Обобщение опыта по теме: «Развитие психических процессов у дошкольников средствами арттерапии»
Нагасимова Дана Юрьевна педагог-психолог, категория высшая, педагогический стаж 29 лет, ГККП «Ясли–сад № 24 города Аксу». Республика Казахстан, Павлодарская область, город Аксу |
Введение
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внешних факторах. Наряду с этим, значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики и важнейшие условия, определяющие это благополучие.
Ежегодное диагностирование психического уровня развития детей в детском саду анализ ситуации развития детей в большинстве случаев обращений констатирует наличие у дошкольников низкого уровня развития психических процессов.
Меня заинтересовал научный подход, подтвержденный современными психологами — это влияние искусства на человека. Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством. Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, логического мышления. В продуктивной творческой деятельности ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
Арт-терапия обладает возможностями мягкой гуманной поддержки личности ребенка, развивает его способности к самопознанию (Дж. Аллан, М.Бурно, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, ЛЛовенфельд, Е. Г. Макарова).
Арт-терапия включает в себя: изотерапия, игротерапия, мандала терапия, пескотерапия, они позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.
Актуальность опыта заключается в использовании методов Арт терапии в рамках учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения с целью профилактики и коррекции развития психических процессов у дошкольников, что обусловило выбор темы опыта: Развитие психических процессов у дошкольников средствами арттерапии.
Ведущая идея опыта: возможность использования инновационных методов и приёмов Арт терапии как средства коррекции и развития психических процессов у дошкольников.
Этапы работы над опытом:
а) диагностический — обнаружение проблемы: сентябрь 2017год;
б) формирующий — апробация методов Арт технологии: сентябрь 2017- май 2019год.
в) оценка результатов деятельности (диагностика) — успешность решения проблем: май 2020 год.
Новизна опыта заключается в подборе и систематизации инновационных методов Арт — терапии, используемых для коррекции и развития психических процессов у детей дошкольного возраста.
Цель психолого-педагогической работы: коррекция и профилактика психических процессов, средствами арт терапии.
Задачи:
— совершенствование предметно-игровой деятельности,
— формирование учебной деятельности,
— развитие познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление, речи и моторики.
— коррекция поведения,
— повышение интереса к занятиям;
— создание ситуации успеха,
В основу работы по работе средствами арт терапии были положенны следующие принципы:
- единства диагностики и коррекции;
- ориентация на будущее. Использование арт терапии позволяет расширять зону ближайшего развития ребёнка;
- гармонизация эмоционально-волевой сферы, направленную на преодоление негативных состояний, нарушение функционирования в развитии ребенка, а так же компенсация негативных особенностей личности, складывающихся на основе данных процессов;
- опора на активность ребенка — обеспечение развития у ребенка способностей становится субъектом познавательной деятельности. Соответственно, этот принцип диктует особенность психологического воздействия, заключающегося в том, чтобы постоянно и неуклонно апеллировать к сознанию ребенка, предоставляя ему возможность воспринимать и понимать суть происходящего явления. Данный принцип позволяет выработать психологические качества, необходимые для самовыражения в деятельности;
- художественно-коррекционное воздействие;
- свободы и самостоятельности. Позволяет ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде, выбирать то, что ему по душе;
Описание опыта
В основе всей коррекционной работы с детьми лежит положение о неразрывности психологии и педагогики. Основной принцип психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением был сформулирован известными отечественными исследователями Л. С. Выгодским, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожец, А. Н. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др. Эти теоретические положения являются основой для разработки методического обеспечения для работы с детьми. Выдающиеся педагоги и психологи (Л. С. Выгодский, Д. Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность диагностирования детей, охватывающего периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.
В настоящее время разработано множество игр, упражнений и игровых программ с использованием элементов арт терапии, облегчающих процессы обучения, коррекции и развития детей.
Технология опыта.
Элементы арт терапии использую:
— в качестве ведущего метода коррекционного воздействия;
— в развивающих и обучающих занятиях;
— в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки;
— в качестве диагностики и психопрофилактики и др.
