Обобщение опыта работы воспитателя КГКП «Ясли сад № 24 города Аксу» Кондратьевой Ольги Александровны
Обобщение опыта работы воспитателя |
«Сильным, опытным становиться педагог,
который умеет анализировать свой труд»
Сухомлинский В. А.
«.... На основе данного метода можно создать систему обучения, которая вооружит детей важным умением-умением самостоятельно приобретать знания и использовать их в своей деятельности. Мыслительные карты — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и умственный потенциал»
Тони Бьюзен
Тема: «Мыслительные карты в развитии познавательно-речевой активности детей»
Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства, и общекультурного уровня путём внедрения мыслительных карт в образовательный процесс.
Цель создания мыслительных карт:
- Запоминание детьми сложного материала;
- Сбор и передача информации;
- Прояснение какого-то вопроса и решение проблемы;
Задачи:
1.Формировать способность к созданию мыслительных карт по образовательным разделам «Коммуникация», «Социум», «Познание»
2.Изучение педагогических, методических, литературных источников теории карт Тони Бьюзена.
3.Исследовать актуальность проблемы в рамках ДОУ.
4.Выявить наиболее приемлемую форму введения данного метода.
5.Исследовать результативность применяемого метода.
6. Обобщить собственный педагогический опыт.
Актуальность: С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, следователем того мира, который его окружает.
Использование данного метода в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания мыслительных карт. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей, следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общего в целом. Чем разнообразнее и интенсивнее данная деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается и набирает новые знания и опыт.
Основная часть: Для развития интеллектуально развитого ребенка необходимо внедрение в педагогический процесс новых форм работы, в частности- я использовала мыслительные карты по Тони Бьюзену.
Создание таких карт — это совместная познавательная, творческая или игровая деятельность детей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Основной целью работы с картами является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития каждой возрастной группы детского сада.
Современная жизнь вынуждает нас педагогов всё больше задумываться в том, как помочь нашим детям охватить тот объём информации, что обрушивается на них, как помочь им увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего окружающего — есть причина и следствие. Принято считать, что информация храниться в памяти в нескольких видах: в вербальном (речевом), визуальном (наглядном) и кинетическом (двигательном).
Думая, мы строим свой образ некоторого объекта (например «моя кукла »). Поставив цель, первоначально мы представили ее, как некий образ, далее начинается воображение, начинаем проговаривать, представляем ее в красном платье и с длинными волосами и белыми бантами, кто мне ее подарит и когда, кто будет с ней играть и т. д. Мысль ребенка ответвляется от первоначального образа, мгновенно расходится по различным связям, возвращается к исходному пункту, но при этом меняет точку отсчёта, преобразует предмет, от которого отталкивалась.
Это особенность работы мозга. Проще всего можно изобразить такой процесс в виде ментальной (мыслительной) карты. По своей структуре она может быть похожа на рисунок — клетки с отростками, дерево с кроной и корневой системой, переплетение трещин, пучок водорослей и т. д.
Мыслительная карта — словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую в детском саду в младших группах — картинки, в более старшей возрастной группе печатными буквами т. е. словами.
Существуют определённые правила создания мыслительной карты. Согласно правилам, носящим характер рекомендаций, нужно выполнить определённую последовательность действий:
- Для создания карты используются только формат листа не менее А-3, а так же цветные карандаши, фломастеры, маркеры и т. д.
- Основная идея, проблема, тема -располагается в центре;
- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки, слово.
- Каждая главная ветвь имеет свой цвет;
- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями;
- Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева);
- Над каждой линией —ветвью пишется только одно ключевое слово-ассоциация;
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, условные символы. Поставить проблему на себя: изучение лексической темы, разработка проекта, плана занятия, межличностные отношения и т. д. )
С помощью мыслительных карт, можно распределить известную информацию и понять чего не хватает, обнаружить сильные и слабые стороны наших представлений о предмете, увидеть, как встраивается новое содержание в старые рамки, какие компоненты модели связаны, а между какими связь ещё не установлена. При линейном способе мышления мы шаг за шагом, постепенно и последовательно переходим от одного аспекта явления к другому, теряя при этом возникающие ассоциации, а значит взаимосвязи. Мыслительная карта представляет собой шаг вперёд на пути от линейного (одномерного) логического мышления, сквозь латеральное (двухмерное) к многомерному, неограниченному мышлению. Используя метод мыслительных карт, мы можем идти в своих мыслях всё дальше и дальше, возвращаясь назад, соединять различные радиусы между собой.
Главное — не стесняться, искать цепочки и контакты, перекидывать мостики, стараясь следовать своим внутренним представлениям о предмете на основе собственных ассоциаций, окружая его со всех сторон.
В образовательной области в разделе «Социум» карты можно использовать по ПДД, о своей семье и ближнем окружении.
В образовательной области «Коммуникация» в разделе развитие речи и художественная литература можно разрабатывать и применить карты при заучивании стихотворений, составление рассказов, составление творческих рассказов и пересказов.
В образовательной области «Познание» в разделе ознакомления с окружающим разрабатываем карты по темам недели о природе и природных явлениях.
Например:
Разбор мыслительной карты с раздела «Познание» по теме недели «Зимушка — зима». Определяется в центре — тема т. е. основная идея. Главные ветви — ассоциации (признаки, одежда, забавы, животные, птицы, что мы видим и т. д.)
Ветви второго и третьего порядка (идет расшифровка всех признаков — например в признаках можно указать: снег, метель, сугробы и т. д.; в ветви одежда: варежки, валенки, шапку, шубу, шарф и т. д.) Дети при составлении таких карт как правило очень активно вступают в деятельность, подсказывают и фантазируют что же еще можно добавить.
Результат: По средствам мыслительных карт решаются обучающие, развивающие, воспитывающие задачи. Составленная на занятии карта, станет тем материалом, которую дети в дальнейшем смогут использовать в свободной самостоятельной деятельности, совершенствовать связную речь. самостоятельно закреплять и повторять пройденный материал.
Мыслительные карты, представленные на занятиях, дети так же смогут использовать в свободной самостоятельной деятельности, через организацию сюжето-ролевой игры «Школа».
Мыслительные карты помогли детям понять разницу между способностью к хранению объёма информации, которая может быть запечатлена в памяти и эффективностью хранения информации при составлении карты. Эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается, таким образом, тем сильнее становится память, мышление и интеллект.
Приложение: Мыслительные карты
- 7881 просмотр