Рекомендации учащимся колледжа по чистоте интонирования при игре на фаготе
Ефремов Игорь Владимирович, преподаватель специальных дисциплин, класс фагота, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Комплекс „Колледж искусств — специализированная школа-интернат для одарённых детей музыкально-эстетического профиля“», СКО, г. Петропавловск |
Определение понятийного аппарата. Интонация — воспроизведение музыкального звука или интервала с той или иной точностью в отношении высоты звучания. Чистая интонация — воспроизведение в пределах зоны данного звука. Творческая интонация — соединение точности интонирования с его выразительностью; свободный художественный выбор интонационных оттенков, когда каждое исполнение становится единственным и неповторимым. Ладовое чувство — способность музыканта ощущать ладовую функцию того или иного звука. Интервальный слух — способность ощущать и воспроизводить звуковысотные отношения между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно.
Из-за несовершенства современной акустики фаготы, изготовленные даже по самым современным расчётам, всё же дают отклонения некоторых звуков от нормальной настройки. Абсолютно «стройных» фаготов не существует. Необходимыми условиями чистоты интонирования являются развитие музыкального слуха, правильная постановка звукового аппарата и формирование навыков ансамблевой игры.
Развитие звуковысотного слуха
Относительный звуковысотный слух складывается из ладового чувства и интервального слуха. Функции слуха в интонировании:
- создание точных слуховых представлений о высоте звука, который предстоит извлечь,
- чёткий слуховой контроль за уже извлечённым звуком.
Упражнения для развития слуха:
1 - одноголосные диктанты и сольфеджирование развивают мелодический слух, ладовое чувство, интервальный слух;
2 - многоголосные диктанты, упражнения в определении на слух аккордов и гармонических последовательностей развивают гармонический слух;
3 - для развития внутреннего слуха:
- подбор мелодий по слуху,
- прослушивание музыкальных произведений с нотами в руках,
- транспонирование мелодий в различные тональности,
- чтение нот в уме,
- импровизация;
4 - систематическая и целенаправленная работа над интонацией во время игры на инструменте.
Роль звукового аппарата и тесситурной техники
Интонационные отклонения отдельных звуков от нормы настройки могут быть ликвидированы или значительно исправлены с помощью звукового аппарата фаготиста (амбушюра, дыхания, резонаторов) и тесситурной техники. Чистота интонации достижима только при правильной постановке всех элементов звукового аппарата и умелом координировании их работы. Звуковой аппарат должен обладать силой и выносливостью, высокой степенью подвижности, гибкостью и точностью работы мышц.
Тесситурная техника
1. Увеличение плотности дыхания повышает позицию звучания. Высокие звуки извлекаются на свободном амбушюре.
2. Увеличение внутреннего натяжения губ. Изменяя степень упругости губ, фаготист может изменять упругость всей колеблющейся системы, образуемой пластинками трости и облегающими их губами, и тем самым влиять на частоту колебаний возбуждаемого звука.
3. Изменение формы и объёма резонирующей полости рта. Извлечению нижних звуков фагота содействует наибольший объём полости рта. Уменьшению объёма полости рта соответствует фонетический звукоряд: а, о, у, э, и.
4. Увеличение плотности обхвата трости губами. Целесообразно увеличивать не плоский, а концентрический обхват трости, что оставляет отверстие между пластинками трости достаточно широким. Для свободного звучания верхнего регистра необходимо увеличивать опору преимущественно на нижнюю губу.
5. Изменение концентрации и направления струи дыхания, посылаемой в инструмент. Струя дыхания направляется исполнителем не прямо в устье трости, а несколько под углом вверх. Чем выше извлекаемый звук, тем более концентрированной становится струя и более крутым угол подачи её в инструмент.
6. Увеличение глубины захвата трости губами при необходимости исполнения интервального скачка. Исполняя фразу, написанную в верхнем регистре (соло первого фагота из «Болеро» М. Равеля), фаготист применяет более глубокий захват трости. Фраза в нижнем регистре (начало Шестой симфонии П. Чайковского) исполняется при более мелком захвате трости. При встрече с большими интервальными скачками у фаготиста возникает необходимость на ходу изменять глубину захвата трости. При этом трость не скользит в губах, а вместе с губами или выкатывается вперёд, или вбирается внутрь. Оу-образная постановка предоставляет большие возможности для использования этого приёма.
