Обобщение опыта работы учителя начальных классов по применению здоровьесберегающих технологий
Бражник Виктория Михайловна, учитель начальных классов, квалификационная категория вторая, КГУ «Черкасская средняя школа» СКО Аккайынский район, село Черкасское. |
В современное время актуальным является проблемы, связанные со здоровьем детей. Большая часть современных исследований указывает на то, что примерно 20-30% детей, которые приходят впервые в школу уже имеют определенные нарушения в здоровье. Как утверждают медицинские специалисты, 70% всех заболеваний человека заложены еще с детства. Возникает вопрос, из-за чего все так происходит?
Одним из приоритетных направлений в каждом учреждение образования должно быть использование здоровьесберегающих технологий, которые будут являться основой для подготовки к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие технологии — комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка в процессе его обучения и развития.
Важным моментом при применении здоровьесберегающих технологий в процессе обучения — рациональная организация урока.
Занимаясь изучением этой проблемы, мы задались важным вопросом: как учить ребенка ответственно относится к своему здоровью не только на занятиях, но и за пределами школы. Важным направлением в моей педагогической деятельности — «Как сделать обучение «здоровьесберегающим?».
Было исследовано большое количество литературы непосредственно, связанной с здоровьесберегающими технологиями. Изучено и собрано много теоретического материала по изучаемой проблеме.
В процессе работы по внедрению здоровьсберегающих технологий мною был разработан комплекс заданий.
Во-первых: ежедневно во течение уроков необходимо проводить упражнения направленные на развитие различных групп мышц и зрительную гимнастику. Большая часть физкультминутки проводится в стихотворной форме и с использованием музыкальных средств.
Во-вторых: включаю задания и вопросы о здоровье и о ЗОЖ.. Мною разработан сборник «Заметки о здоровье», предназначенный для учащихся начальной школы.
В-третьих: на уроках обучение грамоте необходимо использовать вежливые слова, такие как «Пожалуйста», «Спасибо» связанные со здоровьем. Также учащимся предлагаются определить общее и отыскать различие, продолжить ассоциативный ряд.
В-четвертых: используя на уроках здоровьесберегающие технологии важно осуществлять дифференциацию. Благодаря этому каждый ученик получит на уроке только позитивные эмоции, что непосредственно окажет благоприятное влияние на развитие интереса к процессу обучения. Немаловажная роль при организации такой работы отводится домашней работе. Как видно из практики работы, если ученик не может несколько раз самостоятельно выполнить домашнее задание, у него угасает интерес к уроку. Поэтому предлагаю учащимся домашнее задания разного уровня сложности.
В-пятых: организация интегрированных уроков:
- Обучение грамоте и письмо.
- Познание мира и художественный труд.
Одним из мощных лечебных факторов, применяемых в школе, является игра.
В основу данной работы были заложены методики игровых комплексов Р. Овчарова и И. Захарова. Разработанная программа способствует благоприятной адаптации учащихся через игровую психотерапию. Она способствует снижению у учащихся состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения, минимизируется уровень тревожности, происходит сплочение классного коллектива. Данная программа имеет гибкий характер, и отличается разнообразием заданий и упражнений.
В качестве дополнения к данной работе я использую сказку, так как технология сказкотерапии является одной из ведущих среди детской аудитории. Она знакомит детей с такими понятиями, как добро и зло, способствует развитию нравственных качеств. Благодаря сказке происходит перевоплощение героев, превращая маленького во взрослого, доверчивого в мудрого, тем самым, открывая учащимся пути дальнейшего развития каждого ребенка. Также особое внимание необходимо уделять работе с наглядными пособиями. Учащихся должен воспринимать учебный материал, учитывая цветовой фон, на которых нанесены понятия, изучаемые на уроке. Таким образом, учащиеся одновременно воспринимают цвет, и усваивает математическое или грамматическое понятие. Таким образом, на последующих занятиях ориентируясь на цвет, учащиеся начинают вспоминать всё, что было написано.
Каждый день имеет свой распорядок: в понедельник — поем, во вторник — подвижные упражнения; среда — танцевальные упражнения; четверг — пластика; пятница — игры.
Обычно подвижные упражнения проводятся после второго и третьего занятия в течение 10 минут.
В течение урока для снятия утомляемости применяю отдых 2 — 3 минуты. При организации физкультминуток важно учитывать специфику предмета, и использую дополнительные средства, направленные на восстановление оперативной работоспособности. Приведу пример нескольких упражнений, проводимых во время физкультминуток. Это зрительная гимнастика, упражнения укрепляющие мышцы рук и ног и психогимнастика.
Во время организации питания детей можно использовать здоровьесберегающие технологии. В ходе такой работы задачей педагога является организованное питание обучающихся, ознакомление их с гигиеническими правилами приема пищи и организованное дежурство в школьной столовой. Также ежедневно провожу трехминутные беседы о правилах здорового питания («Режим питания — это», «Вредные и полезные продукты»).
Следующая форма работы — Спортивный час. Данное мероприятие укрепляет здоровье детей. Элементы игры и танцев являются дополнением к спортивному часу. Форма проведения спортивного часа включает элементы игры, танца.
Анализируя проделанную работу и обобщая опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий обучения, выявлены следующие положительные стороны. Отмечается низкий уровень заболеваемости среди детей, повышается качество знаний обучающихся и формируется сплоченный классный коллектив. Происходит осознание того, что соблюдение ЗОЖ является жизненной необходимостью.
Также внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии способствует приобщению родителей обучающихся, направленные на сохранение здоровья их детей. Для учителей, освоивших данную технологию, процесс преподавания становится легче и интереснее, так как открывается простор для педагогического творчества.
Список использованной литературы:
1. Клокова Т. И. Дневники здоровья. Система мониторинга здоровья общеобразовательном учреждение. М.: МИО, 2012. — 123 с.
2. Акимов М. К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников учет и коррекция. М:: Академия, 2002. — 146 с.
3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе М.: Просвещение, 2004. — 121 с.
- 7255 просмотров