Открытый урок по теме «Развитие полифонического мышления ученика-пианиста»
Лобкова Лидия Валерьевна |
Открытый урок преподавателя высшей категории Лобковой Л. В. с ученицей 3 класса Адылбековой Жанель по фортепиано.
Тема: «Развитие полифонического мышления ученика-пианиста».
Цель: Организовать методико-исполнительскую деятельность начинающего пианиста в целях формирования способности мыслить полифонически.
Задачи:
1. Направить интеллектуальную деятельность начинающего музыканта на осознание логики мелодического, линеарного движения голосов, типов их взаимодействия в условиях многоголосной фактуры.
2. Развить познавательный интерес, творческие способности учащейся и умения мыслить воображаемыми тембрами, оперировать слуховыми представлениями.
3. Выявить и развить комплексно сенсорные и интеллектуальные способности учащейся, проявляющиеся в полифоническом мышлении.
а) способность распределять слуховое внимание на содержание одновременно нескольких мелодических линий;
б) способность сравнивать, находить сходство и различие мелодической структуры голосов, контролировать их развитие в исполнении;
в) способность к образно-ассоциативному мышлению.
4. Обучить основным способам освоения полифонического произведения имитационного склада.
5. Достигнуть определённого уровня полифонической зрелости учащейся путём постепенного наращивания знаний и полифонических исполнительских навыков.6. Возбудить интерес к творческому труду.
Тип урока: совершенствование знаний и умений.
Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа. Жанр урока: тематический.
Методы: диалогический, эвристический, исследовательский, наглядно-иллюстративный, репродуктивный
ТСО: иллюстративно-дидактический материал, портреты композиторов, планшет, ноты, фортепиано, клавесин.
Программа урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы, цели и задач. Беседа о полифонии.
2. Творческая работа (инновационное объяснение темы, сочинение).
3. И. С. Бах Маленькая прелюдия № 6, ре минор. (4класс)
— беседа о композиторе, старинных клавишных инструментах, о полифоническом письме прелюдии.
— организация исследовательского анализа фактуры произведения;
— показ способов освоения полифонического произведения.
4. Слушание музыки. И. С. Бах. Маленькие прелюдии: № 6 в записи, № 7, № 8.
5. Физминутка-метроритмическая.
6. Л. Жуманова Прелюдия. Соль минор. (6 класс)
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы, цели и задач.
2. Творческая работа (инновационное объяснение темы, сочинение).
Преподаватель: в прошлом году, в первом классе, Жанель, мы с тобой подробно работали над контрастной полифонией — знаменитым Менуэтом ре минор И. С. Баха. В этом году, во втором классе, ты осваиваешь имитационную полифонию. Сейчас мы попробуем разобраться в строении этого вида полифонии. Я буду показывать таблички со словами, и к кому из педагогов я буду обращаться, тот должен прочитать вслух то, что на ней написано.
Педагог: «Печальная новость!», показывая табличку с этими словами, просит педагога мужчину повторить эту фразу с той же интонацией, что и педагог.
Затем следующую фразу педагог произносит эмоционально и звучно, и в высоком регистре: «Собачка разбилась!» и обращается к педагогу — женщине, с высоким диапазоном, с просьбой повторить.
Следующую табличку педагог направляет к ученице и просит её прочитать так, как она чувствует: «Она жива?». Преподаватель: «Жива, жива. Но надо ей помочь!».
Педагог: эту вопросно-ответную интонацию и диалог необходимо выразить в звуках, попробуй это сделать, Жанель, учитывая метроритм слов во фразах.
Ученица сочиняет диалог, без противосложения, и играет. Педагог одобряет работу ученицы и дает Д/Задание сочинить противосложение к теме.
3. И.С. Бах Маленькая прелюдия № 6 ре минор.
Преподаватель: сегодня на уроке с ученицей 2-го класса мы продолжим работу над маленькой прелюдией ре минор великого немецкого композитора и импровизатора И. С. Баха из сборника «Маленькие прелюдии и фуги», которые написаны со скромной целью — быть упражнениями для учеников. Из трёх предложенных педагогом портретов, ученица выбирает портрет И. С. Баха и рассказывает кратко его биографию.
