Эссе на тему: «Моя педагогическая профессия»
Преподаватель высшей категории Лобкова Лидия Валерьевна, директор ДМШ, Почётный работник образования РК. Коммунальное государственное казенное предприятие «Детская музыкальная школа» акимата г. Курчатова ВКО |
Посвящается моей маме, Зяблицевой Зое Леонидовне
Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.
Д. Б. Кабалевский
Музыка! Музыка! Музыка! Она окружала меня с детства. В доме, где я жила звучали и арии, и народные, и современные песни. Всю стипендию во времена своей молодости и учёбы в «швейке», так называли швейное училище, мама тратила на искусство — посещение театра оперы и балета. Память у неё была феноменальная, всё, что она слышала, сразу запоминала наизусть. Особенно ей нравились индийские кинофильмы тем, что в них было много музыки, много замечательных индийских песен. Она с жадностью приобретала пластинки. То звучала Нина Русланова, то Николай Сличенко, то Робертино Лоретти, Дин Рид и Сергей Лемешев. А русская песня была самой её любимой. Нельзя с точностью сказать, сколько песен знала и знает моя мама. А когда в дом приобрели пианино, мама сразу села и подобрала «Цыганочку», «Тонкая рябина» и романс «Я встретил Вас». «Доченька!», сказала она «Я так мечтала в детстве научиться играть на пианино, но у меня не было возможности, ведь обучение в музыкальной школе было платное, а платить за меня было не кому, и я хочу, чтобы ты стала преподавателем музыки». Мечта моей мамы сбылась. В 1975 году я окончила музыкальное училище им. М. Тулебаева в г. Семипалатинске по классу фортепиано, и стала преподавателем. Многие люди думают и даже говорят вслух о том, что профессия преподаватель музыки самая лёгкая, сиди спокойно в тепле и учи ребёнка. Однако те, кто соприкасаются с этим видом деятельности, прекрасно понимают, сколько душевных и творческих сил надо потратить на то, чтобы научить ребёнка содержательно исполнять музыкальное произведение. Ведь надо достучаться до его сознания, снизойти до его возраста, проникнуть в мир его фантазий, чувств и неповторимую индивидуальность.
С первых дней работы в детской музыкальной школе началась кропотливая работа над собой, своим мастерством и развитием способности быть нужной ребёнку, стать его второй мамой. Не секрет, что в ДМШ поступают дети с разными музыкальными способностями. И найти среди них профессионально одарённых — одна из главных задач педагога. Вместе с тем увлечь музыкой и педагогическим процессом детей не менее важная задача. Особенно творчески необходимо работать с начинающими музыкантами. Ведь с первых уроков преподаватель приступает к возведению своего рода музыкального фундамента. Его качество и направленность в большой мере определяет ход дальнейшего обучения, во всяком случае — ближайших лет занятий, а могут и отразиться на всём будущем ученика. Ребёнок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. Большей частью именно в это время он начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно — по мере своих детских возможностей — проявлять себя в области музыки. Уже в первые годы обучения закладывается основа понимания музыкальных произведений, проникновение в мир музыкальных образов. Конечно, ученику нужно приобрести первые навыки игры на фортепиано, необходимо знание нотной грамоты, но всё это не может быть преподано вне связи с музыкой. Сознание большой ответственности, тщательная продуманность работы, подлинный интерес к занятиям с учениками, умение вникнуть в психологию каждого ученика, хороший вкус музыканта и музыкальная культура — необходимые условия для их успешного разрешения.