Преимущество элементов арт терапии выражаются в том, что она:
• способствует процессу индивидуализации;
• снимает скованность, освобождает творческий потенциал, внутренние чувства, обостряет восприятие и актуализирует воспоминания;
• развивает воображение, обеспечивает многократный опыт благодаря множественности символических значений;
• создает мост между бессознательным и сознательным, внутренним и внешним, духовным и физическим, невербальным и вербальным;
• позволяет снять контроль сознания, обеспечивает непосредственную игру, где нет никакого правильного или неправильного пути;
• является естественным языком для детей;
• не имеет ограничений для использования с детьми разных культур, рас, возрастов и интеллектуальных статусов;
• даёт ребёнку возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни.
Основные элементы арт терапии, которые использую в своей работе:
Метод мандала используется как при индивидуальной, так и при групповой форме работы с детьми. При разукрашивании мандал у детей формируются психические процессы: память, воображение, внимание; совершенствуется мелкая моторика рук.
У ребенка в процессе восприятия образов возникает чувство сопереживания, он духовно обогащается. Создавая мандалу, ребенок создает и свои персональные символы, отражающие его внутреннее состояние. Например, если ребенок рисует круг — это равновесие и порядок, треугольник — если вершина направлена вверх, это означает мужественность, движение, стремление к совершенствованию, если вниз — разрушение. Цветок — символ красоты и жизни. Простое разглядывание мандалы, то же приносит определенную пользу. Выбираемые цвета в мандале — это отражение внутреннего состояния ребенка. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений. Это естественный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей. Данный вид деятельности используется с детьми начиная с младших групп в таких направлениях как:
- раскрашивание мандал-раскрасок;
- создание собственных мандал из цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала.
Песочная терапия. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Работа с песком имеет следующую структуру:
1 этап — разминка или согревающие игры с сухим песком («Здравствуй, песок», песочный дождь, дорожка из песка, песочные замки и т. п.);
2 этап — непосредственно обучающая часть (создание песочных картин, придумывание сказки, обыгрывание стихов, потешек, опыты с песком);
3 этап — этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка (чудесный песочек, следы на песке, построим горку, наполним формочки).
Были предложены задания: «Кулички из песка», «Ласковые ладошки», «Путешествие в сказочную страну», «Игрушки» и др. С помощью подноса с песком и миниатюрных фигурок ребенок, проходящий песочную терапию, получает возможность пообщаться с самим собой, прикоснуться к тому, что не выразишь словами, прочувствовать то, что было скрыто раньше от сознания. Невербальные способы психотерапии, такие как юнгианская песочная терапия, оказываются способны помочь даже тогда, когда лечение словом (например, психоанализ) оказалось безрезультатным. «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» сказал когда-то Карл Густав Юнг, швейцарский психоаналитик, показавший всему миру, что бессознательное способно говорить с человеком на языке символов.
Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна — не что иное, как проекция внутреннего мира ребенка.
На песке с детьми мы проигрываем любимые сказки: «Колобок», «Создаем сказочную страну», «У солнышка в гостях». Сказку на песке можно разыгрывать, передвигая персонажей в разных направлениях. При этом дети постепенно учатся соотносить речь с действиями персонажей, начинают самостоятельно творить, фантазировать, изменяя сюжет, добавляя новых действующих лиц. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.
Анализ результативности.
Рееализация арт терапии в коррекционной и развивающей работе позволила создать предпосылки, способствующие гармонизации психологической сферы детей.
Опыт работы показал, что использование арт терапии дает положительные результаты:
— у обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям;
— обучающиеся чувствуют себя более успешными;
— на занятиях нет места монотонности и скуке.
Результаты психологической готовности к школе
Результаты адаптации детей к детскому саду
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
У нас это направление слабо развито и отмечается недостаточность подготовки по данному вопросу. Это создает, с одной стороны, немало трудностей для использования арт терапии, с другой стороны, стимулирует творческий поиск и формирует собственный опыт в данном направлении.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный психологический опыт представляет интерес для практических психологов, педагогов-психологов, воспитателей детского сада.
- 7284 просмотра