Развитие мышления учащихся при игре на домбре
Жаманова Анара Темирбековна |
Одна из главных задач музыкального образования сберечь и передать нашему поколению молодых дух народного искусства для того, чтобы они знали свои корни, а из множества звуков могли узнать родные мелодии и услышать звуки народных инструментов.
Практика показала, что научить музицировать можно любого ребёнка. Но это требует от педагога высокого мастерства и
Процесс развития музыкального мышления длителен и сложен, путём тренировки воли и внимания воспитывается умение самостоятельно мыслить.
С самого начала надо научить ученика определять характер произведения, темп, динамику, количество частей. Выразительность произведений легко усваивается учеником путём сравнительного анализа. Прослушав музыкальное произведение, можно показывать ученику несколько картинок, спрашивая его, какая из них больше всего подходит к услышанной музыке, задавая следующие вопросы:
- Откуда доносится звук? Это близко или далеко?
- Это громкий или тихий? Мягкий или жёсткий?
- Это высокие или низкие звуки?
- Какая динамика произведения?
- Какой темп — быстрый или медленный?
- Что ты представляешь себе, когда слышишь этот күй?
На пример: Құрманғазы «Балбырауын» (слушание произведения)
Интенсивное развитие мышления осуществимо при овладении учащимися следующих знаний:
- Об эпохе;
- О музыкальном жанре;
- Об особенностях музыкального языка;
- О стиле композитора;
- О структуре произведения;
В развитии музыкального мышления важную роль играет умение ученика читать с листа. Большое внимание здесь нужно уделять развитию навыков разбора при чтении с листа мелодии. В первую очередь следует обучать учащихся быстрому прочтению нотных знаков, необходимо объяснить ученику что ноты, это те же буквы, без которых он не смог бы прочитать интересную книгу, что свободное чтение нот откроет перед ним волшебный мир звуков, который он сможет сыграть самостоятельно, получая от этого удовольствие. Ученик должен чётко запомнить изображение и расположение нот. Необходимо в классе и дома читать ноты и показывать расположение на грифе инструмента.
Большую помощь в развитии музыкального мышления оказывает подбор мелодии по слуху. Это помогает ученику уверенно ориентироваться на грифе инструмента и развить
Работа над музыкальным художественным образом должна начинается с первых шагов обучения на домбре и усвоением нотной грамоты. Если ученик научился воспроизводить
Доказано, что игра в ансамбле хорошо развивает и совершенствует чтение с листа, быстроту реакции, сообразительность. Игра в ансамбле учит музыкальному мышлению.
Играя с преподавателем, ученик «держит» свой ритм. Не секрет, что часто ученики исполняют произведения со значительными темповыми отклонениями. Игра в ансамбле не только даёт преподавателю диктовать свой, правильный темп, но и развивает у ученика
Задача каждого педагога — постоянно будить фантазию ребёнка, развивать его творческие способности.
- 13684 просмотра