Развитие критического мышления на уроках истории в среднем звене
Забегалова Галина Михайловна учитель истории второй категории Первой гимназии города Петропавловска СКО |
Сегодня ученик школы XXI века должен:
- уметь самостоятельно приобретать знания;
- применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях
И сразу возникает несколько вопросов:
- Как учить детей без принуждения?
- Как помочь им раскрыть свои возможности?
- Как сделать предмет интересным для всех?
- Как дать стимул к обучению?
Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления.
Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Структура этой технологии стройна и логична:
- Вызов — (восстановление в памяти — пробуждение любопытства) готовит, настраивает на ту информацию и тот процесс, которые будут получены и используемы в следующих этапах. Этот этап усиливает мотивацию учения.
Пример № 1:
На уроке истории Древнего мира в 6 классе по теме «Представители знати Египта и завоевательная политика фараонов» после постановки цели используется прием «ЗХУ»:
Что знаем
|
Что хотим узнать
|
Узнали
|
Фараоны — правители Египта. Ходили в походы, чтобы расширить владения, награбить богатства |
В какие страны организовывали походы? Чем закончились эти походы? Какое вооружение имели египетские воины? Какие виды войск были в Египте? Легко ли жилось египетскому воину? |
Примет № 2:
На уроке истории древнего Казахстана в 6 классе по теме «Расселение саков. Сакское общество» используется прием «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «Данетки»), поскольку учащимся уже знакома эта тема из курса «Рассказы по ИК»
- Первые племенные объединения на территории Казахстана назывались саки.
- Саки — союз племен, населявшие Казахстан и Среднюю Азию в I тыс.н.э.
- Персы называли жителей степи саками
- Греки называли жителей степи саками
- Геродот называл саков азиатскими скифами
- Саки, проживающие за морем, называются хаумаварга
- Саки, носящие остроконечные шапки, называются тиграхауда
- Сакское общество в основном состояло из 4 групп
- Сакские войны носили одежду красного цвета
- Во главе сакского общества находился вождь-царь
- Жилище саков — пещера
- Основным хозяйственным занятием саков является земледелие Женщины в сакском обществе не имели прав
- Основные вопросы жизнедеятельности сакского общества решались на сходе
- В сакском обществе не было имущественного неравенства
- Осмысление — осознание значения новой информации (смысловая стадия), предполагает ввод новой информации.
На стадии осмысления учащиеся работают с текстами из энциклопедии, печатных изданий, документами
Пример № 1:
На уроке истории Казахстана в 5 классе на тему «Абай Кунанбаев» на стадии изучения нового материала используется прием «Инсерт» — маркировка текста на полях значками по мере его чтения. «V» — уже знал «+» — новое «-» — думал иначе «?» — не понял, есть вопросы
Пример № 2:
На уроке истории Древнего мира на тему «Культура Двуречья» используется прием «Понятийного колеса», свое название приём получил из-за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо. В центре пишется ключевое «Культура Древнего Двуречья», а вокруг него, соединенные лучами слова-ассоциации (понятия), которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока: мифология, религиозный представления, клинопись, искусство, Висячие сады Семирамиды.
- Рефлексия (размышление), является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности.
Пример № 1:
На уроке истории Казахстана в 5 классе на тему «Абай Кунанбаев» на стадии закрепления используется прием «Синквейн» — составить пятистишье:
- 1 строка — имя собственное
2 строка — 2 глагола
3 строка — 3 прилагательных
4 строка — предложение из 4 слов
5 строка — 5 ассоциаций
Пример № 2:
На урок истории Казахстана в 6 классе на тему «Борьба саков за независимость» на стадии закрепления используется прием «Историческая справка». Учащимся предлагается написать небольшую «Историческую справку», состоящую из 4 предложений по следующему плану:
- «Царица Томирис»
- «Подвиг Ширака»
- «Походы Александра Македонского в Среднюю Азию»
А как же диагностировать и оценивать развитие навыков критического мышления? Специальной методики для их диагностики и выставления оценок нет. Но мы можем использовать разнообразные методические инструменты для проверки сформированности следующих навыков:
- Воспроизведение. Узнавание и вызов информации.
- Понимание — интерпретация материала, схем.
- Применение понятий, знаний в новой ситуации.
- Анализ — выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений и т.д.
- Синтез — написание эссе, составление плана и т.д.
- Оценка логики построения материала, значимости продукта деятельности и т.д.
Примеры таких заданий:
1. Прочитайте текст учебника и заполните таблицу ИНСЕРТ.
2. Составить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов
3. Прочитайте текст и составьте кластер
4. Тесты с различными видами заданий:
- А) Укажите правильный ответ
Б) Укажите лишнее слово
В) Что объединяет ряд
Г) Вставьте пропущенные слова
Д) Соотнесите имена и события и др.
Получая новую информацию, учащиеся моих классов вполне способны рассматривать ее с различных точек зрения, делать определенные выводы относительно их точности и ценности.
Использование описанных технологий обучения в сочетании с
Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность учащихся на уроках истории (особенно в среднем звене). Они задают больше вопросов, читают текст учебника более вдумчиво, лучше выделяют основные идеи, составляют кластеры и синквейны. В глазах светится откровенно живой интерес.
- 15351 просмотр