Национально-освободительная борьба казахов под предводительством султана Кенесары Касым-улы
Цветкова С.В. учитель истории высшей категории г. Петропавловск Северо-Казахстанской области |
Урок по истории Казахстана в 8 классе
Цель:
- раскрыть причины и значение восстания;
национально-освободительный характер движения; показать деятельность Кенесары как государственного деятеля; выделить причины поражения; - воспитывать чувство гордости за то, что в истории Казахстана были выдающиеся личности;
- научить делать выводы, анализировать, защищать свое мнение, рассуждать.
Основные понятия:
Оформление: карта Казахстана, слова Н. Бердяева.
План изучения темы
- Причины и движущие силы, характер восстания.
- Кенесары Касымов — государственный деятель.
- Причины поражения. Значение восстания.
Ход урока
Учитель: Переходим к подробному изучению восстания с помощью таблицы, составленной вами самостоятельно.
Вопросы:
- Когда было восстание и сколько оно длилось.
- Причины восстания.
- Цель восставших.
- Территория восстания.
- Движущие силы восстания.
- а) Почему в восстании приняли участие верхушка казахского общества?
б) Участвовали ли в восстании представители других народов? Почему?
- а) Почему в восстании приняли участие верхушка казахского общества?
- Кто был руководителем восстания? (доклад на основе монографии Е. Бекмаханова)
- Почему восстание носит национально — освободительный характер?
Учитель: Из доклада следует, что Кенесары стал ханом.
Вопрос: Когда это было?
Не противоречит ли этот факт политики российского правительства на территории Казахстана? Если есть хан, есть феодальное государство При Кенесары возникает государство в государстве со своими органами власти. Рассмотрим их.
Схема управления при Кенесары
Учитель: Доказательством того, что он был выдающимся государственным деятелем, проявляющим заботу о своих сородичах, является отношение хана к земледелию.
Вопросы: Поощрял или нет Кенесары тех казахов, которые занимались землепашеством? Почему?
Учитель: Кенесары видный политический и государственный деятель, много сделавший для Казахстана. А что Кенесары говорит о себе? Каким он видит себя?
Работа с художественным текстом: И. Есенберлин «Хан Кене»
Учитель: Мы потомки. Давайте рассудим Кенесары.
Займите позицию.
- «Герой»
«Злодей»
«Воздержавшиеся»
Учащиеся аргументируют свою позицию.
Учитель: Кто же на самом деле хан Кене? Герой? Злодей? Поможет ответить высказывание Н.Бердяева, русского философа.
Учитель: Таким образом, Кенесары и герой, и злодей,
Учитель: Каковы же причины поражения восстания? Какую ошибку допустил Кенесары Касымулы?
Учитель: Значение движения рассмотрим по таблице
Учитель: Итак, мы выяснили причины, движущие силы, характер, причины поражения движения
Закрепление: тест по теме.
Домашнее задание: параграф 9
Дополнительный материал к уроку
Человек — двойственное и противоречивое существо; существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъёму и падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости, и беспредельному эгоизму. Н. Бердяев.
Отрывок из произведения И. Есенберлина «Кочевники», книга третья «Хан Кене»
«Холодными серыми глазами смотрел на него Кенесары. Мог ли Иосиф Гербрут, родившийся совсем под другим небом, познать душу этого человека? А душа эта была соткана из тысяч противоречий. Всё в ней было — и высокие, и низкие желания. Но придёт время, и доверчивый Иосиф Гербрут увидит, как всё больше берут верх в этой душе честолюбие, личная месть, жажда неограниченной власти, необыкновенная жестокость. Султаном из касты торе был Кенесары, плотью от плоти их…
— Лучше быть аргамаком с разорвавшимся от скачки сердцем, чем протащиться по жизни жалкой клячей! — сказал тогда Кенесары. — Нет, я буду драться до последнего вздоха, и пусть рассудят нас потомки, какие бы они там ни были…»
- 16105 просмотров