В тесситурной технике фаготиста велика роль мышечной памяти, накапливаемой в процессе систематических упражнений.
Интонационная регулировка фагота: общий строй
Исполнитель приспосабливается к своему инструменту, преодолевая его интонационные погрешности своей исполнительской техникой, а также интонационной регулировкой инструмента.
1. Для осуществления регулировки общего строя фагот снабжается двумя или тремя эсами разной длины. Короткие эсы повышают строй, длинные — понижают. Установка эса другой длины приводит и к некоторому нарушению прежней относительной настройки регистров, что вносит изменения в тесситурную технику фаготиста. При отсутствии комплекта эсов эс либо выдвигается, либо укорачивается. Для сохранения надёжности мягкой атаки звуков среднего регистра рекомендуется использовать втулки, удлиняющие эс (фаготист В. Прокопович), и конические насадки на начало эса. Подрезка эса не рекомендуется из-за перекоса интонации всего звукоряда. Эс от другого фагота эффективен, если конус канала и диаметр его окончания совпадают с конусом и диаметром начала инструмента.
2. Нижний регистр фагота можно отрегулировать толщиной прокладки под вентилем, соединяющим два канала его двойного колена. Толстая прокладка понижает звучание нижнего регистра, тонкая — повышает.
3. Существенного понижения строя инструмента можно достичь за счёт некоторого выдвижения малого колена из двойного колена (при этом преимущественно понижаются звуки нижнего и среднего регистров). Для значительного понижения строя необходимо одновременно выдвигать и малое колено, и эс.
4. Роль трости в интонировании велика.
- Длинные и широкие трости способствуют понижению строя, короткие и узкие — повышению.
- Чистота и устойчивость звукоряда фагота зависят от высотной настройки и крепости трости. Слишком высоко настроенная (недоточенная) трость вызывает повышение строя, многие ступени звукоряда становятся интонационно неустойчивыми. Переточенная трость вызывает понижение строя. Большое усилие губ при управлении крепкой тростью приводит к некоторому завышению строя.
- Более глубокая насадка трости на эс позволяет повысить общую настройку фагота.
Интонационная регулировка фагота: интонационная точность и устойчивость звукоряда
Звукоряд каждого конкретного инструмента имеет немало «больных» звуков. Одни из них повышают, другие — понижают, есть и неустойчивые (детонирующие) звуки. Фаготист обыгрывает инструмент, приспосабливаясь ко всем его особенностям и недостаткам. Иногда интонационные отклонения в звукоряде фагота оказываются непреодолимыми только усилиями звукового аппарата музыканта. Тогда используют другие способы.
Изменение высоты подъёма клапанов, закрывающих звуковые отверстия, изменение размеров и расстояний между отверстиями. Повышают звук
- увеличение размеров соседнего с аппликатурной комбинацией отверстия,
- приближение этого отверстия к последнему закрытому отверстию аппликатурной комбинации,
- более высокий подъём клапана, закрывающего это отверстие.
Понижают звук
- понижение высоты подъёма клапана,
- уменьшение размеров отверстия,
- увеличение расстояния между отверстиями.
Но большинство аппликатур взаимосвязано друг с другом, поэтому, исправив один звук, можно совершенно испортить другой. В таких случаях идут на незначительное изменение, чтобы получившиеся незначительные отклонения могли быть исправлены усилиями звукового аппарата.
Высоту подъёма клапанов обычно регулируют, изменяя толщину пробочной прокладки. Можно устанавливать регулировочные винты (фаготист Ю. Неклюдов).
Размеры отверстий увеличивают с помощью круглого напильника и шлифовальной наждачной бумаги. Уменьшают нанесением на поверхность отверстия нескольких слоёв прочного водостойкого лака. Более надёжный способ уменьшения отверстий — установка металлических или пластмассовых втулок. Во избежание попадания воды в отверстие концы втулок должны немного выступать внутрь канала инструмента.
Использование дополнительных и вспомогательных аппликатур. Под дополнительной аппликатурой понимается дополнительное использование звуковых отверстий, клапанов к уже взятой основной аппликатуре. К вспомогательной относится комбинация, в которой не участвуют клапаны, звуковые отверстия, применяемые при основной аппликатуре.
1. Фа-диез большой октавы можно повысить, добавив клапан 14. Для понижения этого звука можно прибегнуть к помощи дополнительной аппликатуры № 2, предварительно уменьшив высоту подъёма клапана 14.
