9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

М. В. Габитова Мамлютская школа-гимназия № 1 Мамлютский район

Особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | Фото с сайта richcollection.ru

Открытый урок в 7 классе с использованием интерактивной доски

Цель урока: изучение особенностей сказки, место жанра сказки в творчестве писателя.

Задачи урока:

  1. познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути Салтыкова-Щедрина;
  2. выяснить причины обращения писателя к сказкам; показать художественное своеобразие жанра;
  3. уяснить актуальность произведений Салтыкова-Щедрина в настоящее время.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями.

I. Организация класса

II. ВСУ

Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с творчеством великого русского писателя-классика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Очень удачно, что мы говорим об этом человеке именно сейчас, т. к. в этом году 15 января исполнилось 185 лет со дня его рождения, этот год юбилейный. На протяжении нескольких уроков мы будем читать и анализировать его произведения, которые и в наши дни являются актуальными и современными.

Объявление темы, цели и задач урока. Запись числа и темы в тетради. (слайды № 1, № 2)

Конечно, нельзя до конца понять художественное произведение, не зная жизненный путь писателя. Что привело Салтыкова-Щедрина, этого серьезного, на вид даже сурового автора к написанию именно сказок? Истоки кроются в его биографии.

— Индивидуальное сообщение (предварительное задание) на тему «Особенности жизненного пути М. Е. Салтыкова-Щедрина». (слайды № 3, № 4)

— Во время выступления задание классу: в тетрадях помечать основные даты жизни писателя, составляя биографическую таблицу.

Вывод: жизнь Салтыкова-Щедрина представляет собой яркую, необычную картину: неутомимый борец за справедливость, он и творчество свое посвятил этому главному делу своей жизни. Творчество писателя чрезвычайно многообразно, но среди огромного наследия сатирика наибольшей популярностью пользуются сказки.

III. Объяснение нового материала

1) Нельзя сказать, что он был первым писателем, который обратился к этому жанру — форму народной сказки использовали многие писатели и до Щедрина.? Вспомним, кто писал литературные сказки? (Пушкин, Лесков)? Как вы считаете, почему писатели подчас очень серьезные проблемы рассматривали именно в форме сказок? (т. к. эта форма доступна и близка простому народу)

А Салтыков-Щедрин обратился к сказкам еще и из-за цензурных преследований: далеко не все можно написать и сказать открыто: цензура существует во все времена, поэтому и вынуждены были писатели и поэты обращаться к иносказательной форме.

Известный русский литературовед Д. С. Лихачев дал высокую оценку сказкам Салтыкова-Щедрина: «Сказки Салтыкова-Щедрина называют „малой энциклопедией сатиры“. Сказки — итог многолетних наблюдений, всего творчества. В них сплетается реальное и фантастическое, комическое и трагическое, используются гротеск и гипербола. Они отличаются истинной народностью».

(слайд № 5)

Т. о., сказки содержат в миниатюре проблемы и образы всего творчества великого сатирика.

NВ! Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни, и лишь 3 сказки были созданы в 1869 году. Значит, сказки — это итог 40-летней деятельности писателя, итог его творческого пути.

(Вывод записать в тетради)

2) Работа с терминами

Вспомним определение литературоведческих терминов, которые являются главенствующими в творчестве Салтыкова-Щедрина.

Гипербола — намеренное преувеличение.

Гротеск — изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.

(слайд № 6)

— Именно на этих приемах основываются многие произведения Салтыкова-Щедрина. Главным оружием своего литературного творчества писатель избрал смех, потому что никто не хочет быть смешным, это и использовал автор.

(слайд № 7)

Смех — замечательное, самое действенное оружие в борьбе с пороками общества и человека.

(слайд № 8)

IV. Закрепление

Из 32 сказок первой была написана «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». На примере этого произведения постараемся разобрать особенности сказок Салтыкова-Щедрина.

