Программа кружка «Мир вокруг меня» дополнение к учебному предмету «Познание мира»
Бучинская Светлана Степановна учитель начальных классов, стаж 12 лет, 2 категория КГУ «Донецкая средняя школа» Тайыншинский район, Северо-Казахстанской области |
Пояснительная записка
Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности, реализуемой на занятиях кружка «Мир вокруг меня» для учащихся начальной школы.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты
3. Календарно-тематическое планирование.
Воспитание у учащегося познавательной активности происходит при формировании научного мышления, которое способствует овладению методами научного познания. Научная работа учащихся способствует формированию творческой личности, её развитию и профессиональной ориентации. Особенно актуальна задача приобщения обучающихся к исследовательской деятельности, которая формирует не только способность к продуктивной деятельности, но и такие творческие качества личности, как самостоятельность, независимость суждений, гибкость, критичность, системность мышления, что необходимо специалисту в любой области, а не только научным работникам. Знакомство с началами естественных и социально-гумани¬тарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать на¬правление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие.
Цель: оптимальное общее развитие каждого ребенка, формирование умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности через проектную, исследовательскую, художественную деятельность.
Задачи:
Образовательные
1) Формировать устойчивый познавательный интерес.
2) Обеспечить более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
3) Формировать способность к организации деятельности и управлять ею.
Развивающие
1) Создать условия для развития у учащихся потребности в развития познавательных процессов в учебной деятельности.
2) Приобщить учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней.
3) Расширять кругозор учащихся.
Воспитательные
1) Воспитать коммуникативно-грамотную личность.
2) Воспитать личность, умеющего не догматично принимать информацию, а уметь еѐ анализировать
Сроки реализации программы
Программа кружка рассчитана на 1 год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа)
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Методическая деятельность учителя
1. Отбирает возможные темы для изучения
2. Мотивирует учащихся к созданию проект
3. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта
4. Формирует специфические умения и навыки
5. Напавляет процесс поиска информации учащимися
6. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью
7. Работает с родителями
8. Организует презентацию.
9. Выступает в качестве эксперта
Работа с родителями
1. Беседы
2. Консультации при подборке материала
3. Выступают в качестве экспертов
Форма занятий:
• групповая работа;
• экскурсии;
• беседы, викторины;
• коллективные творческие дела;
• конкурсы, выставки;
• трудовые дела;
• наблюдение;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• игры;
• просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
•Планируемые результаты
Личностные результаты:
■ осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы
■ овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
■ способность к адекватной самооценке с опорой на зна¬ние основных моральных норм, требующих для своего выпол¬нения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
■ формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
■ формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
■ адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
■ концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
■ наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные универсальные учебные действия
■ ставить и формулировать проблемы;
■ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
■ узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
■ запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
■ установление причинно-следственных связей; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
■ умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учѐта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Календарно тематическое планирование
|
Кол-во часов раздела |
Название раздела |
№ Занятия |
Тема занятия |
Дата проведения
|
1 |
1 |
Введение |
1 |
Как произошел мир |
|
|
4 |
Наша планета — Земля
|
2 3 4 5 |
Суша (материки, острова) Вода Леса (джунгли) Пустыни |
|
|
5 часов |
Жили-были животные |
6 7 8 9 10 |
Существовали ли драконы на самом деле? Какое животное первым появилось на суше? Мамонты. Вымерли? Самые большие животные Самые маленькие в животном мире
|
|
|
4 |
Домашние животные |
11 12 13 14 |
Первое животное,прирученное человеком Священные животные Искусство дрессировки Мои питомцы |
|
|
5 |
Загадки растений |
15 16 17 18 19 |
История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. Виды орехов Где растут орехи? Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево? |
|
|
3 |
Способности животных |
20 21 22 |
Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают Необыкновенная выносливость северных собак |
|
|
4 |
Маленькие жители планеты — насекомые |
23 24 25 26 |
Роль насекомых на Земле Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину? Мир пчел Охрана насекомых |
|
|
5 |
Загадки под водой и под землей |
27 28 29 30 31 |
Подводный сад Жители глубин Морские катастрофы Подземные пещеры Гейзеры |
|
|
2 |
Растения-рекордсмены |
32 33 |
Интересные сведения о растениях и их особенностях. Самые редкие растения |
|
|
Заключение |
|
34 |
Что мы узнали и чему научились за год. |
|
Содержание программы:
2 класс (34 ч.)
1. Введение (1 ч)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
2. Наша планета — Земля (4 ч)
Суша (материки, острова)
Вода
Леса (джунгли)
Пустыни
Практические работы с картой.
3. Жили-были животные (5 ч)
Существовали ли драконы на самом деле? Какое животное первым появилось на суше?
Мамонты. Вымерли?
Самые большие животные
Самые маленькие в животном мир
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
4. Домашние животные (4 ч)
Первое животное, прирученное человеком
Священные животные
Искусство дрессировки
Мои питомцы
5. Загадки растений (5 ч).
История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево.
Зачем деревьям кора? Железное дерево. Где растут орехи? (практическая работа через
сравнение) Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой.
6. Способности животных (3 ч).
Чутье обычное... и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.
Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают.
Необыкновенная выносливость северных собак
Рекомендуемые внеурочные экскурсии (виртуальные): в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
7 Маленькие жители планеты — насекомые (4 ч).
Роль насекомых на Земле
Бабочки-путешественники. Как
пауки плетут свою паутину?
Мир пчел
Охрана насекомых
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для
ознакомления с энтомологическими коллекциями (заочно-виртуальные)
8. Загадки под водой и под землей (5 ч)
Подводный сад
Жители глубин
Морские катастрофы
Подземные пещеры
Гейзеры
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной (заочно-виртуальные)
9. Растения-рекордсмены (2 ч).
Интересные сведения о растениях и их особенностях.
Самые редкие растения планеты
10. Заключение (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год
Используемая литература
1. Попова Т. А. «Экология в школе: Мониторинг природной среды» Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г. — 64 с.
2. О. Якубсон «Птицы», альманах № 21, 2006 г.
3. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. М. Колос, 1992.
4. Дмитриев Ю. О. О природе для больших и маленьких. М. Педагогика,1982
5. Интернет-ресурсы
- 23414 просмотров