2. Низкий звук си малой октавы можно повысить, подключив к основной аппликатуре клапан 18.
3. Неустойчивый ми-бемоль малой октавы можно сделать более устойчивым добавлением клапана 4. Более чистым звук сделают вспомогательные аппликатуры № 4 или № 5.
4. Фа малой октавы на многих фаготах неустойчив и повышает. Добавляют клапан 18. Для значительного понижения — дополнительный клапан VII.
5. Фа-диез малой октавы несколько понижается подключением клапана 1. Более низкий звук можно получить с помощью аппликатуры № 3 или № 4 (в последнем случае клапан 14 не должен высоко подниматься или отверстие под ним не должно быть большим).
6. До первой октавы можно поднять, добавив клапан 17.
7. Для исправления низкого ре первой октавы добавляют клапан 18 или используют аппликатуру № 2.
8. Если ми-бемоль первой октавы понижает, его можно исправить, дополнительно открыв отверстие IV или добавив клапан 17. Иногда используют аппликатуру № 5 или № 6.
9. Ми первой октавы повышают, дополнительно открывая отверстие IV или добавляя клапан 7.
10. Высокий фа-диез первой октавы исправляют с помощью аппликатур № 3, № 7 или № 8.
Методические рекомендации по работе над интонацией при педагогической практике
Интонация должна рассматриваться педагогом и учениками как важнейший элемент исполнительского мастерства. Работа над ней должна быть запланированной и систематической. Педагогу не следует чрезмерно опекать в этом вопросе ученика. Молодой музыкант должен учиться самоконтролю и уметь в случае необходимости исправлять свою интонацию. Для учащихся можно предложить следующую памятку.
Памятка для учащихся по работе над интонацией
1. Всегда работай с включённым слухом!
2. Перед началом упражнений настрой свой слух по звукам тонического, субдоминантового и доминантового трезвучий.
3. Верность интонации отрабатывай, опираясь на ладово-осмысленную взаимосвязь звуков мелодического построения. Используй интервальный контроль не только между соседними, но и несоседними звуками. Октавы, квинты, кварты, малые секунды — интонационная основа исполнения.
4. Как быть с интонационно сомнительными звуками в звукоряде фагота? — Проверить точность их настройки помогут чистые интервалы, построенные от устойчивых в интонационном отношении звуков.
5. Работа над интонацией особенно результативна, если идёт совместно с работой над звуком. Благодаря большой частоте интонационных попаданий на ноту, представления звукового аппарата о правильном звукоизвлечении уточняются и закрепляются.
6. На первом этапе обучения для прояснения интонации звукоряда фагота в союзники берётся хорошо настроенное фортепиано. Но помни, что темперированный строй фортепиано — лишь схема живого, художественного интонирования духовика. В будущем этот помощник станет средством общей интонационной сверки.
В интонации — одном из средств интерпретации — сокрыты большие резервы для обогащения выразительных возможностей исполнения.
Верность интонации заключается не только в её чистоте, но и в выразительности. Варианты мотивации выбора интонационного оттенка могут быть следующими:
- выявление ладофункциональных связей между звуками,
- желание оттенить направление ладовых тяготений,
- подчёркивание устойчивости или неустойчивости ступеней лада, мажорности и минорности лада в целом,
- выявление индивидуальности интервалов,
- интерпретация с учётом направления мелодических линий, гармонии, темпа, ритма, особенностей фактуры, стиля и эпохи создания произведения.
Основу интонационного творчества составляют ладово неустойчивые звуки. Чем диссонантнее интервал, тем шире диапазон допустимых интонационных оттенков.
Учащиеся, получив представление о творческом интонировании, имеют возможность развивать навыки истинно художественного исполнения музыкальных произведений.
Литература
- Ефремов И. В., Ефремова О. С. Фагот: первые шаги музыканта. Учебное пособие для музыкальных школ. — Петропавловск: филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО», 2014. — 66 с.
- Терёхин Р., Апатский В. Методика обучения игре на фаготе: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1988. — 208 с.
- Федотов А., Плахоцкий В. О возможностях чистого интонирования при игре на духовых инструментах. В кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки. \Под ред. Е. В. Назайкинского. М.: Музыка, 1964. — 231 с.
- 12202 просмотра