Ансамблевая игра на начальном этапе разбора произведения
Григорян Гузель Саниевна преподаватель по классу флейта высшего уровня первой квалификационной категории КГКП «Детская школа искусств г. Сатпаев», стаж работы 20 лет |
Тип: Комбинированный
Цель: Показать на практике методы работы на начальном этапе разбора произведений на занятиях ансамбля по классу флейта, способствующие развитию музыкального мышления ребенка.
Задачи: добиваться слухового контроля над интонацией, одновременного вступления после ауфтакта, точности и четкости ритмического рисунка, отработка приемов языка и пальцев, единой тембральности соответствующей характеру и образу пьесы.
Программа |
Ход урока |
|
1.
2.
3.
4.
5.
6. |
Организационный момент.
Автобиографические сведения о композиторе.
Подготовительная настройка, разыгрывание, исполнительское дыхание.
Работа над произведением.
Игра в ансамбле.
Заключительное слово.
|
Сообщение новой темы.
Рассказ о Шамшы Калдаякове.
Упражнения в до миноре гармоническом и ми – бемоль мажоре. Упр № 1: настройка, интанационный строй Упр № 2: развитие мелодического слуха половинными длительностями (а,б). Развитие гармонического слуха, четвертными длительностями (гамма, арпеджио, ломанное арпеджио).
Разбор, показ (фрагмент).
Работа над ансамблем, поочередное исполнение учениками, совместное музицирование.
Итог урока.
|
Методическая разработка
Мастер класс
Преподаватель Григорян Г.С. класс флейта
Ансамбль флейтистов в составе: Татулина Мария — 4 класс, Полянская Ксения — 4 класс, Шарова Алина — 6 класс, Чульканова Мария — 6 класс, Итикеева Лейла — 8 класс.
Место проведения: концертный зал ДШИ г. Сатпаев
Дата проведения:
Тема мастер класса: «Ансамблевая игра на начальном этапе разбора произведения».
Цель мастер класса:
1.Синхронное звучание всех партий, следовать темпу и ритму.
2.Согласованность штрихов при звукоизвлечения во фразах
Задачи:
1. Добиваться слухового контроля над интонацией.
2. Добиваться одновременного вступления после ауфтакта.
3. Добиваться точности и четкости ритмического рисунка.
4. Отработка приёмов языка и пальцев.
5. Добиться единой тембральности соответствующей характеру и образу пьесы.
Развивающие:
1. Развитие гармонического слуха (межпредметная связь — предмет сольфеджио).
2. Развитие музыкальной памяти.
3. Развитие навыков исполнительства по предмету «оркестровый класс»
Обучающие: добиться единства в раскрытии художественного образа музыкального произведения, посредством интонационной и динамической согласованности.
Воспитательные: Развитие художественного сознания и творческих способностей.
План
1.Организационный момент
2.Сообщение новой темы. Автобиографические сведения о композиторе.
3.Подготовительная настройка. Разыгрывание. Исполнительское дыхание.
4.Работа над произведением.
5.Заключительный этап работы. Подведение итога. Домашнее задание
Ход урока
Преподаватель: Здравствуйте дорогие ученики и гости! Тема мастер класса «Ансамблевая игра на начальном этапе разбора» — тема интересная, и очень нужная для инструменталистов. Возьмём произведение казахского композитора, которого все знают и любят- Шамши Калдаякова — «Она туралы жыр» в переводе на русский язык («Баллада о Матери») написанная им после смерти матери. Переложение этого произведения для инструмента флейта сделала преподаватель нашей школы — Филюшна И.И.
Прежде чем начнём работать с произведением, расскажу вам о композиторе, которого называют в мире казахской музыки «Королём казахского вальса». Родился Шамши Калдаяков в Кызылкумском районе Южного Казахстана село Темирлановка 15 августа 1930 года. При рождении ему дали имя — Жамшид.
