Обобщение опытом «Математическое моделирование»
Замалутдинова Светлана Владимировна воспитатель, первая категория, стаж 5 лет, КГКП «Ясли-сад № 24 города Аксу». Республика Казахстан, Павлодарская область, город Аксу |
Введение
В настоящее время в образовании накоплен определенный опыт по обучению детей дошкольного возраста основам математики. Но, несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности дополнительного обучения детей в плане математического моделирования.
Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать задачи, это и развитие способностей видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками и символами. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития умственных способностей детей для дальнейшего обучения в школе. Одним из приоритетных методов развития математических способностей детей дошкольного возраста является метод математического моделирования. Метод математического — моделирования вызывает интерес у детей, развивает творческие способности, зрительную память, воображение, мелкую моторику. Использование различных по форме и содержанию моделей в ходе обследования одних и тех же предметов позволяет ребёнку «увидеть» многообразие свойств, отношений и связей предмета, активизирует его интерес к обычным, хорошо знакомым вещам. Знакомство дошкольников с миром математического — моделирования разработанных на основе логических, конструкторских игр является наиболее интересным и увлекательным.
Использования математического моделирования дает возможность детям эффективно формировать приемы умственной деятельности как классификация, анализ, сравнение, иначе говоря, математический стиль мышления. Все выше сказанное и определило актуальность данной проблемы.
Новизна: Следовательно, можно сделать вывод, что, для развития приемов умственной деятельности применяется использование схем—моделей, моделирование застёжками-липучками геометрических фигур и тел, цифр.
Цель: формирование умственных способностей детей дошкольного возраста посредством применения метода математического моделирования.
Задачи:
- Обучение умению записывать решение задачи с помощью математических знаков и цифр.
- Обучение умению решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
- Развитие умственных приемов — сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
- Развитие умения различать и называть в процессе моделирования из застёжек-липучек геометрические фигуры, цифры, силуэты, предметы и другие.
- Развитие познавательных процессов; восприятия, внимания, памяти, воображения.
Принципы, лежащие в основе:
- Принцип научности и практичности, содержание метода моделирования соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
- Принцип последовательности и систематичности, деятельность детей является логическим продолжением ранее проводимой работы.
- Принцип сознательности и активности в педагогическом процессе позволяет детям овладеть теоретическими знаниями на понятийном уровне.
- Принцип доступности и посильности не позволяет снижать мотивацию к обучению и повышает работоспособность.
- Принцип прочности и действенности результатов образования обеспечивает связь нового с ранее усвоенным материалом.
Основные виды деятельности
- игровая деятельность;
- занятия.
Приемы развивающего обучения:
- на занятии должен царить «дух открытия» (материал для детей не должен подаваться в готовом виде);
- не спешить, стимулируя включению мыслительной деятельности у детей;
- развивать речь детей на всех этапах занятия (игры для активизации речевых высказываний детей).
В связи с этим возникла необходимость разработки рабочей программы «Юный математик», которая направлена на развитие основных интеллектуальных качеств; создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников.
В программе описывается прием моделирование застёжками- липучками.
Эти простые в изготовлении и применении застёжки — липучки. Они не только развлекают ребёнка, но и приносит большую пользу.
При помощи застёжек — липучек мы:
- закрепляем цвета и оттенки;
- моделируем геометрические фигуры и тела, цифры
- развиваем конструктивные способности,
- творчество,
- мелкую моторику,
- мышление,
- память,
- логическое мышление;
- воспитываем стремление к взаимопомощи в самостоятельной и совместной деятельности.
Основные приёмы соединения деталей:
- внахлёст под разными углами,
- концами в линию,
- в кольцо или в «лодочку»,
- сторонами в широкую полоску,
- по всей длине со сдвигом (что позволяет получать детали разной длины с разными по типу сопряжения кончиками, или замкнуть одну деталь на поверхности другой в круглое кольцо.
Дети — неутомимые конструкторы, их творческие возможности остроумны и оригинальны. Дети учатся моделировать по принципу «шаг за шагом», который позволяет продвигаться вперёд в собственном темпе.
Деятельность выступает как важнейшее условие развития у ребёнка познавательных процессов. А моделирование — это продуктивный вид деятельности. Начинаем моделировать вначале по образцу, а затем уже по собственному замыслу.
Используя схемы-модели, дети учатся добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, не боясь этого. Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда.
Ожидаемые результаты
Ребенок умеет записывать и решать задачи с помощью математических знаков и цифр; находит способы решения логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий; применяет умственные приемы — сравнивает, анализирует, классифицирует, обобщает, кодирует и декодирует информацию; различает и называет в процессе моделирования из застёжек-липучек геометрические фигуры, цифры, силуэты, предметы и другие. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.
- 16076 просмотров