Работа над художественной выразительностью исполнения в специальном классе фагота
Ефремов Игорь Владимирович, преподаватель специальных дисциплин, класс фагота, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Комплекс „Колледж искусств — специализированная школа-интернат для одарённых детей музыкально-эстетического профиля“», СКО, г. Петропавловск |
Мой педагогический опыт складывался из работы в школе-интернате для одарённых детей музыкально-эстетического профиля и колледже искусств г. Петропавловска в качестве преподавателя по классу фагота в период с 2000 по 2014 год.
На первом этапе педагогической деятельности моими задачами были: становление класса фагота (формирование материально-технической базы — обеспечение учащимися инструментами и учебной литературой); изучение методической литературы по классу фагота, знакомство с опытом педагогов по классам духовых инструментов; формирование собственной системы методов и методических приёмов, закладывающих фундаментальные знания, умения и навыки у учащихся-фаготистов.
В результате рефлексии мною была выделена проблема, возникшая в процессе занятий и исполнительской практики учащихся, — слабость эмоционального воздействия исполняемой учащимися музыки, вследствие доминирования «голого» прочтения нотного текста, увлечения работой над техническими трудностями материала.
Современный фаготист высокого класса должен обладать подлинно виртуозной техникой, владеть двойным стаккато, вибрато, фруллато, широкой гаммой штрихов, техникой многозвучия, уметь извлекать четвертитонные и трёхчетвертитонные интервалы, область его выразительной игры распространяется на все регистры фагота, включая и такие высокие звуки, как ми, фа, соль, ля-бемоль второй октавы и до третьей октавы. Но овладение виртуозной техникой не должно стать самоцелью, а в совокупности с использованием образно-выразительных возможностей фагота использоваться для проникновенного воплощения замысла композиторов.
Музыка — это искусство, напрямую воздействующее на эмоциональную сферу сознания людей. Музыка становится искусством только тогда, когда музыкант владеет силой одухотворения написанных когда-то композитором нот. Музыка должна быть «живой», трогающей за душу. Иначе второй раз вас просто не захотят слушать.
Овладение учащимся средствами музыкальной выразительности, искусством построения музыкальной фразы, грамотное использование выразительных возможностей самого фагота помогает вдохнуть жизнь и чувство в исполняемое произведение, превратить исполнение в экспрессивный монолог, обращённый к слушателям.
Эта педагогическая проблема не нова в музыкальной педагогике, но она не перестаёт быть актуальной, так как встаёт перед каждым педагогом, и каждый пытается найти собственный подход в решении этой проблемы в своём классе.
Личная педагогическая концепция
• Обеспечение целостности педагогического процесса в его познавательном, развивающем, воспитательном и деятельностном компонентах.
• Создание условий для развития индивидуального потенциала учащихся и их потребности в самосовершенствовании.
• Помощь ученикам в формировании личности музыканта.
• Создание в классе атмосферы заинтересованности в учёбе, сотрудничества и творчества.
• Повышение собственного профессионального уровня, знакомство с инновациями в музыкальной педагогике.
Ведущая педагогическая идея
Для музыканта мало озвучить текст. Музыка для души — осмысленная музыка из души.
Теоретическая база
За основу были приняты методические разработки ведущих отечественных и зарубежных педагогов-фаготистов и других педагогов-духовиков: Р. Терёхина, Г. Ерёмкина, Д. Ерёмина, В. Апатского, В. Попова, Ю. Усова, В. Сумеркина, проф. Т. К. Нуралиева.
Технология опыта
Цель опыта: объединение в педагогическом процессе овладения техникой игры на фаготе с развитием эмоциональной и художественной выразительности исполнения.
Задачи опыта:
• помощь педагога в осмыслении учащимися подчинённости техники игры на фаготе работе над художественной выразительностью исполнения;
• совершенствование навыков анализа художественных образов произведений и средств их воплощения;
• овладение учащимися искусством музыкальной фразировки;
• воспитание эмоциональной отзывчивости на исполняемые и воспринимаемые музыкальные произведения;
• воспитание эстетического вкуса;
• подготовка учащихся к участию в концертах и конкурсах.
В процессе мотивации и прогнозирования деятельности по выбранной проблеме возникла система работы, состоящая из следующих компонентов:
1 — технический компонент, включающий знакомство учащихся с проблемами чистого интонирования при игре на фаготе;
2 — развивающий компонент, связанный с разбором произведения и с упражнениями в музыкальной фразировке;
3 — воспитательный компонент, формирующий личностное эмоциональное отношение к исполняемой и воспринимаемой музыке;
4 — практический компонент, актуализирующий профессиональную мотивацию учащихся в высоком уровне овладения выразительностью исполнения.
Технический компонент системы работы над выразительностью исполнения
Д. Шостакович писал: «Мастерство... в исполнительстве начинается там, где исчезает технический блеск, где мы слушаем только музыку, восхищаемся вдохновенностью игры и забываем о том, как. С помощью каких технических средств, достиг музыкант того или иного выразительного эффекта... Вся богатейшая техника этих музыкантов, поистине беспредельный комплекс выразительных средств, которыми они владеют, всегда полностью подчинены задаче возможно более яркого и убедительного воплощения замысла композитора, донесения его до слушателя».
Например, многие соло, поручаемые фаготу Шостаковичем, характеризуются большой интонационной напряжённостью мелодических скачков на кварту, квинту, септиму, нону. Динамический и мелодический диапазон сольных эпизодов простирается от тишайшего пианиссимо до напряжённого фортиссимо, от самого нижнего регистра до крайне верхнего. Многие мелодии Шостаковича требуют от фаготиста искусства выразительного речитатива, экспрессивной декламации. Но все эти технические сложности служат воплощению глубоких философских и эмоциональных образов.
Одним из критериев эстрадной готовности художественного произведения является техническая безукоризненность и непринужденность его исполнения. Только овладев высоким техническим уровнем, музыкант сможет воплотить в реальность идеи и образы композитора.
Уже на ранних этапах обучения учащиеся сталкиваются с проблемой чистоты интонирования при игре на фаготе, потому что фагот не является инструментом, идеальным по строю. И педагог должен постепенно знакомить учеников со способами разрешения этой проблемы в техническом, игровом и развивающем слух планах.
Ещё один важный момент технической стороны специальности — умение изготавливать фаготные трости и исправлять недостатки в готовых тростях. Без определённых навыков в этом вопросе ученик не состоится как музыкант.
Развивающий компонент системы работы над выразительностью исполнения
Выбор художественного произведения на всех этапах обучения происходит с помощью педагога, который, зная учащегося, его сильные и слабые стороны, всегда может порекомендовать то или иное произведение, способствующее росту исполнительского мастерства учащегося на данном этапе обучения.
На первом (ознакомительном) этапе ученик должен войти в творческий мир композитора рассматриваемого произведения, узнать об истории создания сочинения, о его месте в творчестве композитора. Это неразрывно связано с погружением в атмосферу эпохи и в историю жизни самого произведения (имена знаменитых исполнителей, существующие редакции, переложения, звукозаписи). Рекомендуется познакомиться с другими произведениями, близкими по стилю, и сформулировать для себя их отличие и сходство с исполняемым произведением.
На первых порах педагог помогает ученику сделать общий анализ сочинения с точки зрения формы, жанра, музыкально-тематического содержания, структуры, определить характер мелодии, гармонии. В дальнейшем учащийся должен стремиться в этом к самостоятельности.
Нужно приучать ученика мысленно читать нотный текст и представлять себе звучание и характер музыки хотя бы в общих чертах. Если внутренний слух у ученика ещё недостаточно развит, можно прибегнуть к помощи инструмента или фортепиано. Помощь такого рода следует сводить постепенно к минимуму.
Работа без инструмента над своей партией предполагает и внимательное ознакомление ученика с фортепианным сопровождением. Это важно как для комплексного воспитания молодых музыкантов (практическое применение знаний по сольфеджио, музыкальной литературе, общему фортепиано и другим предметам), так и для полной и законченной картины образов произведения.
Педагогу следует настойчиво прививать навык тщательного предварительного просмотра текста изучаемого произведения (темповых обозначений, штрихов, артикуляций, ритмических рисунков, случайных знаков, динамических оттенков и т. д.).
После мысленного освоения сольной партии и знакомства с аккомпанементом возможно предварительное проигрывание пьесы, которое подкрепит правильность проведённого анализа и выявит упущенные особенности, не предвиденные ранее сложности. На начальном этапе обучения пьесу может сыграть педагог или учащийся, уже владеющий инструментом. Возможно прослушивание звукозаписи.
Второй этап — черновая работа над музыкальным произведением. Ученик занимается более глубоким и детальным изучением произведения по частям и отрывкам, отбором выразительных средств и их закреплением.
Игра в медленном темпе позволяет осознанно разобраться в трудных пассажах, определить все детали, составляющие фразу и их место в данном контексте. После этого можно переходить к внимательному рассмотрению всех динамических, агонических и артикуляционных обозначений.
