Обобщение опыта по теме «Дистанционные уроки как перспективная форма обучения»
Нагасинова Жанна Юрьевна преподаватель специальных дисциплин, высшая квалификационная категория, педстаж 27 лет. КГП на ПВХ «Аксуский высший многопрофильный колледж имени Жаяу Мусы» Казахстан, Павлодарская область, г.Аксу |
Цель: формирование у обучающихся профессиональных компетенций в процессе изучения специальных дисциплин посредством дистанционных уроков как перспективной и наглядной формы обучения
Задачи:
- определить приемы, повышающие эффективность взаимодействия обучающихся и педагога в учебном процессе при дистанционном обучении;
- разработать и апробировать систему разработки и создания онлайн и видеоуроков;
- определить формы информационно-коммуникационных технологий, применяемых при создании дистанционного урока.
Сущность педагогического опыта заключается во внедрении в практическую деятельность дистанционного урока, как наиболее эффективного метода организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся в период дистанционного обучения.
Мой опыт показывает, что системное использование дистанционной формы урока имеет огромный потенциал для формирования у обучающихся профессиональных компетенций и даѐт возможность эффективно решать ряд проблем дистанционного образования.
Становление педагогического опыта происходило на протяжении 27 лет, ведь основная функция педагога это проведение урока в традиционном режиме или режиме дистанционного формата. Меняются только подходы, формы проведения, используемые педагогические технологии. Естественно на протяжении своей педагогической деятельности я неоднократно проводила уроки на разных уровнях, от уровня колледжа до уровня республики. Есть многочисленные отзывы и рецензии на уроки. В 2017 году я стала победительницей республиканского конкурса «Лучший педагог». Что подтверждает эффективность применяемых мной технологий и результативность уроков и самого процесса обучения.
Современные реалии диктуют нам использование дистанционных образовательных технологий как основных. А дистанционная форма урока позволяет сделать учебный процесс достаточно наглядным и обеспечить процесс взаимодействия педагога и студента.
В системе образования эффективными можно назвать концепцию, метод, средство обучения, если они способствуют более качественному, легкому, быстрому достижению поставленных целей обучения.
Педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения является приоритетной.
Создание и использование дистанционных учебных курсов начинается с анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения, корректировки критериев обученности.
Видеоурок — это дистанционная форма обучения, с помощью которой можно изменить классическую форму преподавания, заменив чтение лекций преподавателем у доски на запись этого действия на видеокамеру или выполняемых действий на компьютере с голосом. Необходимо уметь структурировать информацию, иметь навыки использования средств ИКТ для сопровождения интеллектуальной деятельности, развития универсальных учебных действий. Согласно типу урока определяется структура урока. Все этапы должны быть логически завершены. Каждый этап урока преследует определенную цель. На мотивационном этапе активизация умственной деятельности обучающихся через видеоролик. Для повышения эффективности учебного процесса на уроке использована видеообъяснение материала, допустим образовательного платформы Bilimland (httpsss://twig-bilim.kz/ru/film/plastics-and-polymers). Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью уроков изучения нового материала. Формой стимулирования мыслительной деятельности обучающихся может быть определена работа с упражнениями образовательного платформы Bilimland (httpsss://twig-bilim.kz/ru/film/plastics-and-polymers). Закрепление материала по теме урока рекомендуется проводить в виде выполнения тестов закрытого типа (как вариант), используя формы Google Диск. На этапе рефлексии осознание содержание пройденного на уроке через ключевые понятия, предлагается оценить эффективность используемых на уроке учебных видеоматериалов и выразить личностное представление по теме урока.
Записать видеоурок можно двумя основными способами. С помощью видео- или фотокамеры либо мобильного телефона со встроенной видеокамерой с разрешением не менее двух мегапикселей (иначе качество записи будет неудовлетворительным). С помощью компьютера и специального программного обеспечения для записи рабочего стола и звука (через микрофон компьютера). Кроме того на каждый урок должен быть определен четкий сценарий.
Онлайн урок — это основная единица дидактического цикла и форма организации дистанционного обучения. Онлайн урок это и семинар, который проводится в сети Интернет в формате видео трансляции. Таким образом, любой онлайн урок — это вариант интернет конференции, когда обучение проводится в режиме реального времени через интернет с помощью демонстрации экрана учителя.
По своей сути онлайн урок — этот тот же традиционный урок, но проводимый в режиме онлайн трансляции и с использованием электронных и мультимедийных учебных материалов. Все основные образовательные функции, свойственные обычным занятиям, сохранены в онлайн уроках. Обучающиеся могут видеть и слышать преподавателя, задавать свои вопросы, участвовать в опросах, тестах и т. д. Важным аспектом для преподавателя является предельно четко обозначить правила совместной работы, спроектировать общую схему изучения материала и организации деятельности обучающихся на основе существующих ресурсов
Сеть Интернет предлагает огромное множество различных сервисов для создания и проведения онлайн уроков, рассмотрим наиболее популярные из них:
- проведение группового занятия (видеоконференции);
- для полноценного проведения онлайн-урока вам может понадобиться формат конференции — возможность общения между участниками.
