9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Интегрированный урок на тему: «Инструменты симфонического оркестра. Работа с флипчартами»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Горбунова Анна Владимировна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, Мешетбаева Айгуль Сапаргалиевна, преподаватель информатики КГУ «Комплекс „Колледж искусств — специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля“»

Интегрированный урок предметов «Слушание музыки» и «Информатика»

Тип урока: комбинированный (обобщение, закрепление)

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Цели урока: расширение знаний о симфоническом оркестре и продолжение знакомства с флипчартами

Задачи:
1. Образовательная: умения анализировать полученную информацию, применять ее.
2. Развивающая: развитие познавательной и творческой деятельности учащихся; умения логически размышлять, находить пути решения проблем проблемы, производить поиск нужной информации.
3. Воспитательная: формирование коммуникативных навыков и культуру работы в группе: помощь, взаимовыручка, способность контроль своих действий.

Оборудование: интерактивное оборудование, ноутбуки, рабочие тетради.

План урока:

Этапы урока

Деятельность учителей

Деятельность учащегося

Длит-ть

  1.  

Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих, объявление темы и цели, задач урока

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

2

  1.  

Проверка д/з

Опрос изученного материала

Демонстрация ЗУН, приобретенных на предыдущем уроке

3

  1.  

Подача теоритического материала

Разъяснение сути новых понятий, объяснение возможностей  Activstudio.

Усвоение новых знаний и способов действий, конспектирование нового материала

10

  1.  

Актуализация знаний, практических и умственных умений.

Контроль работы учащихся.

 

Выполнение заданий по группам

20

  1.  

Музыкальная минутка

Установка детей на прослушивание детей музыкальной вырезки и выполнения пантомима

Изображение мимикой и жестами игры на инструментах

5

  1.  

Рефлексия

Анализ выводов учащихся

Выводы

3

  1.  

Итог урока

Задание на дом

Запись задания на дом

2

Ход урока:

I. Организационный момент:

Учитель музыки: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок — сегодня на уроке мы не только продолжим изучение темы «Инструменты симфонического оркестра», расширим знания о симфоническом оркестре, но и…

Учитель информатики: научимся перемещаться с одной страницы флипчарта на другую, а так же писать и двигать объекты.

Учитель музыки: Сегодня вы, ребята, рассажены на две музыкальные группы, которые будут в течении урока показывать свои знания, умения, навыки и смекалку. На предыдущем занятии вам было дано задание, придумать название группы, девиз, выбрать дирижера, который будет руководить вами и представлять вашу группу. Давайте познакомимся (дирижеры представляют названия групп, девиз).

Группа 1: Название: До, Ми, Сольки

Девиз: Мы ребята, словно класс,
Посмотрите-ка на нас!
Нотный стан узнать спешим
Стать известными хотим!

Группа 2: Название: Сияющие нотки

Девиз: Наше дело — нотный стан,
И сегодня скажем вам:
Мы ленится не хотим
И сиять для вас спешим!

II. Проверка д/з: фронтальный опрос «Нотный стан»

(на доске нотный стан, на обратной стороне нот вопросы по предыдущим темам «Средства музыкальной выразительности» и «Работа с флипчартами». Дать определения понятиям)

Интегрированный урок на тему: «Инструменты симфонического оркестра.  Работа с флипчартами»

1. До — Музыкальный звук, имеет 4 свойства:
2. Ре — Мелодия
3. Ми — Лад
4. Фа — Гармония
5. Соль — Метр
6. Ля — Ритм
7. Си — Темп
8. До — Динамика
9. Ре — Флипчарт
10. Ми — Тембр

III. Подача теоритического материала:

Учитель музыки: На экране изображение фрагментов Древней Греции, площадка с актерами и музыкантами (флипчарт 1).

Интегрированный урок на тему: «Инструменты симфонического оркестра.  Работа с флипчартами»

В Древней Греции площадка для танцев называлась «орхестрой», на ней располагался хор, который выполнял в древнегреческой трагедии (спектакль) важную роль. Позднее хор сменили музыканты, сопровождавшие спектакль игрой на музыкальных инструментах. От названия этой площадки произошло слово оркестр. Современный оркестр — это коллектив музыкантов, играющих произведение, написанное специально для данного состава инструментов. Оркестром руководит дирижер (флипчарт 2).

Учитель информатики: Ребята, обратите внимание, для того чтобы перейти от одной страницы флипчарта к другой, необходимо воспользоваться кнопкой в виде стрелки.