Преподаватель: на прошлых занятиях мы говорили о том, что прелюдии в XVII — XVIII веках являлись вольными импровизациями органиста и служили вступлением к хоралу, фуге или сюите. У Баха прелюдия становится самостоятельным жанром. Трудность «Маленьких прелюдий» заключается в соединении поразительного лаконизма с ёмкостью содержания, глубиной человеческих чувств и переживаний. Мелодия прелюдии d-moll, над которой мы сегодня будем работать, пронизана от начала до конца речевой выразительностью. Интересно заметить, что И. С. Баха очень занимала мысль о сравнении музыки с речью. Он сам был хорошо знаком с древнеримскими теориями риторики, мог, по свидетельству современников, часами рассуждать о них и даже пытался применить эти теории к музыкальному исполнению и к своим новаторским сочинениям; три основных принципа риторики: emendatum (правильно), perspicuum (чисто), ornatum (красиво) — являются, по его словам, условиями хорошего исполнения любого музыкального произведения. Маленькую прелюдию d-moll отличает тонкое, лирически задушевное настроение. Этот характер проявляется с самых первых нот в нижнем голосе и требует особого прикосновения к клавишам. Сложность исполнения заключается в том, чтобы не только «запустить» тональное настроение пьесы, но и в том, чтобы передать его верхнему голосу. Для этого нужно много протрудиться, привлекая слуховой контроль ученицы и добиваясь необходимого звучания. Здесь должны быть пропеты даже самые короткие звуки и морденты, мягко, тепло, нежно.
Проанализировав фактуру пьесы, учитывая лирически задушевное настроение, совместно с ученицей выбирается инструментовка голосов. Верхний голос у ученицы ассоциируется с ласковым звучанием «скрипки», нижние голоса — с «виолончелью» на всём протяжении пьесы. Услышать певучий «голос» скрипки помогает инструмент клавинова, на котором пробует играть ученица тему маленькой прелюдии ре минор. Тонкое, лирически задушевное настроение пьесы требует только одного штриха и большой слитности звуковедения по мнению исследователя «баховского» творчества Н. П. Калининой. Маленькая прелюдия d-moll одна из немногих, где не применяется контрастная артикуляция соседних метрических долей. *
Внимание ученицы направляется на ведение мелодии верхнего голоса к первой восьмой с точкой (ля), которую нужно «пропеть» глубоко в динамическом окружении последующих и предшествующих нот, после чего плавно, чуть тише закончить фразу. Трудность исполнения темы заключается ещё и в том, что она заканчивается репетициями на звуках «фа-фа» и пропеть их надо на легато внутри клавиши, используя механику фортепиано. Работа протекает над внутренним развитием темы, её текучестью и динамической нагрузкой. Главное здесь не впустить «воздух» в легато и добиться выразительности и цельности музыкальной мысли. Певучесть и осмысленность были главными требованиями в исполнении музыки Баха. И вырабатывается это систематическим и упорным трудом.
Ученица играет, добиваясь поставленных преподавателем задач.
Преподаватель: проведение темы в верхнем голосе квинтой выше (т.3) исполняется более звучно, с той же фразировкой, что и её первоначальное изложение. Это правило для всех имитационных произведений Баха. Имитация же в левой руке (т.2) не только не выделяется, но поётся несколько приглушённо и очень ровно. Внимание ученицы направляется на противосложение, которое представлено 2-мя верхними голосами, ведущими между собой диалог. Отдаление верхнего голоса от среднего на интервал сексты, подчёркивается динамически. Надо так глубоко взять звук «ре», чтобы услышать его слияние со звуком «до-диез» и мягко разрешить его в тонику «ре». Здесь важно дослушивать окончания фраз. Работа в двух, трёхголосии в партии правой руки (такты 4-10) протекает над различием в динамическом и артикуляционном «оттенении» близко расположенных голосов, подготовкой задержаний (в четвёртом такте звук «ре» в верхнем голосе и «ля» — в среднем) и их слышанием на сильных долях в новом гармоническом освещении с последующими разрешениями.
Далее работа протекает над нисходящими секвенционными мотивами, начальными интонациями темы которые, опускаясь по секундам вниз, ведут диалог со средним голосом. Верхний голос исполняет свою партию эмоционально ярче, средний голос ему отвечает более спокойно, как бы соглашаясь. Целостность исполнения звучания полифонических элементов в сочетании с полнотой их воссоздания в гармонических пластах достигаются при разумной архитектонической динамике. Б. Е. Милич рекомендует распределить динамические уровни по трём частям прелюдии.* Начальные четыре с половинной такта исполнять наполненным звучанием на mf с наибольшим динамическим насыщением конца отрезка. Вторую половину пятого такта и весь шестой с более прозрачной фактурой оттенять спокойным р. С седьмого такта и до конца прелюдии (при уплотнённом четырёхголосии и проведении интонаций темы в увеличении) напряжение непрерывно усиливать до f и торжественно завершить тоническим четырёхголосным аккордом.
Н. П. Калинина, исследователь клавирных произведений И. С. Баха, предлагает исполнять прелюдию ре минор на p и для получения тёплого задушевного тембра воспользоваться левой педалью.* Чтобы выбрать трактовку того или иного интерпретатора необходимо, прежде всего, помимо анализа фактуры произведения, учитывать индивидуальные возможности ученицы. Сохранить певучесть, тональный настрой и избежать ударности клавишного инструмента, возможно, стало при выборе динамики исполнения темы прелюдии на mp с дальнейшим её развитием на mf. Одним из условий выработки певучей манеры является согласованная работа выразительных пальцев, которые, играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь «до дна» клавиши, переливая один звук в другой. Переступающие пальцы ведут руку, которая, перемещая опору, подкрепляет каждый из них и в то же время сохраняет плавное движение, как бы очерчивает контуры мелодии. Взаимодействие пальцев и руки придаёт звукам глубину, а мелодии — связность. «Переступающие» пальцы должны активно доводить каждый звук мелодии до конца, не ослабляя силу давления, а передавая её следующей клавише. Таким образом, в работе с ученицей осваивалась певучая манера игры. Не смотря на свою краткость (всего три строки) эта меленькая прелюдия очень трудна в тонкой передаче настроения и той звуковой палитры, которая ей свойственна. Последнее особенно трудно там, где есть двухголосие в правой руке. Его необходимо долго учить двумя руками, сосредотачиваясь в работе над тончайшими звуковыми градациями.
* Н. Калинина. «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе». Стр.4-5.
* Б. Милич. «Воспитание ученика-пианиста 3-4 классы ДМШ». Стр. 35-36
4. Слушание музыки. И. С. Бах Маленькие прелюдии: № 6 в записи (Исполняет Кристина Михайличенко), № 7. Анализ исполнения. Сопоставление и сравнение с прелюдией ре минор.
5. Физминутка — метроритмическая.
Ученица шагает под музыку Прелюдий И. С. Баха № 7, № 8 и телодвижением показывает темп и характер прелюдий.
6. Л. Жуманова. Прелюдия (6 класс).
Беседа о композиторе.
Преподаватель: Скажи, Жанель, какого характера эта прелюдия?
Ученица: очень печального, даже скорбного.
Преподаватель: если анализировать фактуру этой пьесы, то можно сказать, что в ней присутствуют элементы полифонии. Мелодика этой прелюдии относится к разряду «говорящих». Богатство звуковых изменений вызывает ассоциации с человеческой речью и требует выразительного исполнения не только крупных построений, но даже самых мелких, таких как мотив и фраза. Произведение по форме небольшое, составляет 1 страницу, но в ней заложено очень глубокое содержание с серьёзными душевными переживаниями, и справиться с ней можно только, работая усердно и кропотливо, внимательно вживаясь в каждый оборот мелодической линии, и соблюдая правила риторики. Для того чтобы произведение прозвучало убедительно, мы с ученицей подобрали слова, которые по нашему мнению и слуховому восприятию выражают интонационную выразительность и суть музыкальной драматургии прелюдии и способствуют достоверной передачи образного строя пьесы. Они помогают найти способы прикосновения к клавишам для выражения внутренних душевных переживаний.
Преподаватель:
1фр. Больно вспоминать мне про няню
2фр. Умерла она ночью... О, горе, горе.
3фр. Больно так терять нянечку мою.
4фр. Не вернуть её нам — нет!
5фр. Как мне жить без няни любимой.
6фр. Нам не пережить утраты.
7фр. Нянечка моя, как люблю тебя!
8фр. Ты не уходи от нас!
9фр. Не уходи от нас!
10фр. Не уходи от нас!
Обращается внимание на движение внутри построений к более долгим звукам, частным кульминациям и заключительной каденции; выполнению различных агогических изменений и осмысленному исполнению всей драматургии прелюдии.
7. Подведение итогов.
Оценка за урок — 5. Со всеми задачами ты, Жанель, справилась и продвинулась в развитии на один шаг. Дома закрепить полученные навыки и умения в работе над полифонией.
8. Домашнее задание. Даётся с пояснением и закреплением в конце урока.
Самоанализ открытого урока преподавателя высшей категории Лобковой Л. В. по теме «Развитие полифонического мышления ученика-пианиста».