Ритм — одно из важных средств художественной выразительности. Его следует понимать не только как совершенно точное по времени чередование различных ритмических фигур, но и как логическое их чередование. Ритм следует рассматривать только в связи с определённым музыкальным материалом. При исполнении художественных произведений ритм может изменяться и зависит от поставленных задач. В противном случае произведение будет лишено жизненности и выразительности. Но прежде, чем использовать исполнительский ритм, учащийся должен овладеть точными и правильными его основами, уметь точно выдерживать длительность, указанную в нотах.
У учащихся наблюдаются такие типичные ошибки и ритмические нарушения:
1 - при игре продолжительных звуков, когда их длительность полностью не выдерживается,
2 - при переходе с одного ритмического рисунка на другой, когда играющий не может найти правильное соотношение между метроритмом,
3 - при исполнении различных видов пунктирного ритма, когда звуки с точками полностью не выдерживаются,
4 - при игре ритмических построений, включающих в себя паузы, которые редко высчитываются,
5 - при исполнении синкоп, когда синкопированный звук несколько укорачивается или теряет свой ударный акцентированный характер.
Самым распространённым ритмическим нарушением является ускорение темпа в технически сложных пассажах или эпизодах, где короткие длительности чередуются с длительными.
Большое значение в раскрытии содержания художественного произведения приобретает фразировка. Правильная фразировка — это и есть в известном смысле правильно понятое содержание. Фразировка — понятие довольно широкое, включающее в себя элементы формообразующие (определение фразы в связи с компонентами формы: мотив, предложение, период и т. д.) и чисто выразительные (нюансировка, темповые отклонения, штрихи).
Нюансировка в современных произведениях проставляется композиторами довольно желательно. Строго выполнить динамические указания автора — это значит сделать шаг к правильному раскрытию музыкального содержания произведения. Но даже точное выполнение авторских указаний оставляет многое на долю самого исполнителя. Свой исполнительский стиль появляется только после многочисленного исполнения и анализа различных произведений, а также после внимательного изучения стиля исполнения выдающихся музыкантов. Иногда даже изменение авторских нюансов вполне допустимо, если оно продиктовано логикой данной фразы.
К числу наиболее распространённых ошибок во фразировке можно отнести исполнение forte. Этот нюанс не получается по той причине, что учащийся начинает усиливать отдельный звук или фразу сразу с довольно громкого звучания. Это объясняется ограниченностью динамического диапазона исполнителя. Чтобы иметь большой запас громкости, нужно начинать с менее громкого звучания, тогда и выразительная сторона данной фразы будет более эффектной, и для спада звучания будут соответствующие условия.
Говоря об агогической стороне фразы (незначительное отклонение от основного темпа) в целях большей выразительности, следует заметить, что многие исполнители злоупотребляют фермато, рубато и т. д. подобные отклонения чаще всего не помогают, а мешают раскрытию содержания произведения. Смена штрихов ведёт за собой смену характера звучания и отражается на общем содержании произведения.
Направленность на запоминание нотного текста непременно должна связываться с постоянным вниманием, нацеленным на улучшение качества игры, на осмысление эмоционально-художественного содержания исполняемой музыки. Анализ структуры пьесы, установление связи частей, выделение кульминаций, повторений — всё это становится опорными пунктами для музыкальной памяти.
В процессе работы над произведением возможно употребление различных вариантов исполнения; изменение ритмического рисунка (введение пунктирного ритма или акцентирование слабых ритмических долей), темпа, штрихов и так далее. Работа над вариантами является хорошим средством против «забалтывания» пьесы, против механического исполнения.
Третий этап включает работу над музыкальным произведением в целом. Занятия на третьем этапе следует проводить с аккомпанементом. Задачей данного этапа является формирование и реализация целостного художественного замысла, определяющего трактовку частей, отрывков деталей.
Художественно целостное исполнение произведения предполагает эмоционально-логическое осмысление его содержания, расчёт и распределение всех музыкально-выразительных средств, в том числе темпов. Достижение художественной свободы и в достаточной степени импровизационности игры тесно связано с технической точностью исполнения, с непринуждённостью и уверенностью в себе.
На третьем этапе возникает потребность заново переосмыслить пьесу, взглянуть на своё исполнение как бы со стороны. Важную роль в этом процессе играет педагог: необходимо одновременно критически и тактично оценить исполнение ученика, показать его успехи и недостатки. После этого ставятся очередные конкретные задачи, которые ученику нужно решить в процессе дальнейших самостоятельных занятий.
Воспитательный компонент системы работы над выразительностью исполнения
Одной из важнейших задач педагога по специальности является формирование профессиональной психики будущего музыканта, помощь в развитии его внутреннего мира. Эта работа складывается из
• привития любви к инструменту, рождающей желание заниматься и преодолевать трудности;
• воспитания эстетических чувств;
• нравственного воспитания (честность, простота и скромность, уважение к окружающим, верность данному слову, сознательное отношение к общественному долгу — необходимые качества для музыканта);
• воспитания правильного отношения к труду (целеустремлённость, нетерпимость к безделью, трудолюбие, уважение к чужому труду, доминирование критерия качества);
• формирования дисциплинированности, зависящей от развития воли, настойчивости, решительности, самостоятельности;
• формирования пытливости мысли и творческой активности.
