упражнения направлены на запоминание слов, обогащение лексики учащихся, формирования умения правильно употреблять новые слова, как в устной, так и в письменной речи.
К «Словарику пятиклассника» прилагаются тексты со словарными словами о природе Казахстана и России (Приложение 1), задания на конструирование предложений и связного текста по словосочетаниям и частям предложений (Приложение 2). Эти приложения учитель может использовать для заданий тренировочного и контрольного характера.
Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарями и текстами разной стилистической принадлежности, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры, способствуя формированию их коммуникативной компетенции. Так от малого (единицы языка) дети продвигаются к большому (свободному владению языком — непременному условию творчества).
Методическое пособие «От малого к большому» (словарная работа по русскому языку в 5-9 классах)
- 7191 просмотр