Нужно отметить, что Жамшид родился в музыкальной семье. Отец слыл акыном, играл на домбре, но работал кузнецом, мать хорошо пела. Сам Жамшид в детские годы играл на мандолине, проявляя незаурядные способности, демонстрируя свой талант на различных торжествах и конкурсах. Музыка его сопровождала с детства, и уже в юношеские годы он начал сочинять свои первые песни. В годы войны работал на тракторе, потом поступил в Калланбекский зооветеринарный техникум. По окончание направлен был работать зоотехником в Актюбинскую область. Службу походил на Сахалине. Вернувшись из армии, поступил в Ташкентское училище, но не закончил, и перебрался в Алмату. Жамшид Калдаяков с 1956–1960 года учился в консерватории имени Курмангазы г. Алма — Ата, в классе Великанова. Выдающийся композитор, исполнитель народных песен, заслуженный деятель культуры Казахстана, лауреат государственных премий и наград. В его творческом активе 300 песен, которые исполняют звезды казахстанской эстрады такие как: Роза Рымбаева, БибигульТулегенова, Ришат Абдуллин и дочь нашего президента, которая ежегодно дает концерты в г. Москва — Дарига Назарбаева.
Шамши Калдаяков автор действующего гимна. Песня «Мой Казахстан» — считается жемчужиной его творчества. 11 января 2006 года эта песня впервые прозвучала в качестве государственного гимна страны, в торжественный момент вступления Нурсултана Назарбаева в должность Президента Казахстана. С 1992 года ежегодно проводится Республиканский конкурс фестиваль им. Ш. Калдаякова, который теперь стал международным фестивалем.
Именем Калдаякова названы Центральный концертный зал и улица города Алматы. Умер Шамши Калдаяков в 1992 году.
Сейчас перейдем к предварительной настройке инструментов, приведем в порядок исполнительское дыхание.
Настраиваться будем на упражнении, которое стоит у вас на пультах под № 1. Встали все ровненько, плечи слегка развернули, локти слегка приподняты. Слушайте друг друга, держите интонационный строй.
Предварительная настройка.
Разыгрывание.
Исполнительское дыхание.
Звуки продолжительной длительности — это один из видов упражнений, создающий благоприятное условие для комплексного развития, исполнительского аппарата, конкретно: техники дыхания, губ, языка, элементов музыкальной выразительности,
Следующий этап — развитие мелодического слуха в ансамблевой согласованности половинными длительностями в упр № 2 (а, б)
Первая партия
Вторая партия
Далее мы исполним упражнение на развитие гармонического слуха в ансамблевой согласованности четвертными длительностями упр№ 2(в, г), в котором будем исполнять гамму, арпеджио и ломанное арпеджио.
Первая партия
Темп произвольный
Вторая партия
Учитель: После того как мы разыгрались, перейдем к основному этапу работы. Зрительно просмотрите ноты и дайте характеристику произведению. К какому жанру относится это произведение?
Ученик: Песня.
Учитель: Молодцы. Какая тональность произведения?
Ученик: ДО минор (гармонический).
Учитель: Как вы определили, что это гармонический минор.
Ученик: Потому что здесь повышена VII ступень,
Учитель: Какой размер и темп?
Ученик: Размер, темп вальса.
Учитель: А сейчас прослушайте фрагмент произведения, и определите характер.
Ученик: Характер — спокойный, лирический, темп вальса.
Учитель: Все верно. никакой твердой атаки, здесь нет сложных мелодических или ритмических построений.
Учитель: Ребята, произведение начинается вступлением партии фортепиано, в которой ярко выражено нисходящее октавное движение и настройка на темп вальса (последние 3 такта). Вам необходимо знать, что в ансамблевом исполнении нет главных и побочных партий. Поэтому выстраивайте звучание своих инструментов по вертикали, ориентиром останется солирующий голос. Подчеркивание восьмых длительностей будет нарушать темп, оттягивать движение, поэтому восьмые длительности нужно сыграть легко, непринужденно, не «садиться» на них. Затягивание мелодической линии может также разрушить всю мелодическую архитектонику.
Лейла, у тебя ведущая партия. Умело опирайся на другие голоса, ведь это не просто мелодия, а мелодия в ансамбле.
А теперь давайте соединим все голоса, и послушаем, что у нас получится. Молодцы. Мы достигли той цели, которую поставили перед собой в начале урока.
Домашнее задание: вспомните о чем говорилось на уроке и закрепите все то, что мы с вами сделали.
Всем спасибо. До свидания.
- 9738 просмотров