Обучение критическому мышлению
Масягина Ирина Анатольевна учитель начальных классов 1 квалификационная категория сш им. |
![]() |
Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий (Руководство для учителя, стр. 165)
Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь — стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта (Руководство для учителя, стр. 165)

О различных приемах технологии критического мышления узнала из содержания курсов повышения квалификации учителей на первом этапе «Лицом к лицу» — это «синквейн», «акростих», эссе. «авторский стул». О «Бортовом журнале», «Ромашке Блума» узнала от сестры, которая работает учителем начальных классов в г. Талдыкоргане. О приеме «Хайку» узнала от коллеги при общении на форуме. «Диаграмму Венна», «кластер», «Мозговой штурм», метод прогнозирования я уже применяла ранее и узнала о них от коллег при посещении уроков и семинаров учителей начальной школы.
В своих уроках я использовала такие приемы технологии критического мышления, как: синквейн, эссе, прогнозирование, бортовой журнал, диаграмма Венна, ромашка Блума, авторский стул, акростих, кластер, хайку. Почему я отдала предпочтение именно этому модулю?
На мой взгляд, этот модуль позволяет более плодотворно проследить результаты моего исследования. При работе детей вела постоянное наблюдение и старалась проследить их рост и влияние на их работу данной технологии.
На первом уроке учащиеся составляли «синквейн» к слову лето. Данный вид работы я уже использовала ранее на уроках познания мира и мои ребята знакомы со структурой «синквейна». Но на уроке литературного чтения использовала впервые на этапе осмысления после предварительной работы по теме урока и знакомства с произведением. И для первого раза работы учащихся были успешными, но не у всех групп. Данный прием использовала на третьем уроке (на этапе осмысления) и на последнем
Составление кластера можно использовать на различных этапах урока по технологии критического мышления. Используя на этапе «Вызова», можно определить уровень знаний учащихся о
Написание эссе я применила на первом уроке, на этапе рефлексии, когда предложила написать буквально несколько предложений на тему «Летний день» и представляли его, используя прием авторский стул. Все дети с огромным желанием предоставили вниманию детей свои эссе. И этот прием был использован мною в качестве домашнего задания: эссе на тему «Розы в нашей жизни». Использование этого приема дает возможность учащимся не только размышлять, но и оформлять свои мысли на письме. В моем классе в основном дети турецкой национальности, которые испытывают проблемы с речью,
Прогнозирование было использовано на первом уроке, когда ученики, разгадав кроссворд, определили ключевое слово «лето» и определили тематическую направленность произведений нового раздела. И еще этот прием использовала на втором уроке, на этапе вызова. Учащимся предложила определить фамилию автора нового произведения путем исключения одной из фамилий. Причем детям было предложено не только определить, но и обосновать свой выбор. С заданием полностью справились только две группы. Они определили фамилию автора и обосновали свой выбор, установив взаимосвязь между двумя фамилиями. Это связано с тем, что дети мало читают или же читают, знают содержание произведения, но не всегда знают о его авторе. Метод прогнозирования применила и на четвертом уроке, когда создала проблемную ситуацию и предложила учащимся определить тему урока. Ребята справились с этим успешно. Данный метод я тоже применяла на уроках литературного чтения раньше.
«Диаграмму Венна» я применила на четвертом уроке для составления сравнительной характеристики двух стихотворений. Ребята сравнивали стихотворение, которое они сочинили по опорным словам, работая в группе, и стихотворение автора. Диаграмму Венна я уже тоже применяла на своих уроках. Это задание вызвало некоторые затруднения у детей. Трудностью для ребят было разграничение сходств и различий. Применила для того, чтобы ученики могли видеть сходства и различия. Это развивает у них наблюдательность, орфографическую зоркость,
«Бортовой журнал» я использовала на втором уроке при знакомстве с новым произведением. Данный прием я использовала для того, чтобы учащиеся во время чтения с остановками могли разграничить сведения уже известные им ранее и новые, которые они получили в процессе знакомства с новым произведением. Данный прием сложный для второклассников и
Следующий прием, который я применила в своей практике — это написание «акростиха». Ребята писали акростих в качестве домашнего задания при работе над произведением «Лесной оркестр». Этот прием развивает у учащихся связную речь,
И еще один прием, который я применила в своей практике — «Хайку». Меня он заинтересовал, и я решила его применить на обобщающем уроке. Данный прием тоже оказывает влияние на развитие речи,
Все приемы, которые были использованы для развития критического мышления, органично связаны с идеями семи модулей.
Для преодоления трудностей, возникших при работе, необходимо продолжить работу и остановиться более подробно для их углубленного рассмотрения на отдельных уроках. Содержание заданий менять не следует, необходима доработка со стороны учителя в целях обучения учащихся этим приемам. Все приемы оказывают положительное влияние на мыслительную деятельность учеников.
Благодаря критическому мышлению учение из рутинной работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты и многое другое, при этом используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие вопросы и при этом получают огромное количество положительных эмоций и удовлетворение от своей работы, обучаясь не только самостоятельно, но и обучая других.
Учащиеся научились:
- вырабатывать собственное мнение;
- выражать свои мысли;
- аргументировать свою точку зрения;
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать взаимоотношения с другими людьми;
- сотрудничать, работать в группе.
А применять данную технологию в школе пожелали все учителя начальных классов с русским языком обучения. Они посещали мои уроки в период практики и заинтересовались модулем «Обучение критическому мышлению. И такую работу организуют с начала нового учебного года.
Но, для успешной реализации Программы Республиканских курсов повышения квалификации учителей, необходимы преобразования во всем учебном процессе. В первую очередь изменение Программ обучения,
- 19846 просмотров