Обобщение знаний о глаголе «Масленица в гостях у глагола»
Крыль Т.Н., |
Урок русского языка в 4 классе
Цели урока:
Обобщить, систематизировать и актуализовать имеющиеся знания о глаголе; способствовать формированию грамотного письма.
Развивать речь, внимание, память, воображение, расширять лексический кругозор;
Воспитывать бережное отношение к обычаям и традициям русского народа.
Оборудование: мультимедийное оборудование, зимние и весенние иллюстрации, кукла — Масленка, плакат в виде большой конфеты,
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.
Вид урока: урок — дидактическая игра.
Ход урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте, люди добрые
Почтенные и молодые.
Бойкие мальчишки,
Веселые девчонки.
Сегодня будем зимушку провожать
Масленицу прославлять
И
Масленица, масленица развеселый праздник!
Шуток, песен, танцев очень много разных.
На целую неделю веселье завела.
И на русский язык к нам пришла.
Один из древнейших праздников русского народа — масленица. Как только народ не называл Масленицу. И честная, и широкая, и веселая, и объедуха, и полизуха, и сырная… Да еще каждый день этой веселой недели имел свое название, свой обычай, с которыми мы с вами сегодня познакомимся. Масленица празднуется в конце февраля. Всю масленичную неделю веселится народ, провожая зиму, встречая весну.
2. Сообщение темы, цели
Повторим знания о глаголе. Проводим Зимушку, встретим
Мне, ребята,
Слайд (указ)
Дети, велено до вас
Довести такой указ.
Заготовленной самой
Нашей
Лени воли не давайте.
Все о глаголах повторяйте!
На «отлично» отвечайте
И пятерки получайте!
Выполним указ? Настроились, чтобы у нас было больше «5».
3. Обобщение знаний
Открываем календарь.
Понедельник — Встретенье
Слайд
На площади народ
Наряжает чучело
И водит хоровод
Понедельник «Встреча», потому что и стар и млад выходили на улицу встречать Масленицу. А масленица в виде соломенной куклы сидела на санях, и ребятишки катали ее по деревне.
Какая же Масленица без чучела зимы — Масленки?
Давайте и мы ребята с вами построим чучело, чтобы это сделать, нужно ответить на вопросы (правильный ответ — деталь чучела на доску).
— Что такое глагол?
— Что такое инфинитив? Какие суффиксы имеет глагол в неопределенной форме?
— Какого вида бывают глаголы? Что они обозначают?
— Что показывает глагол в том или ином виде?
— Что называется спряжением глагола? Как определить спряжение глагола?
— Какие глаголы — исключения знаем?
Молодцы! Собрали чучело — Масленку. Желаю, чтобы вы в течении всего урока все правила подтверждали примерами.
Частушки (исполняет учитель музыки)
Ой, ты
Мы встречаем тебя хорошенько.
Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом,
Пирогом, ватрушками и веселыми частушками
Выборочное письмо. Назовите глаголы. Определите их время.
1. Вот и Масленица идет, веселая гуляночка.
Скоро, скоро заиграет звонкая тальяночка.
2. Как на масляной неделе из трубы блины летели.
Ой, блиночки мои, подрумянные!
3. Я на масленку катался, трое санок изломал
Ворона коня измучил, но девчонок покатал.
4. Купи, тетя, мне коня — вороные ножки.
Буду девочек катать по большой дорожке.
5. Ходи хата, ходи печь, хозяину негде лечь,
Буду «Барыню» плясать, буду дроби выбивать.
Без чего не бывает Масленицы? (без блинов)
Запишите предложение под диктовку. На то и печь, чтобы блины печь.
Охарактеризуйте глагол.
Встретили Масленку, теперь листаем дальше календарь.
Вторник — ярмарка
Слайд.
К нам пришли коробейники.
1. Подходите, приценяйтесь!
Покупайте, не стесняйтесь!
Только у нас, только для вас
Звонкая веселая ярмарка
2. Как у нас ли
Всяки разные товары
Покупальщики идите
Да товар у нас берите
Самостоятельная работа. Коробейники раздают карточки с разноуровневыми заданиями.