Некоторые вебинарные комнаты предлагают формат одновременного вещания нескольких спикеров, но редко больше двух. Если выбираете стандартный веб-зал, обращайте внимание в описании тарифов на количество выступающих. Для общения с группой в режиме онлайн можно использовать Zoom.
На настоящий момент мной разработаны и записаны более пятидесяти видеуроков с использованием программы Zoom, приложений Inshot. Все они размещены на образовательном канале колледжа.
В каталог видеоуроков НАО «Talap» включены мои видеоуроки, разработанные и записанные с использованием программ PowerPoint, ZOOM по дисциплинам Материаловедение, Электротехника, Черчение.
Создание и проведение онлайн-уроков ведется согласно содержанию РУПов и с учетом структуры планируемых занятий и расписанию. Согласно теме разрабатывается сценарий урока, план, структура урока. Подбирается материал, в том числе видео, то есть обеспечивается принцип наглядности и доступности учебного материала. Онлайн-уроки проводятся мной ежедневно и позволяют вести диалог обучающиеся и преподавателя, задавать свои вопросы, участвовать в опросах, тестах. Основная цель онлайн-урока это создание условий для освоение содержания образовательной программы, то есть получении новых знаний и умений применять эти знания в практической деятельности. Кроме того в условиях дистанционного обучения я использую онлайн-конференцию для корректировки знаний, а также консультации по выполнению самостоятельной работы студентов. Это достаточно эффективно и позволяет повысить качественную успеваемость.
Хочется отметить, что по вопросам организации учебного процесса, подготовка УМКД, подготовки и проведении уроков в условиях дистанционного обучения я делилась с коллегами на уровне колледжа, области, республики и даже в рамках региональных и международных конференций. Это дискуссионные площадки УО Павлодарской области (август, декабрь 2020г, февраль 2021г), публикация в областном научно-методическом журнале «Альманах» (июнь 2020г), республиканская форсайт-сессия (ноябрь 2020г.), международный вебинар (ноябрь 2020г), международная научно-практическая конференция-декабрь 2020г, Ахметовские чтения- 2021г. Во время выступления были представлены материалы из опыта моей работы по дистанционным технологиям, отдельно был рассмотрен вопрос организации и проведения дистанционного урока. Все выступления получили хорошие отзывы, многие преподаватели используют в своей работе предложенные мной методы подготовки и записи видеоуроков.
В заключении хотелось бы отметить, что дистанционный урок это перспективная форма обучения. В рамках дистанционного обучения он решает вопрос взаимодействия педагога и студента, в также позволяет студенту получить наглядную, визуализированную информацию по образовательной программе. Видеоурок можно просмотреть и во время изучения нового материала, для повторения, во время подготовки к экзамену, зачету и восстановить необходимую информацию. Онлайн занятие это контакт с педагогом, можно разобрать непонятные вопросы, получить консультацию по выполнению самостоятельной работы студентов. Качество и эффективность дистанционного урока зависит от подготовки преподавателя к уроку. А именно, необходимо подготовить презентацию по теме, подготовить ссылки учебной информации, отметить ключевые вопросы темы, вопросы для закрепления, задания для самостоятельной работы студента. Следует отметить, что педагог должен постоянно совершенствовать свою IT компетентность на курсах повышения квалификации и вносить в каждый урок полученные новые знания, совершенствуя урок, повышая мотивацию обучающихся. Что соответственно положительной динамикой скажется на результатах обучения.
Педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной.
Список использованной литературы
1. Кропотова Н. А. Инновационная педагогическая модель NTV , сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. 2019. — С. 171 — 173.
2. Актуальность дистанционного образования / А. С. Сагиндыкова, М. А. Тугамбекова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 495-498
3. Совершаев И. В. Реферат: Дистанционное образование с применением компьютерных технологий
4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. — М., 1994.
5. Скибицкий Э. Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. — 2000. — № 1.
6. Лемех Р. М. Совершенствование методических подходов к организации дистанционного обучения в условиях функционирования информационной среды/ Р. М. Лемех — М, 2005
7. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М. Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с.
8. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III ЗРК (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г.)
9. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям» (с изменениями)
10. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционной образовательной технологии в организациях ТиПО АО «Талап»
httpsss://infourok.ru/kursy/search (дата обращения 20.11.20)
httpss://ejournal.pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2017/TGU_8_63.pdf (дата обращения 25.11.20)
httpsss://primeminister.kz/ru/news/reviews/distancionnoe-obuchenie-prodolzhitsya-v-kazahstane-s-1-sentyabrya-dezhurnye-klassy-obespechenie-uchebnikami-i-zakup-kompyuterov-1775416 (дата обращения 02.12.20)
httpss://kasipkor.kz/?p=10215&lang=ru (дата обращения 09.12.20)
httpss://academy.edu.by/files/Dudko-1.pdf (дата обращения 10.12.20)
- 7973 просмотра