Министр образования и науки ответил на самые волнующие казахстанских выпускников школ и их родителей вопросы
Сегодня Казахстан готовится к эксперименту с Единым национальным тестированием, чтобы уже на будущий год разделить ЕНТ и комплексное тестирование, предоставив возможность выпускникам школ в 2013 году сдавать его вместо ЕНТ.
А еще через два года у бывших школьников появится выбор: проходить тестирование или сдавать экзамены, как это было раньше. Наряду с этим уже сейчас в стране ведется активная подготовка к тестированию. В году нынешнем оно несколько отличается от предыдущего — введены некоторые новшества. О том, как предстоит развиваться системе отечественного Единого национального тестирования в обозримой перспективе и как это отразится на уровне образования в Казахстане, говорилось вчера в Астане в ходе выездного заседания в Центре национального тестирования с участием министра образования и науки республики Бахытжана Жумагулова. Именно на эту не теряющую своей актуальности тему размышляет глава образовательного ведомства в интервью нашей газете.
Приближается конец учебного года, и наши читатели все активнее интересуются вопросами, связанными с развитием образования, в том числе с Единым национальным тестированием — ЕНТ. Насколько оно отвечает требованиям сегодняшнего дня, задачам повышения качества образования, поставленным президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, четкости, объективности и прозрачности процесса. Сегодня на самые злободневные вопросы о ЕНТ нашей газете отвечает министр образования и науки РК академик Бакытжан Жумагулов.
— Бакытжан Турсынович, вы не раз заявляли свою позицию о необходимости совершенствования ЕНТ. Что для этого делается?
— Данная процедура в силу ее большой социальной значимости всегда в центре внимания нашего министерства, мы стараемся выявить и устранить все возможные «лазейки» для нарушения ее объективности, максимально приспособить к требованиям государства и общества. Стараемся учесть все возникающие тонкие моменты и предложить пути их решения.
Поэтому уже в текущем году в ЕНТ вводится ряд новшеств прежде всего по вопросам охвата выпускников и процедуры тестирования. До сегодняшнего дня прохождение ЕНТ было обязательно для всех выпускников школ, желающих поступить в вузы, и из этого установленного законом правила не было исключений. Но ведь
1) состояние здоровья;
2) смерть близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка);
3) чрезвычайные ситуации, а также
Естественно, эти случаи должны быть документально подтверждены, и тогда выпускники школ могут пройти итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена и в тот же год завершения обучения поступить в организации образования, дающие послесреднее или высшее образование, через комплексное тестирование. Полагаю, это важный в социальном отношении шаг. Еще несколько нововведений направлено на обеспечение более высокой честности и прозрачности процедуры тестирования.
— А что делается по содержанию вопросов? Ведь при тестировании достаточно знать только отрывочные факты, чтобы выбрать нужный вариант ответа. А значит, в школе усиливается зубрежка в ущерб полному освоению предмета…
— Эта проблема ставится совершенно правильно. Такие вопросы мы стараемся исключать. Современные технологии тестов позволяют так формулировать вопрос, чтобы для ответа надо было не просто запомнить конкретный факт, а хорошо знать целый раздел или даже несколько разделов учебной дисциплины.
Но дело это непростое, и одним из главных путей его продвижения является включение вопросов, нацеленных на оценку мышления и глубину освоения предмета, тестов логического характера. Это характерно для сегодняшней мировой практики, и мы не должны в этом вопросе отставать. Как ученый могу сказать, что нами проведено большое аналитическое исследование международного опыта, из него мы отбирали все самое лучшее. Детально анализировали и учитывали и наш опыт предыдущих лет. В результате совместно с Всемирным банком мы уже создали базу тестовых заданий логического характера по математике и
В ЕНТ 2012 года будут впервые использованы такие задания по математике. Далее эта практика распространится на другие предметы. Такие тестовые задания определяют не только уровень освоения школьных программ, но и способности учащихся применять полученные в ходе обучения знания и умения в жизненных ситуациях,
— А почему для внедрения логических тестов выбрана именно математика? Это был объективный выбор или сыграла роль ваша приверженность к данной дисциплине как известного
— В том, что математика — моя любимая наука, сомнений нет никаких. Но в данном случае это не определяющий фактор. Дело в том, что математика по самой своей сути является основой всего
— В Казахстане много школ, где углубленно изучают те или иные предметы. Как это учитывается при составлении тестовых заданий?
