Особенности обучения физико-математическим дисциплинам в условиях перехода на 12-летнее образование с позиции компетентностного подхода
Коркина Н.Г., учитель математики,
зам. директора по УВР, Первая гимназия
Мы стоим на пороге нового учебного года. Его с волнением ждут педагоги, ученики и, безусловно, их родители. Если поинтересоваться чего они ждут от этого учебного года и от школы в целом, ответ однозначный — дети должны уверенно шагнуть после школы во взрослую жизнь. А для этого образование должно соответствовать современным требованиям и, в первую очередь, быстро меняющейся действительности. Именно поэтому одна из целей модернизации образования — смена
2011 год является очень важной вехой в развитии Казахстана — это год
И не случайно первым стал съезд именно учителей математики: Президент Казахстана
Сложно спорить с тем, что ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Неслучайно при оценке качества образования особое внимание уделяется именно предметам
В ходе работы съезда были выявлены проблемы, решение которых возможно только на уровне Министерства.
- необходимость увеличения часов математики;
- улучшение качества школьных учебников по математике;
- разработка новых форм оценивания математических компетенций;
- повышение статуса учителя в новой системе ценностей рыночной экономики.
Очень отрадно, что все эти и многие другие проблемы были озвучены, и я уверена, не останутся без должного внимания. Но вопросы не могут быть решены только на уровне Министерства, их решение зависит от работы каждого учителя.
Проблема перехода на компетентностную модель обучения была поставлена в гимназии задолго до того, как она начала широко обсуждаться в педагогических кругах. Этому вопросу ежегодно уделяется большое внимание, проводятся теоретические семинары и практикумы, в том числе и с преподавателями СКГУ.
Говоря непосредственно о математике, в своей практике общения с детьми сталкиваешься с тем, что ученики плохо умеют работать с информацией. Их ставит в тупик не только «нешкольная» форма подачи теста — в виде схем, диаграмм, графиков, (что собственно и требуется в повседневной жизни), но и требование сделать обобщение, оценить текст. Одна из причин, на мой взгляд, в том, что многие учителя, ориентируясь на современные формы контроля, часто сводят обучение к однотипным упражнениям по готовым образцам, не обеспечивающим понимания учениками смысла своих действий. Алгоритмичность математики позволяет организовывать деятельность по «натаскиванию», но не деятельность по развитию мышления. Школьники привыкли получать чёткие задания: решите уравнение, найдите расстояние, вставьте пропущенные числа… Шаг в сторону — и они уже не понимают, что от них требуется.
Но чтобы выпускник был конкурентоспособен в современном обществе, на первый план при изучении математики выходят не ЗУНы, а развитие навыков анализа и синтеза, умение выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы и применять их для решения новых проблем. И очень важно обучить математическому моделированию жизненно важных процессов.
Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент её реализации,
Для реализации компетентностного подхода в обучении на уроках математики в гимназии применяются различные педагогические технологии: модульное, проблемное обучение, проектную деятельность,
Другое направление работы — отбор содержания образования. Основной приоритет в этом направлении в том, чтобы математика, как дисциплина задач, вернулась к математике, как дисциплине проблем, чтобы в рамках школьного образования мы обсуждали с учениками не только технические аспекты преобразования выражений, но и те проблемы, из которых эти вещи возникают. Очень важно, чтобы математика осталась наукой деятельной, чтобы те задачи, которые возникают в ее контексте, возникали бы, как это странно не звучит, из жизни. Особое внимание уделяется межпредметному компоненту,
Особая роль в гимназии отводится развитию ключевых компетенций учащихся средствами внеклассной работы. Существование в гимназии Школы олимпийского резерва и потенциальные возможности наших учителей позволяют предоставить возможность каждому гимназисту развивать свои способности. Учащиеся гимназии являются ежегодными призёрами городских и областных олимпиад, победителями конкурсов проводимых ВУЗами Казахстана и России. Однако не могу не отметить, что ГОСО 2010 года фактически лишил возможности лицеи и гимназии создавать полноценные
В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, принята новая программа развития образования, проведён первый съезд учителей математики. Я уверена, что все эти события привнесут положительную динамику в развитие математического образования.
Источник: СК ИПК ППК
- 12221 просмотр