Прежде всего, приходилось приобщать, ребёнка к музыке, заниматься обогащением и развитием его музыкальных впечатлений. Без планирования здесь не обойтись. Нужно было продумать каждый шаг в развитии ребёнка, разрабатывать различные дидактические и наглядные пособия, упражнения для «мышечной» свободы и организации игрового аппарата, просматривать массу методической литературы, знакомиться с новинками в музыке и самое главное подбирать репертуар, всесторонне формирующий индивидуальность ребёнка (техническое, эмоциональное, полифоническое развитие). В период начального развития учащихся нужна большая творческая изобретательность преподавателя для того, чтобы не отпугнуть ребёнка от музыки. Формирование игрового аппарата, многочисленные технические упражнения, изучение теории и т. д. снижают интерес ребёнка к музыке. Как сделать так, чтобы было и полезно и интересно. Так родились дидактические пособия «Партитура образов» и «Гамма в виртуальной сказке». «Партитура образов» — игровые упражнения, формирующие базовую технику. К каждому упражнению подобраны слоганы и иллюстрации, характеризующие образы. Их любят играть дети, и если по ряду причин не приходится поиграть их на уроке, дети сразу спрашивают, с удивлением и разочарованием: «А, что разве сегодня мы не будем играть упражнения?»
Никому не секрет, что дети в музыкальной школе не любят играть гаммы, эти сухие упражнения, особенно не любят учить аппликатуру и уж повторять гаммы множество раз. Создание пособия
Гамма в виртуальной сказке помогло мне решить положительно эту задачу. Ведь играя сказку, ребята повторяют гамму 8 раз, а пальцы запоминают очень легко, после 3-го пальца подкладывается 1 палец при восходящем движении, после 1-го пальца подкладывается 3палец в обратном движении правой рукой. Левой рукой наоборот после 1 пальца подкладывается 3палец, после 3-го пальца подкладывается 1палец. Пособие способствует одновременному решению 6 задач. Формируется аппликатурная дисциплина, штриховая культура, фразировочная дисциплина, интонационные навыки, заинтересованность, лёгкость восприятия, организованный метроритм. Параллельно приобретается образный опыт, создающий определённую копилку звуковых приёмов. Каждый ребёнок вместо имени Маша вставляет своё имя и перемещается в сказку, как её главный персонаж. Он учится воплощать свои шаги и шаги животных, их повадки в звуковых градациях на инструменте.
Так с каждым шагом обогащается внутри — слуховая сфера музыканта-исполнителя. Конечно это длинный и сложный путь от простых элементарных форм слуховых представлений до творческих проявлений-воображения.
Другая проблема в работе с начинающими заключается в дефиците программного материала. После первых страничек «Школы игры на фортепиано» и других сборников сразу усложняется репертуар. Дети не успевают закрепить игровые навыки, как нужно играть полифонию, крупную форму и пьесы. Введение в типовой учебный план подготовительный класс подвигло меня на сочинение 100 пьес для начинающих, которые вошли в сборник «Войдите в царство музыки» и создание программы по фортепиано для подготовительного класса. Притягательные заголовки и чудесные стихи, близкие миру детей, помогают развить у них воображение, эмоциональную отзывчивость, фантазию и увлечься процессом освоения музыкального материала. Учебник получил положительные отзывы и рекомендации на заседании КЭС управления образования ВКО и ИПК ПРО «1. Рекомендовать для использования в специализированных учебных заведениях в качестве альтернативного учебного пособия. Программа тоже была утверждена на области с рецензией независимой профессиональной организации «Программа актуальная и сильная». И я была очень рада тому, что легально могу включать в индивидуальный план учащихся произведения из этого сборника, прочнее осваивать с ними первоначальные навыки игры и использовать программу по 3-м уровням обучения.
С каждым годом прибавлялся опыт, совершенствовалась модель методики, стиль преподавания и общения с учащимися, накапливались дидактический, иллюстративный материал, педагогические находки, открытия, удачный репертуар. Появилась потребность выстроить всё, что наработано в стройную систему, создание сборника «Школа игры на фортепиано» для учащихся младших классов. В сборник вошли все направления развития учащихся:
1. Вводное занятие.
2. Музыкальное воспитание начинающих пианистов.
3. Донотный период.
4. Музыкальная грамота.
5. Основные игровые приёмы.
6. Технические навыки.
7. Чтение нот с листа.
8. Игра по нотам.
9. Коллективное музицирование.
10. Развитие творческих навыков.