— Тестовые задания для ЕНТ составляются в рамках государственных стандартов (ГОСО) и соответствующего содержания учебного материала. В настоящее время тестовых заданий для выпускников, углубленно изучавших предметы, нет. Тестовые задания для всех выпускников одинаковые и не выходят за рамки стандартов. Но вполне естественно, что более глубокое знание предмета выпускниками школ с углубленным изучением в целом обеспечивает им более высокие баллы ЕНТ.
—
— Такая проблема известна, и в текущем году мы пошли навстречу — продлили время приема заявлений на апелляцию до 14 часов следующего дня. При этом перед апелляционными комиссиями мы не ставим задачу обязательно «завалить» каждого апеллирующего. Ювенал, римский
— Насколько применяющаяся сегодня методология ЕНТ позволяет вести качественный отбор абитуриентов в вузы?
— Данный вопрос также находится в сфере нашего внимания. Уже сейчас есть определенные механизмы, позволяющие более целенаправленно отбирать будущих студентов. Это, к примеру, выявление молодых талантов на олимпиадах, творческих конкурсах и предоставление им льгот при поступлении в вуз на соответствующие специальности. Сейчас мы готовимся и к более системному решению — разделению ЕНТ на два этапа. Первый из них, национальное тестирование, будет ориентирован только на итоговую оценку за среднюю школу. А второй — только для приема в вузы. Причем второй этап будут проходить не все, а только те школьники, которые желают поступать в вузы. И здесь тесты уже смогут полнее учитывать специфику вуза и отдельных специальностей.
В 2013 году мы начнем пилотный проект по переходу на двухэтапное ЕНТ, в 2014 году эксперимент будет продолжен. А в 2015 году произойдет уже полное разделение с широким использованием компьютерного тестирования.
— Изменятся ли в этом году правила приема в вуз выпускников средних школ, а также организаций технического и профессионального образования?
— Здесь два основных момента, на которые хочу обратить внимание будущих абитуриентов:
В зачет идут результаты по следующим предметам: государственному или русскому языку (язык обучения), истории Казахстана, математике и предмету по выбору, в том числе должно быть не менее 7 баллов по профильному предмету (не менее 10 по каждому творческому экзамену), а по остальным предметам — не менее 4 баллов.
— Почему баллы ЕНТ за пятый предмет — казахский язык в русской школе и русский язык в казахской школе — не учитываются при конкурсе на образовательный грант?
— Как вам известно, ЕНТ совмещает итоговую аттестацию за курс средней школы и поступление в вуз. Результаты по языкам выставляются в сертификат и аттестат об общем среднем образовании. В конкурсе же на образовательный грант участвуют не только выпускники, сдавшие ЕНТ, но и выпускники прошлых лет, отслужившие в армии, обучавшиеся за границей, которые сдают комплексное тестирование из 4 предметов. Приехавшие учиться в Казахстан наши соотечественники из Монголии и Китая не изучали русский язык, из России, Узбекистана
Подводя итог, хочу еще раз подчеркнуть — тестирование как технология оценки знаний выпускников школ и отбора абитуриентов соответствует тенденциям развития образования в мире. Эту технологию мы постоянно совершенствуем, и здесь немалую пользу приносит максимально полный учет общественного мнения.
Поэтому такие обсуждения на страницах СМИ считаю очень полезными для совершенствования качества образования всех молодых казахстанцев.
Беседовала Карина Кожаева, Астана
Источник: Литер
- 8463 просмотра