Педагогический совет «Школьная оценка: проблемы, поиски, находки» (I часть)
Цветкова С.В. учитель истории высшей категории г. Петропавловск Северо-Казахстанской области |
Цель:
- Сформировать мотивацию педагогического коллектива к повышению эффективности использования различных форм контроля и оценки знаний учащихся.
- Познакомить учителей с результатами социологических исследований о роли оценки в современном образовательном процессе
- Разработать рекомендации по проблеме оценивания для учителей с целью повышения их профессиональной компетенции
Задачи:
- Организация аналитической и практической деятельности педагогов.
- Создание условий для внедрения в практику педагогами школы разнообразных форм оценивания знаний учащихся.
- Повышение мотивация педагогического коллектива к внедрению инновационных технологий обучения и оценивания знаний на уроках.
- Оптимизация методической работы педагогического коллектива с целью формирования
личностно-смыслового отношения педагогов к образовательному процессу
План проведения педсовета
I. Организационный
II. Мотивационный
Обоснование темы и формы проведения педсовета.
Форма проведения: Проблемный педсовет. Организация коллективного обсуждения проблемы на основе работы творческих проблемных групп.
III. Диагностический
Представление результатов социологического опроса учащихся, учителей, родителей по проблеме «Школьная оценка» <Приложение 1>, <Приложение 1.1>
IV. Введение в проблему:
- «История оценки». <Приложение 2>
- «Проблемы школьной оценки в современной школе.
- Оценка «за» и «против». <Приложение 3> <Приложение 4>
V. Практический этап
Группам предлагаются для обсуждения педагогические ситуации. Ответы необходимо аргументировать.
- Выступления учителей «Размышления на тему школьной оценки»
- Проблемы школьной оценки <Приложение 5>
- Индивидуальный подход в обучении учащихся с целью предупреждения неуспеваемости <Приложение 6>
- Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, чтобы его душевные силы были в наилучших условиях <Приложение 7>
Решение педсовета:
- Учесть в планах МО работу по развитию мотивации к учебной деятельности на основе результатов диагностики учащихся, родителей и учителей; обсудить основные положения системы контроля и оценки знаний учащихся.
- Использовать инновационный подход к организации учебного процесса с целью создания условий творческого и мотивационного развития личности учащихся.
- Использовать методические рекомендации, памятки для модернизации системы оценивания знаний учащихся по ступеням образования.
- В системе контроля и оценивания знаний, использовать репродуктивный, продуктивный и творческий уровень обученности учащихся.
- Разработать открытые уроки по предметам с целью распространения опыта по различным системам оценивания.
- Провести практический семинар по теме: «Портфолио. Достижения учащихся».
История оценки
В истории отечественного образования двадцатого столетия был печальный опыт безотметочного обучения, который хочется напомнить противникам балльной системы оценок знаний учащихся. 31 мая 1918 г. Наркомпросс издает Постановление «Об отмене
«1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики.
2. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об использовании учебной работы».
Постановление запрещало проведение в школе вступительных, переходных и выпускных
Говоря о новой форме учета знаний учащихся, введенной в отечественную школу в
Отмена отметок в отечественной школе в тот исторический период времени, так же как и применение
В начале
Проблемы школьной оценки в современной школе «Оценка: «за» и «против»
«Отсутствие оценки является поэтому самым худшим видом оценки, поскольку это
«Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись» (
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе, стремительно усложняется, уровень компетентностных требований по всем предметам повышается от класса к классу. При этом в самом трудном положении оказывается учитель.
Можно ли учить без оценок?
Можно. Если не ставить задачу научить (особенно всех), если руководствоваться принципом: «Не справляешься, или не интересно — уходи!».
Можно ли научиться без оценок?
Тоже можно, при условии, что учащийся как минимум, получает некоторую поддержку своим усилиям, и при этом имеет потребность в получении знаний
(необходимость, любопытство, интерес) Так учатся маленькие дети. Будет ли такое учение эффективным? Вряд ли. Даже маленьким детям полезна оценка — в виде подкрепления (поощрения) верного поведения и наказания за неверное. Овладеть же серьезными навыками, не получая регулярной информации о том, как идет процесс обучения, практически невозможно.
В начале 21 века в русле общего процесса модернизации образования закономерно возник вопрос о необходимости совершенствования существующей пятибалльной (в реальности
«Оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса» (
«Отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы учения косвенными, а с другой — насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в
«Главные противоречия и недостатки существующей системы контроля и оценки учебной работы у учащихся показывают, что эта система, унаследованная нами от старых времен, давно устарела и требует замены» (
Таков разброс мнений о школьной оценке в
Для понимания сущности контроля и оценки знаний, их места в учебном процессе давайте проанализируем структуру обучающей деятельности учителя и учащихся:
Обучающая деятельность учителя состоит из трех компонентов:
а) мотивационный компонент
- учитель подчеркивает важность изучения темы, ее место в системе уроков, формулирует цели и задачи, минимальный объем предметных компетенций,
- определяет содержание домашней самостоятельной работы на весь период изучения темы);
б)
- учащиеся усваивают знания, входящие в содержание данной темы, формируют предметные компетенции,
- учитель осуществляет контроль, оценку и коррекцию работы учащихся;
в)
- производится обобщение изученного и подведение итогов работы учащихся по данной теме,
- проводится итоговый контроль и оценка учебной работы каждого ученика по выполнению плана изучения темы (
Л. М. Фридман ).