Интегрированный урок на тему: «Инструменты симфонического оркестра.  Работа с флипчартами»

IV. Актуализация знаний, практических и умственных умений.

Учитель музыки:

Задание 1: Ребята, чтобы оркестр звучал слажено и грамотно, музыканты пользуются оправленными терминами, для этого существуют словарные слова, которые необходимо знать музыканту. Потребуется ваша помощь, каждая команда должна заполнить таблицу, согласно определениям (задания на ноутбуках).

Краткий оркестровый словарь

Определение

Значения

  1.  

Ноты для одного инструмента. По партиям играют оркестранты.

 

  1.  

Ноты, в которые вписаны партии всех инструментов. По партитуре дирижирует дирижер.

 

  1.  

Переложение партитуры для фортепиано.

 

  1.  

Все инструменты играют вместе.

 

  1.  

Играет один инструмент.

 

  1.  

Разделение одинаковых инструментов на несколько самостоятельных партий.

 

  1.  

Слитное звучание одинаковых инструментов.

 

Учитель информатики: Ребята, на столах у вас стоят ноутбуки, на которых нужно открыть файл «Флипчарты для детей». Сейчас дружно выполняем задание 1 на ноутбуках. Для того чтобы заполнить таблицу, вам необходимо захватить курсором нужное слово и перетащить в соответствующую ячейку таблицы (показывается пример). Учащиеся выполняют задание на местах, дирижеры контролируют работу своей группы.

Учитель информатики: Ребята, сейчас я отодвину шторку и вы сможете себя проверить (флипчарт 3).

Интегрированный урок на тему: «Инструменты симфонического оркестра.  Работа с флипчартами»

Учитель информатики: Необходимо завершить работу с флипчартам и выключить ноутбуки.

Учитель музыки: Симфонический оркестр состоит из четырех групп инструментов: струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные (с определенной высотой и без определенной высоты). Первый симфонический оркестр появился в Европе в 18 веке. Классический состав утвердился в творчестве австрийского композитора Ийозефа Гайдна (Флипчарт 4) учитель показывает портрет и инструменты, называет их.

Интегрированный урок на тему: «Инструменты симфонического оркестра.  Работа с флипчартами»

Задание 2: перечислить названия инструментов и правильно их расставить (флипчарт 5).

Ребята в группе совещаются и выходят выполнять задание

Интегрированный урок на тему: «Инструменты симфонического оркестра.  Работа с флипчартами»

Задание 3: Нужно разгадать кроссворд (флипчарт 6)

Впиши в горизонтальные клетки названия тринадцати инструментов. Если вы правильно выполните задание, то в рамке по вертикали получится слово, обозначающее вид оркестра. Из каждой группы выходят к доске учащиеся и заполняют клетки кроссворда словами.

Учитель информатики: Для того чтобы заполнить кроссворд вам необходимо выбрать на панели инструментов — инструмент пера, при желании изменить его цвет написания и вписать необходимое слово в кроссворд, показать на примере. Если вы сделали ошибку в слове, можно воспользоваться ластиком и стереть ошибку.

Интегрированный урок на тему: «Инструменты симфонического оркестра.  Работа с флипчартами»

V. Музыкальная минутка:

Учитель музыки: (Флипчарт 7) Обратите внимание на портрет известного композитора Сергея Прокофьева. Его творчество было тесно связано с детской музыкой и специально для детей он сочинил симфоническую сказку «Петя и Волк», где за героев говорят инструменты, чтобы дети смогли различать тембры инструментов симфонического оркестра. Герои сказки:

  •  Пионер Петя
  •  Птичка
  •  Утка
  •  Кошка
  •  Дедушка
  •  Волк
  •  Охотники

Задание 4: Петя и Волк. Прослушивание тембров инструментов и изображение мимикой и жестами игры на инструментах.

VI. Рефлексия

В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали — т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

В футляре скрипки лежат листочки с началом предложения, учащиеся должны его продолжить

1. На уроке я работал_____________________
2. Своей работой на уроке я__________________
3. Урок для меня показался________________
4. За урок я____________________________
5. Мое настроение ________________________________
6. Материал урока мне был____________________________
7. Домашнее задание мне кажется______________________________
8. Благодарю ____________________________
9. Радуюсь __________________________

VII. Итог урока:

Учитель музыки:
Домашнее задание: Нарисовать инструмент, входящий в состав симфонического оркестра и описать его.

Учитель информатики:

Заключительное слово учащихся:

Уж с музыкой нам не проститься…
А в том и её красота,
Что в музыке — ветер, и птица,
И волны, и наша душа…

Приложения:

1. Нотный стан и ноты
2. Аудио вырезка «Петя и Волк»
3. Флипчарты для учителей
4. Флипчарты для учащихся
5. Листочки для рефлексии

Категория: