Особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
|
Открытый урок в 7 классе с использованием интерактивной доски
Цель урока: изучение особенностей сказки, место жанра сказки в творчестве писателя.
Задачи урока:
- познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути
Салтыкова-Щедрина ; - выяснить причины обращения писателя к сказкам; показать художественное своеобразие жанра;
- уяснить актуальность произведений
Салтыкова-Щедрина в настоящее время.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями.
I. Организация класса
II. ВСУ
Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с творчеством великого русского
Объявление темы, цели и задач урока. Запись числа и темы в тетради. (слайды № 1, № 2)
Конечно, нельзя до конца понять художественное произведение, не зная жизненный путь писателя. Что привело
— Индивидуальное сообщение (предварительное задание) на тему «Особенности жизненного пути
— Во время выступления задание классу: в тетрадях помечать основные даты жизни писателя, составляя биографическую таблицу.
Вывод: жизнь
III. Объяснение нового материала
1) Нельзя сказать, что он был первым писателем, который обратился к этому жанру — форму народной сказки использовали многие писатели и до Щедрина.? Вспомним, кто писал литературные сказки? (Пушкин, Лесков)? Как вы считаете, почему писатели подчас очень серьезные проблемы рассматривали именно в форме сказок? (
А
Известный русский литературовед
(слайд № 5)
NВ! Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни, и лишь 3 сказки были созданы в 1869 году. Значит, сказки — это итог
(Вывод записать в тетради)
2) Работа с терминами
Вспомним определение литературоведческих терминов, которые являются главенствующими в творчестве
Гипербола — намеренное преувеличение.
Гротеск — изображение действительности в преувеличенном,
(слайд № 6)
— Именно на этих приемах основываются многие произведения
(слайд № 7)
Смех — замечательное, самое действенное оружие в борьбе с пороками общества и человека.
(слайд № 8)
IV. Закрепление
Из 32 сказок первой была написана «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». На примере этого произведения постараемся разобрать особенности сказок
Работа по содержанию текста
- Сколько персонажей в повести? (NВ! Генералы в то время были не только люди военные, но и чиновники высшего ранга, но, несмотря на это, именно их Щедрин показывает с отрицательной стороны).
- Сколько художественных пространств в произведении? (2 — городское пространство и экзотический пейзаж).
- Связано ли пространство и поведение героев? (очень сильно влияет смена пространства на генералов, а мужик более константный образ)
— Мы вспомнили содержание, а теперь для более качественного анализа построим нашу дальнейшую работы по группам (каждой группе дается задание на карточках)
Задание 1 группе (4 ученика)
Инсценировка отрывка «Повести…» первая встреча мужика с генералами на острове (нужный отрывок текста прилагается к заданию, учебник «Русская словесность», 7 класс, с.275–277)
Задание 2 группе:
Проанализировать художественные образы генералов по вопросам:
1) Охарактеризуйте генералов. Каким представляет их портретное описание автор? (наверное, таких генералов было большинство в России 19 века, очень яркие детали использует автор при описании: «тело белое, рыхлое…» — и сразу приходит ассоциация с
2) Как разговаривают генералы между собой и как с мужиком? Есть ли разница? Приведите примеры из текста (очень чувствуется разница в речи: между собой преувеличенно любезно, вычурно, напыщенно, что совершенно неуместно в тех условиях, а в разговоре с мужиком позволяют себе грубости)
3) Какую газету любят читать генералы и что в ней написано? Как это характеризует газету? (у нас, современных читателей, складывается такое чувство, что кроме как о балах и обедах, в прессе не и чем было написать, а ведь из истории мы знаем, какое тяжелое политическое и экономическое положение было в России
(при ответе группы (слайд № 9), вывод записать в тетради:
— поместив своих персонажей в экзотическое пространство острова, писатель показал неуместность отношений между людьми, когда человек ценится по чину, а не по умению и сноровке).
Задание 3 группе:
Анализ художественного образа мужика.
1) Перечислите, что сделал для генералов мужик, и как они его отблагодарили? (ответ по содержанию текста)
2) Можно ли назвать образ мужика собирательным? (можно, и на это указывают его портретные детали — именно таким представляется мужик того времени; у него нет даже имени — это тоже показатель обобщенности образа)
3) Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика? (самый главный его порок — бессловесность, неумение защитить себя)
4) Можно ли назвать мужика идеальным героем? (скорее всего, нет,
(при ответе группы (слайд № 10), вывод в тетрадь: смирение и послушание «мужичины» вызывает не только смех, но и огорчение; безмолвная покорность мужика, а значит, покорность всего народа — вот основная проблема того времени)
Задание 4 группе:
Представьте, что вы оказались на необитаемом острове на месте мужика. Какие 3 действия вы бы совершили по отношению к генералам?
Задание 5 группе:
Найти сходства и отличия между народной сказкой и литературной сказкой
(слайд № 11 — таблицу со слайда записать в тетради)
Итоговый вопрос: Что хотел донести
— Социальный строй царской России был несовершенен, если им управляли такие генералы. У мужика также немало отрицательных черт, главная из которых — бессловесное подчинение. Значит, нужно менять существующий строй царской власти — это есть высший смысл не только «Повести…», но и всего творчества Щедрина. Понятно, почему автор не мог открыто написать об этом.
Домашнее задание. Написать рассуждение на тему «Фантастическое и комическое в сказках
V. Итог урока.
Журнал «Современный урок» № 5, 2011 г.
- 14462 просмотра