Музыкальные инструменты: От арфы до рояля
Давыдова Л.В.
6 класс
Цель: изучение новых музыкальных инструментов».
Задачи: развивать познавательный интерес учеников. Воспитывать эстетический интерес к музыкальным инструментам, развивать
Виды детской музыкальной деятельности: восприятие музыки,
Тип урока: традиционный.
Формы: индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, частично поисковый, наглядный.
Оборудование: магнитофон, пианино, портреты композиторов, нотные приложения, рисунки, мультимедийный проектор, слайды, фонохрестоматия.
Музыкальный материал: Аллеманда,
I. Организационный момент. Приветствие
II. Повторение пройденного материала
Опрос домашнего задания по творчеству: К.Кужамьярова. Кто является основоположником уйгурской музыки? Какие произведения написал Кужамьяров? Заполните таблицу:
Композитор
|
Название произведения
|
Жанр
|
Куддус Кужамьяров | Опера | |
Пуччини | ||
Курмангазы | ||
Аксак Кулан | Симфоническая поэма |
III. Объяснение нового материала
Этот инструмент — принадлежность всех богатых домов. На его изготовление шли привозившиеся из заморских стран драгоценные сорта дерева — черного, красного, лимонного. Слайд № 2. Инструмент отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными камнями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины. А клавиши? Что там пластиночки из слоновой кости! Случалось, клавиши покрывали пластинки из самоцветов: слоистым агатом, ониксом, золотистым янтарем и даже драгоценным
Некогда раньше музыкальный инструмен не был таким дорогим, таким почитаемым и ценным, как мебель.
Увы, улучшения внешнего вида приводило к ухудшению звука. Голос у клавесина был чуть суховатый, стеклянный. Сайд № 4. Но главная беда в том, что сила звука оставалась у него всегда одинаковой, одной и той же громкости. С какой бы силой не ударял, бы музыкант по клавишам громкость звука от этого не менялась. На клавесине хорошо играть полифинические произведения, например,
На смену пришел другой музыкальный инструмент и в 19 веке сложились два вида фортепиано. Это рояль концертный или горизонтальный и пианино домашнее (сообщение ученицы). Слайд № 5.
Конечно, вы знакомы с роялем. Его можно увидеть в концертных залах в музыкальных школах… Его вы видите на экранах телевизоров он большой и важный, стоит на почетном месте, у него поднимают крышку и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом. Слайд № 6. Пианино вы, наверное, видели в школе, или оно есть у вас или у ваших знакомых. Оно намного скромное и занимает меньше места. Да и звук, слабее, чем у рояля. Слайд № 7.
И на пианино, и на рояле играют совершенно одинаково. В чем тут дело? Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем отправиться в путешествие в далекое прошлое.
Очень, очень давно в Древней Греции, еще во времена Пифагора, (слайд № 8) о котором каждый школьник знает по знаменитой теореме, существовал музыкальный инструмент который называли монохорд (
Затем этот инструмент превратился в многострунную арфу. От нее берет начало клавесин. Струна у монохорда плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками, а кроме них была, еще одна подвижная она передвигалась, по струне то укорачивала звучащая ее часть то снова. Удлиняя и тем самым, изменяя высоту звука. Так и превратился инструмент в арфу (сообщение учеником история создания арфы). Слайд № 10 и № 11.
В оркестре арфа занимает особое место, ее голос существует обычно тогда, когда происходит
Она может изображать и нежное дуновение ветерка, и грозные порывы бури. В наше время арфа используется и как сольный инструмент, но играть соло могут только настоящие
В начале 18 века итальянский мастер Бартоломмео Кристофори (Слайд № 12) создал инструмент, в котором по струне ударяли молоточки, обтянутые кожей. И самое главное, что от силы удара по клавише зависела сила звука. Это музыкантам показалось столь важным, что инструменты с такой механикой стали называть фортепиано, где форте — громко, а пиано — тихо. Многие композиторы были и выдающимися пианистами — Моцарт, Бетховен, Шопен, Лист, Рахманинов и другие. Слайд № 13. Сейчас мы с вами послушаем прелюдию и фугу Баха. Перед прослушивание задание: какая динамика произведения и характер на фортепиано?
И следующее произведение которое мы послушаем будет исполнено на органе. Какие средства выразительности передает композитор (прослушивание фуги соль минор).
А сейчас мы будем разгадывать кроссворд.
- Большой коллектив музыкантов играющих вместе на различных инструментах.
- Что есть у арфы, клавесина и фортепиано?
- Что такое звукоряд?
- Тихое звучание.
- Самый роскошный старинный инструмент.
IV. Распевание
- Пение на слоги.
- Пение тонического трезвучия развернутого.
- Пение гаммы по секундам вверх и вниз.
- Пение квинты по звукам скороговорок.
Обратите внимание, что все музыкальные инструменты, с которыми мы познакомились,
V. Итог урока
Мир Музыкальных инструментов весьма широк: народные, старинные и современные. С какими музыкальными инструментами мы познакомились? Какой старинный музыкальный инструмент является самым дорогим и красивым? Какие произведения сегодня прозвучали? Каких пианистов запомнили? Мы на уроке вслушиваемся в звучание инструментов самых разных по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером. Сколько радостных незабываемых минут остается в памяти у нас если удается слушать музыку.
Домашнее задание: нарисовать или написать сочинение «придумать музыкальный инструмент ХХ века». Оценки за урок. Большое спасибо за хорошую работу на уроке! До следующих встреч в мире музыки! Слайд № 12.
- Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людей затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты!
- 14267 просмотров