Данный урок является заключительным по теме самообразования "Развитие полифонического мышления ученика-пианиста«(2год). Учитывая возможности ученицы, и параметры ее личности была сформирована программа урока, состоящая из учебного материала повышенной сложности разных видов полифонических произведений. Организованная, методико-исполнительская деятельность начинающего пианиста, была направлена на формирование способности, мыслить полифонически. Специфика данного урока заключалась в проверке способностей ученицы применять полученные знания, умения и навыки в работе над полифонией через творческие и инновационные методы и задания. Разработанный дидактический материал способствовал поиску путей ученицы в создании полифонической структуры через творческие задания. Это проявилось в сочинении основных полифонических элементов, таких как имитация, вопросо — ответная интонация, противосложение, тональный ответ и их взаимосвязь. Ставя себя на место композитора, учащаяся быстро и прочно осознавала структуру полифонических произведений. При этом главный акцент в развитии музыкального мышления делался на ощущение интонации музыкальных фраз как «главного проводника» музыкальной содержательности, музыкальной мысли (интонационная основа мелодии, гармонии, ритма).
Осмыслению логики организации различных звуковых структур от простейших до сложных занимало особое место на уроке. Рационально логическое начало в музыкальном мышлении делало духовную жизнь ученицы не только музыкальной, но и интеллектуальной. Интеллектуальная деятельность в этом процессе была направлена мною на осознание логики мелодического, линеарного движения голосов, типов их взаимодействия в условиях многоголосной фактуры. На такой основе, в процессе обучения, были обеспечены оптимальные условия для систематического пополнения «багажа» знаний учащимися. Так как музыкальное мышление связано с миром чувств и переживаний человека и эмоционально по самой своей природе, одной из важных педагогических задач в этом направлении явилось формирование образных представлений и понятий у учащихся. В контрастной и имитационной полифонии — индивидуализация собеседников; в жанровой вокальной и танцевальной полифонии — движения, связанные с историей и эпохой. Учащаяся самостоятельно изучала музыкальный словарь полифонической музыки, находила материал в Интернете о разных видах полифоний, истории создания маленьких прелюдий и уверенно отвечала на уроке, показывая прочные знания.
Через различные способы воздействия, инновационные подходы с использованием компьютерных технологий в работе над полифоническим произведением, сочетание методов развития интеллектуальной сферы учащейся, её образного полифонического мышления, воображения, умения проникнуть в композиторский замысел и передать с наибольшей убедительностью реальный жизненный образ, мне удалось привить интерес к полифонической музыке. Задачи, планируемые в процессе освоения темы, на уроке решены положительно:
1. Ученица осознала логику мелодического, линеарного движения голосов, типы их взаимодействия в условиях многоголосной фактуры.
2. Сформирован познавательный интерес, творческие способности учащейся и умения мыслить воображаемыми тембрами, оперировать слуховыми представлениями.
3. Выявлены и развиты комплексно сенсорные и интеллектуальные способности учащейся, проявляющиеся в полифоническом мышлении. а) способность распределять слуховое внимание на содержание одновременно нескольких мелодических линий; б) способность сравнивать, находить сходство и различие мелодической структуры голосов, контролировать их развитие в исполнении; в) способность к образно-ассоциативному мышлению. 4. Ученица владеет основными способами работы над полифоническими произведения имитационного склада.
5. Достигнут определённый уровень поли фонической зрелости учащейся путём постепенного наращивания знаний и полифонических исполнительских навыков.
6. Ученица с интересом занимается творческим трудом. В целях обеспечения работоспособности ученицы использовались активизирующие процессы: метод наводящих вопросов, диалогический, эвристический, исследовательский, наглядно-иллюстративный, репродуктивный, создание проблемных ситуаций, творческих заданий, просмотр и анализ видеоматериала. Атмосфера урока была доброжелательная, творческая и стимулирующая к познавательной деятельности учащейся. Цель и все задачи удалось в течение урока полностью реализовать. Результативность урока отличная. Структура учебного занятия по классу фортепиано выдержана, все этапы работы достаточно продуманы и логически взаимосвязаны. Цель и задачи, связанные с развитием полифонического мышления ученицы в ходе занятия достигнуты и отработаны в полном объеме. Все исполнительские задачи достигнуты через чередование различных видов деятельности и использование эффективных методов обучения.
Итогом работы над полифонией явилось понимание учащейся художественно-выразительного значения полифонических произведений. Выработалась способность понимать мир глубоких содержательных музыкальных образов композиторов.
- 8068 просмотров