Интегрированный урок на тему: «Инструменты симфонического оркестра. Работа с флипчартами»
Горбунова Анна Владимировна, преподаватель |
Интегрированный урок предметов «Слушание музыки» и «Информатика»
Тип урока: комбинированный (обобщение, закрепление)
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Цели урока: расширение знаний о симфоническом оркестре и продолжение знакомства с флипчартами
Задачи:
1. Образовательная: умения анализировать полученную информацию, применять ее.
2. Развивающая: развитие познавательной и творческой деятельности учащихся; умения логически размышлять, находить пути решения проблем проблемы, производить поиск нужной информации.
3. Воспитательная: формирование коммуникативных навыков и культуру работы в группе: помощь, взаимовыручка, способность контроль своих действий.
Оборудование: интерактивное оборудование, ноутбуки, рабочие тетради.
План урока:
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителей |
Деятельность учащегося |
Длит-ть |
|
Организационный момент |
Приветствие, проверка присутствующих, объявление темы и цели, задач урока |
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь |
2 |
|
Проверка д/з |
Опрос изученного материала |
Демонстрация ЗУН, приобретенных на предыдущем уроке |
3 |
|
Подача теоритического материала |
Разъяснение сути новых понятий, объяснение возможностей Activstudio. |
Усвоение новых знаний и способов действий, конспектирование нового материала |
10 |
|
Актуализация знаний, практических и умственных умений. |
Контроль работы учащихся.
|
Выполнение заданий по группам |
20 |
|
Музыкальная минутка |
Установка детей на прослушивание детей музыкальной вырезки и выполнения пантомима |
Изображение мимикой и жестами игры на инструментах |
5 |
|
Рефлексия |
Анализ выводов учащихся |
Выводы |
3 |
|
Итог урока |
Задание на дом |
Запись задания на дом |
2 |
Ход урока:
I. Организационный момент:
Учитель музыки: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок — сегодня на уроке мы не только продолжим изучение темы «Инструменты симфонического оркестра», расширим знания о симфоническом оркестре, но и…
Учитель информатики: научимся перемещаться с одной страницы флипчарта на другую, а так же писать и двигать объекты.
Учитель музыки: Сегодня вы, ребята, рассажены на две музыкальные группы, которые будут в течении урока показывать свои знания, умения, навыки и смекалку. На предыдущем занятии вам было дано задание, придумать название группы, девиз, выбрать дирижера, который будет руководить вами и представлять вашу группу. Давайте познакомимся (дирижеры представляют названия групп, девиз).
Группа 1: Название: До, Ми, Сольки
Девиз: Мы ребята, словно класс,
Нотный стан узнать спешим
Стать известными хотим!
Группа 2: Название: Сияющие нотки
Девиз: Наше дело — нотный стан,
И сегодня скажем вам:
Мы ленится не хотим
И сиять для вас спешим!
II. Проверка д/з : фронтальный опрос «Нотный стан»
(на доске нотный стан, на обратной стороне нот вопросы по предыдущим темам «Средства музыкальной выразительности» и «Работа с флипчартами». Дать определения понятиям)
1. До — Музыкальный звук, имеет 4 свойства:
2. Ре — Мелодия
3. Ми — Лад
4. Фа — Гармония
5. Соль — Метр
6. Ля — Ритм
7. Си — Темп
8. До — Динамика
9. Ре — Флипчарт
10. Ми — Тембр
III. Подача теоритического материала:
Учитель музыки: На экране изображение фрагментов Древней Греции, площадка с актерами и музыкантами (флипчарт 1).
В Древней Греции площадка для танцев называлась «орхестрой», на ней располагался хор, который выполнял в древнегреческой трагедии (спектакль) важную роль. Позднее хор сменили музыканты, сопровождавшие спектакль игрой на музыкальных инструментах. От названия этой площадки произошло слово оркестр. Современный оркестр — это коллектив музыкантов, играющих произведение, написанное специально для данного состава инструментов. Оркестром руководит дирижер (флипчарт 2).
Учитель информатики: Ребята, обратите внимание, для того чтобы перейти от одной страницы флипчарта к другой, необходимо воспользоваться кнопкой в виде стрелки.
