Некоторые особенности жанра сказки М.Е Салтыкова–Щедрина «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»
Абдешова Жанна Амангельдиновна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория, городская казахская средняя школа № 4 г. Кандыагаш, Мугалжарского района Актобинской области |
Цель: изучение особенностей жанра сказки в «Повести…»
Задачи урока:
Образовательные: выяснить показать почему писатель выбрал жанр сказки, художественное своеобразие жанра сказки научить выделять в тексте особенности народных сказок, специфику сказки. Выявить своеобразие системы персонажей, сюжета и предметного мира сказки.
Развивающие: развитие устной и письменной речи, умения критического мышления, исследовательских, коммуникативных качеств и навыков самооценки, умения высказывать собственное мнение и выслушивать мнение других, cопоставлять эпизоды и анализировать их.
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, трудолюбие стремление к добросовестному труду, творчеству.
Тип урока: объяснение новой темы
Метод урока: исследовательский,
Форма урока: коллективная, индивидуальная, парная
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы, целей и задач урока
(слайд № 1)
II. Вызов
(слайд № 2)
Какое сказочное «чудо» произошло с генералами?
Cлайд № 3 Какую ассоциацию вызывает упоминание о необитаемом острове?
Слайд № 4 В каких обстоятельствах встретились генералы и мужик?
Слайд № 5 Составьте диаграмму Венна.
В чём отличие романа Д.Дефо «Робинзон Крузо» и «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
III. Осмысление
Слайд № 6
Автор заявляет, что его произведение сказка. Найдите в произведении сказочные выражения.(слайд № 6)
- Какие выражения в сказке кажутся совершенно непонятными. Совершенно не подходят к сказке?
- Рассказ о гротеске, гиперболе
Слайд № 7 найдите сказочные выражения. (ответ)
… Жили да были два генерала…
–… Долго ли, коротко ли.
… ни пером описать…, мёд — пиво пил по усам текло в рот не попало…
По щучьему велению по моему хотению
Слайд № 8 Найдите сказочную лексику (эпитеты)
Заполнить детонантный граф. (слайд № 9) Автор смеётся над своими героями, но смех разный, почему?
Слайд № 10 Подумайте:
— Какой выход видят генералы из создавшегося положения?
— Чем отличается поведение генералов от поведения мужика?
— Почему мужик взял себе одно яблоко и то кислое?
— Почему не наелся сам?
Рефлексия
Cлайд № 11
— Выдержана ли фольклорная манера? (найти в тексте, прочитать)
— В русской сказке героя награждают за добрые дела, соблюдены ли традиции? (найти в тексте, прочитать)
Используя сказочные приемы, фантастику и гиперболу, писатель создает необычную ситуацию, увлекающую нас, читателей. Но он искусно переплетает фантастику и действительность, чтобы изучить суть отношений между власть имущими и народом, безнравственность властей и раболепие мужика. Так через отражение пороков проявляется боль сатирика за сметливый, работящий русский народ.
Слайд № 12 Проверьте себя.
Слайд № 13 Домашнее задание
Создать «Краткий словарь генералов»
- 10207 просмотров