Круглый стол «Права ребёнка»
Абилькин Орал Нуржанович учитель истории Привольная средняя школа с. Привольное район имени Габита Мусрепова |
Цели:
1. Познакомитьдетей и родителей с основными положениями Конвенции;
2. Соотнести права и обязанности детей;
3. Способствовать осознанию ответственности за свои права;
4. Формировать положительное отношение к правам других.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
- на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Оборудование: Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.
Для команд:
чистые листы бумаги,
ручки, карандаши,
отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,
листы с отдельными правами (12).
Для проведения игры формируются 2 команды: детей и родителей. В качестве зрителей приглашены учащиеся 9, 11 классов, учителя и администрация школы.
План:
1. Сценка «Сын и семья» 2 м
2. Введение (после каждого тура кроссворд) 3 м
3. Игра № 1 «Причины конфликтов» 5 м
4. Угадай мелодию 5 м
5. Сценка «Нина и Портфель» Разбор 5 м
6. Игра № 2 «Поводырь» 5 м
7. Сценка «Недоросль» (отрывок) Разбор 6 м
8. Игра «Сказки и права» 4 м
9. Вывод: Разбор сценки № 1 5 м
10. Подведение итогов 5 м
Сценка: (участвуют сын, бабушка, мама, папа). Исполняют родители
Сын (вбегает, кидает портфель): — Мам, кушать хочется! Скорее дай поесть. (садится за стол)
Мать: — С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: — Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились! Моё здоровье! Что хочу с ним то и делаю!
Бабушка: — Внучёк, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: — Бабуль, это эксплуатация ребёнка. Рабство уже давно отменено. (встаёт из-за стола) Спасибо, я так наелся.
Мать: — Помой посуду, сынок!
Сын: — Не имеешь права использовать детский труд, мамочка. Лучше посмотрю телик.
Отец: — Выключай телевизор и садись делать уроки, а то ремня получишь!
Сын: — Ну, как обычно, а ведь я это проявление жестокости и насилия над личностью.
Мы с вами нередко сталкиваемся с подобными ситуациями в общении с подрастающим поколением дома родителей с детьми, в школе учителей с учениками. Это зачастую происходит из-за политической неграмотности нашей. В США, в городе Нью-Йорке находится Штаб-квартира Организации Объединённых Наций (ООН), главной целью которой является сохранения мира на Земле. Именно ООН, были разработаны права человека, в том числе и ребёнка. И мы собрались здесь сегодня не случайно, ведь именно 20 лет назад 20 ноября (1989 году) была принята Конвенция ООН о «Правах ребёнка». Сегодня на уроке мы попытаемся рассмотреть основные права ребёнка. Поэтому сюда были приглашены ученики, родители и учителя, что бы к концу занятия вместе прийти к единому мнению. А для начала я попрошу родителей и детей составить 5 наиболее главных разногласий к противоположной стороне. (2 минуты)
Перекрёстное обсуждение (3-5 м.). Слайды № 1, 2, 3, 4, 5, 6
Право на разгадывание кроссворда предоставляется лучшей команде
Кроссворд № 1 по горизонтали: Лицо, не достигшее совершеннолетия. (Ребёнок)
Теперь для разрядки Игра «Угадай мелодию». Песни в папке. Слайды № 9, 10
1— Винни Пух (Право на отдых)
2 — Наташка первоклашка ( на образование)
3 — Забава (на личную жизнь)
4 — Гена (На жизнь)
5 — Дуремар (мед обслуживание)
6 — Охрана (на защиту)
7 — Мамонтёнок (на воспитание родителями)
8 — Анфиска (на дружбу)
Право на разгадывание предоставляется лучшей команде.
Кроссворд № 2 по горизонтали: Основной закон государства. (Конституция)
Слайд № 13
Теперь для обсуждения посмотрим сценку («Чужое письмо»). Исполняют дети
Галя: — А ты пойдёшь на физкультуру?
Настя: — Нет, я лучше алгебру буду делать. (садится, пишет). Ой, линейку дома забыла! У кого же взять? А, у Гали посмотрю! (начинает рыскать в портфеле. Находит анкету, начинает её читать)
В это время заходит Галя: — Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мою анкету?
Настя: — А, что такого? Я же ни чего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
На первый взгляд обычная ситуация, всего лишь прочитала письмо, ни чего не украла. А каково ваше мнение?
Обсуждение 2-3 минуты
Слайды № 7, 8, 15
Право на разгадывание предоставляется лучшей команде. Слайд № 14
Кроссворд № 3 по горизонтали: Правовая защита прав и интересов детей, не достигших 14 лет. (Опека)
Игра «Поводырь»
Приглашается по 1-му родителю и ребёнку. Родитель садится на стул на колесиках, в заде становится ученик, ему завязывают глаза. Смысл катить стул, реагируя лишь на голос родителя. Итог игры «Кто как умеет слушать собеседника».
Слайды № 16, 17.
Право на разгадывание предоставляется лучшей паре
Кроссворд № 4 по вертикали. Международное соглашение, имеющее обязательную силу для государств, которые к нему присоединились. (Конвенция)
Сейчас вашему вниманию отрывок из произведения Фонвизина Д. И. «Недросоль». Действие III, явление VII. Участвуют 3 учеников.
Слайды № 18, 19
Давайте обсудим ошибки в воспитании г-жи Простаковой своего сына. (2-3 м.)
Слайды № 20, 21, 22
Право на разгадывание предоставляется лучшей команде
Кроссворд № 5 по вертикали: Этот мультяшный герой призывал к дружбе и миру. (Леопольд)
Теперь давайте вспомним детские сказки и посмотрим, какие были нарушены в них права. Я буду называть нарушенные права, а вы должны указать сказку, из предложенных на экране. Для ответа нужно поднять руку.
1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. (7 козлят, Красная шапочка.)
2. В этой сказке нарушено право неприкосновенности жилья. (Лиса и заяц)
3. В какой сказке нарушено право владеть имуществом. (Буратино)
4. В этих произведениях использовано право на свободу мирных собраний (Квартет, Белоснежка)
5. В этой сказке нарушены право на свободу создания семьи, не зависимо от религии, положения в обществе. (Емеля)
6. В последнем случаем право на защиту где бы гражданин государства не был. (Айболит)
Слайды № 23
Право на разгадывание предоставляется лучшей команде
Кроссворд № 6 по вертикали: Организация, контролирующая мир на земле. (ООН)
Теперь давайте вернёмся к первой сценке, показанной родителями. Давайте разберём правомерность поведения Сына, Отца?
В чём вина родителей?
Так давайте перечислим, какими правами обладают дети?
На доске высвечиваются эти права.
Слайды № 24, 25
Право на разгадывание предоставляется лучшей команде
Кроссворд № 7 по вертикали: Собрание людей для решения важных проблем. Популярное в СССР. (Съезд)
На этом наше занятие подошло к концу, надеюсь, у всех присутствующих и прежде всего у детей и родителей сложились представления о правах ребёнка и приобрели навыки пользоваться правами в жизни. Родители должны осознать, какую роль они играют в воспитании детей, а ученики должны понять, что кроме прав существуют и обязанности, разобрались как на практике пользоваться своими правами. Спасибо всем за работу участие, надеюсь, вам понравилось.
Слайд № 26
Литература:
1. Конституция РК
2. Закон «О правах ребёнка» от 8 августа 2002 года № 345
3. Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года.
4. Журнал «Внеклассная работа в школе», 5-2008 г.
5. Фонвизин Д.И. «Недоросль»
- 16436 просмотров