Работа по содержанию текста

  • Сколько персонажей в повести? (NВ! Генералы в то время были не только люди военные, но и чиновники высшего ранга, но, несмотря на это, именно их Щедрин показывает с отрицательной стороны).
  • Сколько художественных пространств в произведении? (2 — городское пространство и экзотический пейзаж).
  • Связано ли пространство и поведение героев? (очень сильно влияет смена пространства на генералов, а мужик более константный образ)

— Мы вспомнили содержание, а теперь для более качественного анализа построим нашу дальнейшую работы по группам (каждой группе дается задание на карточках)

Задание 1 группе (4 ученика)

Инсценировка отрывка «Повести…» первая встреча мужика с генералами на острове (нужный отрывок текста прилагается к заданию, учебник «Русская словесность», 7 класс, с.275–277)

Задание 2 группе:

Проанализировать художественные образы генералов по вопросам:

1) Охарактеризуйте генералов. Каким представляет их портретное описание автор? (наверное, таких генералов было большинство в России 19 века, очень яркие детали использует автор при описании: «тело белое, рыхлое…» — и сразу приходит ассоциация с чем-то несовершенным, незаконченным, как недопеченное тесто. Конечно, уже таким описанием автор готовит нас к тому, что на необитаемом острове, без привычных условий и комфорта они ни за что не проживут, более того, потеряют человеческий облик (когда они кинулись друг на друга, чтобы съесть). Использованием гиперболы и гротеска позволяют автору глубже раскрыть образы героев, и мы поражаемся их глупости и ограниченности (думают, что булки на деревьях растут)

2) Как разговаривают генералы между собой и как с мужиком? Есть ли разница? Приведите примеры из текста (очень чувствуется разница в речи: между собой преувеличенно любезно, вычурно, напыщенно, что совершенно неуместно в тех условиях, а в разговоре с мужиком позволяют себе грубости)

3) Какую газету любят читать генералы и что в ней написано? Как это характеризует газету? (у нас, современных читателей, складывается такое чувство, что кроме как о балах и обедах, в прессе не и чем было написать, а ведь из истории мы знаем, какое тяжелое политическое и экономическое положение было в России 2-ой половины 19 века, значит, ни о чем действительно значимом и серьезном печатать не разрешалось, и понятно, почему Салтыков-Щедрин пишет иносказательно в жанре сказки)

(при ответе группы (слайд № 9), вывод записать в тетради:
— поместив своих персонажей в экзотическое пространство острова, писатель показал неуместность отношений между людьми, когда человек ценится по чину, а не по умению и сноровке).

Задание 3 группе:

Анализ художественного образа мужика.

1) Перечислите, что сделал для генералов мужик, и как они его отблагодарили? (ответ по содержанию текста)

2) Можно ли назвать образ мужика собирательным? (можно, и на это указывают его портретные детали — именно таким представляется мужик того времени; у него нет даже имени — это тоже показатель обобщенности образа)

3) Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика? (самый главный его порок — бессловесность, неумение защитить себя)

4) Можно ли назвать мужика идеальным героем? (скорее всего, нет, т. к. имея массу преимуществ, он не свободен, не может выразить свою точку зрения, отстоять свою независимость, а значит, не является Личностью).

(при ответе группы (слайд № 10), вывод в тетрадь: смирение и послушание «мужичины» вызывает не только смех, но и огорчение; безмолвная покорность мужика, а значит, покорность всего народа — вот основная проблема того времени)

Задание 4 группе:

Представьте, что вы оказались на необитаемом острове на месте мужика. Какие 3 действия вы бы совершили по отношению к генералам?

Задание 5 группе:

Найти сходства и отличия между народной сказкой и литературной сказкой Салтыкова-Щедрина.

(слайд № 11 — таблицу со слайда записать в тетради)

Итоговый вопрос: Что хотел донести Салтыков-Щедрин до читателя своей сказкой?

— Социальный строй царской России был несовершенен, если им управляли такие генералы. У мужика также немало отрицательных черт, главная из которых — бессловесное подчинение. Значит, нужно менять существующий строй царской власти — это есть высший смысл не только «Повести…», но и всего творчества Щедрина. Понятно, почему автор не мог открыто написать об этом.

Домашнее задание. Написать рассуждение на тему «Фантастическое и комическое в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина»

V. Итог урока.

Журнал «Современный урок» №  5, 2011 г.

Категория: