ОУД «Волшебница — вода»
Мырышова Динагуль Туяковна воспитатель, 2 категория, стаж 5 лет, ГККП ясли-сад «Колосок». Северо-Казахстанская область, Айыртауский район, с. Саумалколь |
Образовательная область: «Познание»
Организованная учебная деятельность: Естествознание
Сквозная тема: «Мир вокруг нас»
Подтема: «Прекрасное рядом»
Тема: «Волшебница — вода»
Цель: Развитие познавательных интересов у детей, формирование целостного представления о воде, ее свойствах, умения самостоятельно делать выводы и работать сообща.
Задачи:
• продолжить знакомить детей со свойствами воды;
• развивать наблюдательность, умение делать выводы, интерес к экспериментированию, отрабатывать навыки проведения опытов совместно с педагогом и самостоятельно;
• воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, радоваться полученному результату.
Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, практический, ТРИЗ, метод исследовательского обучения, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: прозрачные пластиковые большие стаканы (для воспитателя), маленькие стаканчики (для детей), ложки, вода, молоко, тарелочки с солью, сахаром, лимоном, обруч, халаты, бахилы, шапочки, изображение Капельки — грустной и веселой, капельки из белого, голубого и синего картона по количеству детей, тучка.
Трехязычный компонент: повторение (вода — су — water), новое слово (капля — тамшы — a drop).
Мотивационно-побудительный этап
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в кружок и поиграем в игру.
Игра «Наши умные головки» (выполняют движение в соответствии с текстом).
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла Капелька. Посмотрите, какая она грустная и печальная. Послушайте ее историю.
Капелька: Я недавно родилась и совсем ничего про себя не знаю. Знаю только, что меня зовут Капля — Тамшы — A drop. От этого мне очень грустно, ведь ничего о себе не знать — это совсем не весело. И поэтому я решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то обо мне знаете.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?
Дети: Да
Воспитатель: Итак, начнем прямо сейчас.
Дидактическая игра «Что общего?»
Воспитатель: Капелька из чего состоит?
Дети: Из воды.
Воспитатель: И живет она где?
Дети: В воде.
Воспитатель: Молодцы. А где мы можем встретить воду?
Дети: В реке, море, кране и т. д.
Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? А нам, в детском саду, нужна вода? А где она живёт у нас? А для чего она нужна нам? (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода — это жизнь! А как будет слово «вода» звучать по-казахски и по-английски?
Дети: «Су», «Water».
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что вода волшебная? С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поэкспериментировать?
Дети: Да.
Воспитатель: А позовем Капельку с собой?
Дети: Да.
Воспитатель: Видишь, Капелька, как много о тебе знают наши дети, но нам еще многое предстоит узнать, поэтому мы приглашаем тебя в нашу лабораторию.
(через волшебный портал (обруч) дети отправляются в лабораторию, надевают халаты, бахилы, шапочки).
Поисково-исследовательский этап
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе у меня два стакана (в одном налито молоко, в другом — вода). Определите, в каком из них вода? (дети показывают).
Воспитатель: Как вы догадались? Как вы это определили? (ответы детей).
Правильно вы определили. Но основные отличительные качества воды — это прозрачность, отсутствие запаха и вкуса. Давайте мы с вами посмотрим, правда это или нет?
Опыт № 1: «На определение прозрачности воды»
Воспитатель: Ребята, сейчас я положу в стакан с водой ложку. Видно ее? (ответы детей). А теперь вторую положу в стакан с молоком. Видно? (ответы детей). Действительно в стакане с молоком ложку не видно, а в стакане с водой — видно. Это потому что вода на самом деле прозрачная.
Капелька делает вывод: Вода — прозрачная. Поэтому и я прозрачная. Да, дети?
Дети: Да.
Опыт № 2 «У воды нет вкуса».
(У каждого ребенка на столе 3 стаканчика с чистой водой, и 2 тарелочки с солью и сахаром.)