IV. Актуализация знаний, практических и умственных умений.
Учитель музыки:
Задание 1: Ребята, чтобы оркестр звучал слажено и грамотно, музыканты пользуются оправленными терминами, для этого существуют словарные слова, которые необходимо знать музыканту. Потребуется ваша помощь, каждая команда должна заполнить таблицу, согласно определениям (задания на ноутбуках).
Краткий оркестровый словарь
№ |
Определение |
Значения |
|
Ноты для одного инструмента. По партиям играют оркестранты. |
|
|
Ноты, в которые вписаны партии всех инструментов. По партитуре дирижирует дирижер. |
|
|
Переложение партитуры для фортепиано. |
|
|
Все инструменты играют вместе. |
|
|
Играет один инструмент. |
|
|
Разделение одинаковых инструментов на несколько самостоятельных партий. |
|
|
Слитное звучание одинаковых инструментов. |
|
Учитель информатики: Ребята, на столах у вас стоят ноутбуки, на которых нужно открыть файл «Флипчарты для детей». Сейчас дружно выполняем задание 1 на ноутбуках. Для того чтобы заполнить таблицу, вам необходимо захватить курсором нужное слово и перетащить в соответствующую ячейку таблицы (показывается пример). Учащиеся выполняют задание на местах, дирижеры контролируют работу своей группы.
Учитель информатики: Ребята, сейчас я отодвину шторку и вы сможете себя проверить (флипчарт 3).
Учитель информатики: Необходимо завершить работу с флипчартам и выключить ноутбуки.
Учитель музыки: Симфонический оркестр состоит из четырех групп инструментов: струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные (с определенной высотой и без определенной высоты). Первый симфонический оркестр появился в Европе в 18 веке. Классический состав утвердился в творчестве австрийского композитора Ийозефа Гайдна (Флипчарт 4) учитель показывает портрет и инструменты, называет их.
Задание 2: перечислить названия инструментов и правильно их расставить (флипчарт 5).
Ребята в группе совещаются и выходят выполнять задание
Задание 3: Нужно разгадать кроссворд (флипчарт 6)
Впиши в горизонтальные клетки названия тринадцати инструментов. Если вы правильно выполните задание, то в рамке по вертикали получится слово, обозначающее вид оркестра. Из каждой группы выходят к доске учащиеся и заполняют клетки кроссворда словами.
Учитель информатики: Для того чтобы заполнить кроссворд вам необходимо выбрать на панели инструментов — инструмент пера, при желании изменить его цвет написания и вписать необходимое слово в кроссворд, показать на примере. Если вы сделали ошибку в слове, можно воспользоваться ластиком и стереть ошибку.
V. Музыкальная минутка:
Учитель музыки: (Флипчарт 7) Обратите внимание на портрет известного композитора Сергея Прокофьева. Его творчество было тесно связано с детской музыкой и специально для детей он сочинил симфоническую сказку «Петя и Волк», где за героев говорят инструменты, чтобы дети смогли различать тембры инструментов симфонического оркестра. Герои сказки:
- Пионер Петя
- Птичка
- Утка
- Кошка
- Дедушка
- Волк
- Охотники
Задание 4: Петя и Волк. Прослушивание тембров инструментов и изображение мимикой и жестами игры на инструментах.
VI. Рефлексия
В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали —
В футляре скрипки лежат листочки с началом предложения, учащиеся должны его продолжить
1. На уроке я работал_____________________
2. Своей работой на уроке я__________________
3. Урок для меня показался________________
4. За урок я____________________________
5. Мое настроение ________________________________
6. Материал урока мне был____________________________
7. Домашнее задание мне кажется______________________________
8. Благодарю ____________________________
9. Радуюсь __________________________
VII. Итог урока:
Учитель музыки:
Домашнее задание: Нарисовать инструмент, входящий в состав симфонического оркестра и описать его.
Учитель информатики:
Заключительное слово учащихся:
Уж с музыкой нам не проститься…
А в том и её красота,
Что в музыке — ветер, и птица,
И волны, и наша душа…
Приложения:
1. Нотный стан и ноты
2. Аудио вырезка «Петя и Волк»
3. Флипчарты для учителей
4. Флипчарты для учащихся
5. Листочки для рефлексии
- 17665 просмотров