Среда — лакомка
Слайд.
Самый лучший день — среда
Называют — лакомка.
— А среду веселой разгульной недели называли «лакомкой».Чего только не было на столах в этот день и блины, и пироги, и каравайцы! Уж лакомились вволю.
У меня для вас есть угощение знатное. (Разворачиваю плакат в виде большой конфеты, на котором пословицы).
Вставить личные окончания глаголов. Объяснить написание. Заменить пословицу одним словом. Мастерство речи заключается в доказательности речи.
Комментированное письмо.
Поспеш. шь — людей насмеш….. . (Не торопись) Скаж…шь — (не) ворот… — напиш… — (не) сотрёшь (не обижай). Чего (не) зна…, того (не) говори. (не сплетничай, не обманывай) Родную мать никем (не) замен… (береги).
Устно. Ребята, а кто знает пословицы и поговорки о Масленице? Проверим.
«Собери пословицу» Работа в группе.
— Не житье, а Масленица.
— Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
— Масленица семь дней гуляет.
— Масленица — объедуха, деньгам — приберуха.
— Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.
— Была у двора Масленица, да в избу не зашла.
— Без блинов не Масленица.
Четверток — Разгуляй
Слайд
А четверг назывался «широким» , «разгуляем», «переломом».В этот день с бубнами, погремушками, балалайками разгуливали по деревне, пели, танцевали.
Где песня поется,
Там легче живется.
Я напою песенку, вы выпишите глаголы и сделайте морфологический разбор. Игра на гуслях «Жили у бабуси»
Самостоятельная работа. Самопроверка по слайду.
Пятница — гостевой день
«Тещины вечорки», зятя приглашает теща и угощает.
Отгадайте загадку: Была белая седая, пришла зеленая молодая. (
Какое время года сейчас? А где же весна? Как можно сказать о том, что уже близко? Уже на носу?…… Весна на носу.
В пятницу все ходят в гости и встречают гостей. К нам в гости идет Весна.
Чтобы она не задержалась и нас услышала, мы скажем народную закличку:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью великою,
С милостью богатою.
Входит Весна: Кто меня,
Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну.
Весна: Я весна — красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки.
Слайд.
Письмо по памяти.
Самопроверка по слайду.
Определить время глаголов, образовать форму будущего простого и сложного времени (работа у доски).
Как вы понимаете пословицу: «Кто спит весною, тот плачет зимою?»
(беседа о труде) .
Суббота — проводы «Золовкины посиделки»
Повеселились, поиграли. Пришло время проводить Масленку. В старину сжигали Масленку — символ мрака и холода. А пепел рассыпали по полям, чтобы был хороший урожай.
Мы тоже сейчас сожжем ее. А «пепел» я разбросаю по классу, чтобы у нас был хороший урожай пятерок и четверок. Сжигали Масленку под слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птицы летят,
Колокольчики звенят.
Солнышко, посвети,
Ясное, посвети!
Итог урока:
Проводили Масленку
Добрую красавицу
До будущего года.
А мы здесь остались.
Скажите, чем мы занимались?
(Ответы детей)
Экспресс — опрос
1. Как
2. Сколько дней длился праздник? (7 дней)
3. Что мастерили люди к началу праздника, а потом сжигали? (Чучело Масленицы)
4. Основное масленичное блюдо? (Блины)
5. Почему блины круглые? (Символ солнца)
6. О какой части речи весь урок говорили?
Молодцы! Все работали, трудились, знанья всем нам пригодились.
Оценки за урок.
Последний день назывался «Прощенное воскресенье». В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце зла.
Пришло время с Масленицей проститься
И друг другу повиниться
Все обиды и ссоры простить,
Чтоб красиво и честно зажить.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Прости меня»
Вот и перелистали мы с вами 7 листков календаря. Думаю, много нового, полезного, интересного мы узнали.
В народе говорят: Праздник помни, а будни не забывай.
Домашнее задание. Стр. 189, контрольные вопросы.
Будущие хозяюшки угостят всех блинами, чтобы весь год у всех был таким румяным, сладким и масленым, как наши блины.
Рефлексия.
- 8947 просмотров