Как вы обратили внимание, в обучающей деятельности учителя, и в структуре учебной деятельности школьников контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) входят как компоненты этих видов деятельностей, что позволяет прийти к заключению о том, что продуктивность учебного процесса определяется уровнем их сформированности.
Поэтому, составляя
Понимание того, что контроль и оценка являются необходимыми компонентами учебного процесса, казалось бы, исключает всякие дискуссии и сомнения относительно их целесообразности в обучении.
Многие исследователи рассматривают оценку как фактор, стимулирующий интерес к обучению.
Неоднократно проводившиеся опросы школьников показывают, что «подростки в
«Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда
К подобному же выводу о роли оценки приходят и зарубежные исследователи:
«Поощряемые ученики достигают значительно больших успехов по сравнению с
Однако, как показывает опыт, на практике все происходит несколько иначе.
Сомнения относительно целесообразности оценки в школьной жизни вызваны недостаточно ясным представлением о тех функциях, которые она играет в учебной деятельности школьников и непониманием тех отрицательных последствий, к которым может привести ее изъятие из употребления.
Функции контроля и оценки
В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы. В практике работы школы используются отметки и оценки. Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой в образовании понимается оценка и наоборот.
«Оценка» — это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме.
«Оценка» — это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
«Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности.
Главная задача оценки — установить глубину и объем индивидуальных знаний.
Оценка должна предшествовать отметке.
Функции оценки: обратная связь и подкрепление (поощрение).
Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.
Отметка — это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.
Отметка выводится из оценки
Учитель, ставя отметку в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегрированным показателем:
- уровня учащегося относительно определенного эталона,
- уровня учащегося относительно класса в целом,
- уровня учащегося относительно себя самого в предшествующий период.
На практике мы наблюдаем обратную картину: учителя в начале ставят учащимся
Ведь смысл комментирования отметок, а если быть точным — оценочных суждений учителя, заключается,
- , в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика,
во-вторых , в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним,
в-третьих , в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.
Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. Ученик ведет оценку своих знаний (во время опроса, при выполнении письменных, контрольных работ) параллельно с учителем. Как показывают исследования, учащиеся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учителя не совпадают. Примечательно, что чем хуже учится ученик, тем реже он соглашается с учительской оценкой. Несовпадение собственной оценки с учительской у средне- и
Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому или к открытому конфликту, в ходе которого учащиеся оспаривают справедливость отметки.
Небезынтересной является
Позиция педагога в ситуации несогласия ученика с учительской отметкой
- таких ситуаций в практике не возникает,
- предпочитают просто не реагировать на подобные высказывания учеников,
- начинают убеждать ученика в неправомерности его высказываний.
- сначала проверяют свою точку зрения, затем уточняют позицию ученика, дают возможность отстоять свое мнение или убеждают в ошибке
Перейдем теперь к рассмотрению
Функций оценок в учебном процессе
1. Обучающая:
- дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык;
- способствует прибавлению, расширению фонда знаний;
2. Воспитательная:
- обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником, родителями и классным руководителем;
- способствует формированию навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;
3. Ориентирующая:
- воздействует на умственную работу с целью осознания процесса этой работы и понимания собственных знаний (Ананьев Б.Г.);
- формирует навык самого оценивания, рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке;
4. Стимулирующая:
- оказывает воздействие на
аффективно-волевую сферу посредствомпережива-ния успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; оценка воздействует на личность в целом; - под ее непосредственным влиянием ускоряются, либо замедляются темпы умственной работы (Ананьев Б.Г.);
5. Диагностическая:
- фиксирует общий уровнь подготовленности и динамику успехов ученика в различных сферах познавательной деятельности
- предполагает непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения,
- позволяет выявить причины отклонения от заданных целей и задач
6. Проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя:
- позволяет учителю получить информацию о качестве учебного процесса
- используются различные формы контроля и оценки знаний: текущий,
про-межуточный , итоговый, фронтальный, индивидуальный, уплотненный;
- формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителей и одноклассников
- негативные воздействия ведут к формированию низкой самооценки, вселяют неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе.
8. Социальная — изменение межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся:
- положительная оценка укрепляет со
циально-психологические позиции школьника, благоприятно влияет на отношения с другими учениками. - негативные оценки, нередко становятся изолированными и
от-вергнутыми в классе. (Это ведет к снижению у слабоуспевающих учеников учебной мотивации, активности и успешности) - не обоснованная похвала «отличников» может вызвать негативное отношение к ним со стороны сверстников
- 19961 просмотр