Эстетические чувства — это эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей, в искусстве. Способность видеть, чувствовать, воспринимать и понимать прекрасное не придёт к ученику сама собой. Педагог формирует эстетический вкус ученика, учит его отличать истинно прекрасное, возвышенное, гармоничное от безобразного, низменного, сумбурного. Всеми средствами прививается любовь к музыке, развивается острая эмоциональная отзывчивость на исполняемые или воспринимаемые музыкальные произведения.
Правильно сформированные эстетические чувства не только являются активным стимулом художественного творчества, но и способствуют нравственному совершенствованию человека, а также превращаются в мощный фактор формирования мировоззрения.
Воспитательное воздействие оказывает
• сама личность педагога, выступающая в качестве образца;
• правильно организованная работа на инструменте;
• выбор учебного репертуара;
• сплочённый, увлечённый своим делом класс;
• бережное отношение к музыкальной и психологической индивидуальности ученика;
• классные часы и индивидуальные беседы с учащимися;
• коллективные посещения концертов, спектаклей, выставок;
• прослушивание и обсуждение звукозаписей;
• участие в общественной жизни учебного заведения;
• организация и проведение концертов класса, конкурсов, профориентационных концертов.
Практический компонент системы работы над выразительностью исполнения
Некоторые методисты выделяют четвёртый этап работы над художественным произведением — достижение эстрадной готовности. На этом этапе ученик в классе играет произведение целиком. Проигрывание носит характер репетиции перед воображаемой публикой, предполагает полную мобилизацию эмоциональных, духовных сил и чувства ответственности. На такого рода проигрываниях полезно сделать аудио- или видеозапись, затем прослушать её и обсудить достоинства и недостатки исполнения.
Эстрадная готовность произведения определяется многими критериями. Один из них — способность совершенно непринуждённо проигрывать в уме любой отрывок из пьесы. Другой — умение сыграть одно-два технически сложных места несколько раз без перерыва.
Музыкант выходит на сцену — настаёт тот радостный творческий момент, ради которого проделывалась большая и кропотливая работа над художественным произведением.
В педагогическом процессе имеет огромное значение актуализация профессиональной мотивации учащихся в высоком уровне овладения выразительностью исполнения. Поэтому необходим прообраз будущей профессиональной деятельности, имеющий воплощение в реальности и дающий возможность самореализации, иначе ученики обречены на застой в своём развитии и самосовершенствовании. Подготовка и участие во всевозможных концертах и конкурсах практически помогают оттачивать ученикам свои умения и навыки исполнения музыкальных произведений, формировать собственный исполнительский стиль.
Ученикам следует как можно чаще давать концерты, и необязательно перед большой аудиторией. И одного внимательного слушателя может быть достаточно. И даже для одного слушателя настоящий профессионал играет так, как будто он на большой сцене.
Приложения к обобщению опыта
Приложение № 1
Технический компонент системы работы над выразительностью исполнения
Методический доклад «Проблема чистого интонирования при игре на фаготе»
Приложение № 2
Технический компонент системы работы над выразительностью исполнения
Методический доклад «Изготовление тростей для фагота. Исправление недостатков в готовых тростях»
Приложение № 3
Развивающий компонент системы работы над выразительностью исполнения
Открытый урок по специальности «Фагот»
«Разбор и анализ первой части Концерта B-dur для фагота с оркестром В. А. Моцарта. Акцентуация трудностей исполнения»
Приложение № 4
Воспитательный компонент системы работы над выразительностью исполнения
Фрагменты из учебного пособия для музыкальных школ Ефремова И. В., Ефремовой О. С. «Фагот: первые шаги музыканта»
Приложение № 5
Практический компонент системы работы над выразительностью исполнения
Открытое внеклассное мероприятие. Урок-концерт «Знакомство с духовыми инструментами» во вторых классах СШ № 1 г. Петропавловска
Литература
Ефремов И. В., Ефремова О. С. Фагот: первые шаги музыканта. Учебное пособие для музыкальных школ. — Петропавловск: филиал АО НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО», 2014. — 66 с.
Левин С. Я. Фагот. М.: Музыка,1983. — 60 с., ил., нот. — (Музыкальные инструменты)
Терёхин Р., Апатский В. Методика обучения игре на фаготе: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1988. — 208 с.
- 10485 просмотров