11.Репертуар (классический, эстрадный)
Работая по сборнику, учащиеся «экипируются» всесторонне и готовы перейти на другую ступень развития. Опытный преподаватель всегда заглядывает наперёд и предвидит будущее своих учащихся. Для этого он делает всё, чтобы им было комфортно осваивать более сложные рубежи, такие как произведения В. А Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, П. И. Чайковского, И. С. Баха (инвенции, ХТК), К. Черни, Э. Грига, Ф. Листа, А. Скрябина.
Теоретические знания и опыт музыкально-слуховых представлений в своём единстве составляют базис или «копилку воображения» учащихся, которая пополняется с каждым изучаемым произведением, и направляются мною на грамотное и творческое прочтение авторского текста, зарождение на этой основе исполнительского замысла с последующей его реализацией на разных ступенях проработки нового произведения. Оформление художественно-образного содержания музыкального произведения начинается со строгого отбора средств выразительности и поиска серьёзных творческих решений. Этому процессу сопутствует анализ, сопоставление, вычленение и синтез различных репродуктивных слуховых проявлений. Ознакомление с музыкой начинается с её исполнения преподавателем и активным вслушиванием в её художественное содержание учащимся. В этом процессе очень важным качеством педагога, я считаю, является формирование умения учащегося проникать во все подробности авторского текста, анализировать произведение с позиций образно-содержательных, музыкально-теоретических, пианистических и психологических. Каждый учащийся класса разрабатывает с моим участием, литературные композиции на драматургии музыкальных произведений. Это им в дальнейшем очень помогает освоить ритмическую и образно-звуковую, стилистическую стороны музыкального произведения в домашних условиях. Да, работа над произведениями очень кропотливая, трудоёмкая и творческая. Но зато как приятно слышать отзывы профессиональной комиссии при поступлении выпускников в колледжи: «Ты, Жанара, играла безупречно и так содержательно как настоящая зрелая пианистка!». Может ради этих слов и «живёт» педагог, который как раб, работая с учениками, не видит изначально плодов своего труда!
Много сделано выпусков, одарённые дети уже закончили и музыкальный колледж, консерваторию, академию. Они помнят своего первого учителя, советуются с ним, делятся своей радостью и достижениями. Каждый ученик очень много значит в творческой жизни педагога. Ведь не только преподаватель влияет на развитие ученика, но и ученик формирует творчество преподавателя своей самобытной индивидуальностью. Однажды с активом мы собрались для разработки сценария «Новогодний карнавал». Одна девочка предложила его составить в стихотворной форме. Долго думали, но сочинили лишь четверостишье и разбежались по своим делам. Зато остальной текст мне пришлось сочинять самой (4 страницы печатного текста). Получилось довольно сносно. Сценарий был опубликован в республиканском научно-методическом, педагогическом журнале «В мире музыки» и на сайтах Интернет журналах. Многие отзывы говорят о том, что сценарий использовали преподаватели в классных мероприятиях в других музыкальных школах. Второй сценарий в стихах был посвящён мероприятию «Посвящение первоклассников в Юные музыканты». Никогда бы не подумала, что я могу писать сценарии в стихах!
На протяжении всей моей педагогической жизни я всегда поддерживала способных детей. И если бы не помощь родителей они никогда не стали бы победителями и лауреатами конкурсов разных уровней. В процессе воспитания и обучения очень важно создать классический треугольник преподаватель-ученик-родитель. Я не могу вспомнить ни одного родителя, который бы мне отказался помогать воспитывать их ребёнка. Всегда вместе на классных мероприятиях, родительских собраниях, репетициях в целях подготовки к экзаменам, конкурсам, сольным концертам. И ведь ребёнок в 12-15 лет выдерживал эмоционально — психологический накал всего сольного концерта на протяжении 1 часа, ни разу не сорвавшись. Это заслуга треугольника. А к конкурсам: областным, республиканским, международным дети готовились ежедневно по 5-7 часов, не ощущая усталости. Музыка ими двигала и в них жила! А желание победить и показать чего они достигли, ещё больше.