Воспитатель: А сейчас мы с вами определим вкус воды. Какая вода на вкус? Попробуйте.
Дети: (пробуют) Без вкуса.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а почему тогда, когда человек хочет пить, он с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё чувство, говорит: «Какая вкусная вода!». Хотя на самом деле вкуса не ощущает (ответы детей).
Воспитатель: А теперь давайте положим в воду соль и попробуем её на вкус (дети проводят опыт)
Воспитатель: Какая стала вода на вкус?
Дети: Солёная.
Капелька: Если в меня добавить соль, я тоже буду соленая?
Дети: Да.
Воспитатель: А в какие блюда добавляют соль?
Дети: В суп, кашу, ...
Воспитатель: Для чего это делают, как вы думаете?
Дети: Чтобы было вкусно, ...
Воспитатель: Ребята, давайте, на это раз положим в воду сахар и попробуем её на вкус (дети экспериментируют). Какая стала вода на вкус?
Дети: Сладкая.
Воспитатель: В какие блюда мы добавляем сахар?
Дети: Чай, компот, кофе, ...
Капелька делает вывод: Чистая вода — безвкусная, а если в нее добавить какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили. Как это здорово! Я могу быть и соленой, и сладкой!
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, устали, давайте с вами отдохнем и поиграем.
Физминутка «Дождик».
Воспитатель: Хорошо отдохнули. Теперь продолжим наши опыты.
Опыт № 3: «На определение запаха воды»
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет (дети подносят стакан с водой к носу, нюхают воду, отвечают). Правильно вода ничем не пахнет. А теперь возьмем лимон на шпажку и поднесем к носу. Пахнет ли лимон? (дети отвечают). А теперь добавьте этот лимон в воду и помешайте немного. Понюхайте теперь ее. Запах воды изменился? (дети проводят эксперимент и отвечают). А почему вода лимоном пахнет? (дети отвечают). Да, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? (дети высказывают свое мнение)?
Капелька делает вывод: Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее добавили. Очень интересно!
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что лимон очень полезен для организма?
Дети: Да.
Воспитатель: Я вам предлагаю выпить нашу лимонную воду и укрепить наше здоровье.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня вы узнали очень много нового о воде. Но нам пора возвращаться в группу (дети снимают халаты, шапочки, бахилы и через «волшебный портал» возвращаются в группу).
Подведение итогов. Рефлексия
Воспитатель: Давайте напомним Капельке, что мы еще узнали о ней сегодня.
Чем отличается молоко от воды? (ответы детей).
А как мы с вами в этом убедились? (ответы детей).
Правильно, вы узнали сегодня, что вода прозрачная.
Воспитатель: А еще, что мы еще узнали? У воды есть вкус? (ответы детей).
Что мы добавили в воду, чтобы у нее появился запах? (ответы детей).
А до того, как мы добавили лимон, вода была какая? (ответы детей).
Воспитатель: А теперь, ребята, я прошу вас выбрать синюю капельку, из тех, что лежат у вас на столе, если вам не понравилось проводить опыты с водой, голубую, если понравилось, белую — если вам понравилось и вы еще хотите сегодня поработать в лаборатории (дети рефлексируют по методу «Три цвета»). Отлично, можете повесить капельки на нашу тучку.
Воспитатель: Ребята, я считаю, что вы сегодня были большие молодцы! Артур, Арина, Женя, Саша, Даниил, Аделина и Варавара (те дети, которые оставили капельки белыми) можете еще поэкспериментировать с водой чуть позже, когда у вас будет свободное время. А теперь, дети, я прошу вас обратить внимание на то, какая наша Капелька стала веселой? (меняется изображение грустной Капельки на веселую).
Капелька: Я очень благодарна вам, ребята, за то, что много узнала о себе. Вы действительно умные, добрые, трудолюбивые, дружелюбные дети. Можно я останусь у вас?
Дети: Да (воспитатель прикрепляет изображение радостной Капельки на тучку).
- 8750 просмотров