Музыка! Музыка! Музыка! Как она прекрасна и прекрасными делает того, кто с ней общается. Моя Семья состоит из музыкантов. Муж — баянист, педагог, «слухач», так называют людей с очень хорошим слухом, играет на разных музыкальных инструментах. Но любимым является фортепиано. Он так аранжирует песни, что кажется, играет весь эстрадный оркестр. Дочь пианистка, закончила консерваторию и преподаёт в музыкальном училище г. Семей. В 2014 г она стала 4-х кратным лауреатом международных конкурсов: Сербия — 1 место, Россия — 1 место, Чувашия — гран-при, 1 место.
Моей маме исполнилось 82 года, но до сих пор она не забыла ни одной строчки в песне и её мелодии. До сих пор звучит её выразительное пение «Я встретил Вас...». Она не получила профессионального образования. Она самородок, но чувствует музыку как профессионал — здесь надо замедлить, здесь усилить звук, а здесь задержать. Слушая её, слышишь романс в исполнении Лемешева. Один в один. Спасибо моей маме! Она не только дала мне жизнь, но и определила мою профессию, «заразила» любовью к музыке, которую я несу на протяжении всей моей педагогической жизни и передаю её своим ученикам. Если отобрать у меня профессию я завяну как цветок, который перестали поливать водой!
Результативность профессиональной деятельности за последние годы:
2004 г. — Цынгаева А, 7 класс — 2 место на областном конкурсе «Юный музыкант».
2005 г. — Садыкова Ж, 7 класс — Гран-при на областном конкурс славянской культуры и письменности им. М. Н. Головкова. 2010 г. — Токтаганова М., 5 класс — Гран-при на областном конкурсе «Славянской письменности и культуры им. М. Н. Головкова» г. Усть-Каменогорск. 2011 г. — Токтаганова М., 6 класс — 2 место на областных Дельфийских национальных играх г. Усть-Каменогорск. 2012г. — Аскербекова Д., 7 класс −1 место на областном конкурсе «Славянской письменности и культуры им. М. Н. Головкова» г. Усть-Каменогорск.2012 г. — Токтаганова М., 7 класс — дипломант 3 степени Международного конкурса «Виктория» г. Казань.2012 г. — Токтаганова М., 7 класс — 2 место на Международном конкурсе «Куншуак» г. Алматы. 2013 г. — Пархоменко Э., 3 класс — 2 место на Республиканском конкурсе «Зимняя сказка» г. Алматы. 2013 г. — Пархоменко Э., 3 класс — 1 место на Международном конкурсе «Куншуак» г. Алматы. 2013 г. — Пархоменко Э., 3 класс — 2 место на областном конкурсе «Славянской письменности и культуры им. М. Н. Головкова» г. Усть-Каменогорск. 2013 г. — Пархоменко Э., 4 класс — 3 место на Международном фестивале-конкурсе «Мы вместе 2013» г. Чебоксары. 2014 г — Антипьева А., 2-й хоровой класс — дипломат 1-й степени на Международном конкурсе «Национальное достояние» г. Чебоксары. 2014 г — Пархоменко Э., 4 класс — дипломат 1-й степени на Международном конкурсе «Национальное достояние» г. Чебоксары. 2014 г — Антипьева А., 2-й хоровой класс — дипломат 1-й степени на республиканском конкурсе «Горное солнце» г. Алматы.
Научно-методические достижения:
1. Созданы сборники: «Школа игры на фортепиано» и «Войдите в царство музыки». 2. Разработана и утверждена программа для подготовительного класса. 3.Обобщён передовой опыт. 4.Созданы и опубликованы сценарии в стихах «Новогодний карнавал», «Посвящение первоклассников в Юные музыканты». 5. Разработаны и опубликованы научно-методические статьи в Республиканском журнале «В мире музыки». 6. Публикация 5-ти статей в электронных Интернет журналах «Азбука kz», «Коллеги». 7. В 2014 году стала лауреатом республиканского и международных конкурсов. 2-й республиканский конкурс «Ұлағатты Ұстаз — 3 призовое место. 2-й международный конкурс «Мой лучший инновационный урок» — 2-е призовое место.
- 18930 просмотров