9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

План урока самопознания «Энергия позитивной мысли»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Рудькова Татьяна Викторовна, старший преподаватель ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Алматы, тренер по программе НДО «Самопознание» педагогический стаж 11 лет; категория 1

Рудькова Татьяна Викторовна

Первый урок по теме из двух уроков

Педагог: Рудькова Татьяна Викторовна
Класс: 7
 

 

Цель:  способствовать формированию энергии Любви к жизни, к происходящим событиям

Задачи

Образовательная:  познакомить учеников с практикой позитивного мышления;

Развивающая: развивать способность думать о том,  как наши мысли влияют на нашу жизнь; необходимость пребывания в состоянии Любви  и благодарности ко всему окружающему, умение мыслить позитивно;

Воспитательная: способствовать раскрытию общечеловеческих ценностей, а именно: благодарности, любви,  доброты и ощущения жизни «здесь и сейчас».

Ресурсы:  мел, доска, учебник, интерактивная доска, слайды, музыкальные файлы для проведения позитивного настроя, для группового пения.

1.Орг.момент. Позитивный настрой 

Под спокойную тихую музыку учитель читает текст:

Расслабьтесь, займите удобное положение, закройте глаза…Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. На листочках, на каждой травинке  - везде поблескивают капельки счастья. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое удивительной зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь его красотой. Как прекрасен ваш внутренний мир! Какой теплый и чистый свет излучаете вы! Свет наполняет ваше тело, вашу голову, ваши руки, ноги. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце... Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной  на весь день!

Теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки.

2. Обсуждение чувств, которые  ребята испытали, что им понравилось, что запомнилось, что или кого представляли рядом, что почувствовали и т.д.

Анализ хода урока:

II. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам стр.89,  учебник самопознания 7 класс:

— Что такое мысль?

— Какие мысли возвышают человека, какие – унижают?

— Как научиться позитивно мыслить?

— О чем нужно думать человеку?

— Почему важно уметь мыслить?

— Как бы вы объяснили смысл утверждения «Жить – значит мыслить», высказанное Цицероном?

 

III. Позитивное высказывание (цитата). 

1. Цитата нашего урока: «Мы видим все не таким, какое оно есть – мы видим все таким, какие мы есть».

2. Беседа по содержанию цитаты.

(Как поняли суть выказывания? Попытайтесь дать определение ценности  «любовь».  Считаете  ли  вы себя обладающими этим качеством?)

Кто может повторить цитату без подсказки? (убрать слова с доски, дать возможность детям повторить её по памяти)

 

IV. Рассказывание истории (беседа). Подарок. 
 

Рассказ «Настоящие радости жизни» (Автор — Валентин Берестов, первая глава детской книги "Внучек Ваня")

Во дворе играли дети. Вдруг одна девочка сказала: 

— А у меня сегодня радость — мне мама купила новое платье! Оно такое красивое, белое с розовыми розочками просто необыкновенное, — сказала Анечка и мечтательно закрыла глаза. 

Вова подумал немного и тоже сказал: 

— А у меня зато есть новая рубашка! Вот какая! — и он широко расставил руки, чтобы каждый смог по достоинству оценить его новую рубашку. 

— А мне купили карандаши, — быстро сказала Леночка, — целую коробку! Яркие и красивые! 

— Да что карандаши! — включился в разговор Костя, — Вот у меня есть удочка! Настоящая! Мы с папой поедем на рыбалку и я много-много рыбы поймаю! А карандаши изрисуешь и всё... 

И дети начали наперебой перечислять все свои подарки и радости. 

Мне купили велосипед! А мне конструктор! А у меня есть дома кошка! — слышалось с разных сторон. И только один мальчик сидел тихонько и улыбался. 

— Алёша, а почему ты молчишь? — поинтересовалась у него Анечка. — У тебя разве нет никакой радости? 

— Есть! — скромно ответил мальчик. — Я в лесу цветы видел! 

— Какие цветы? — недоуменно спросил Костя. 

— Беленькие! Мы с папой гуляли в лесу, а потом стемнело и на полянке были беленькие цветы. Такие красивые! Они словно светились! 

— То же мне радость! — сказал Костя и засмеялся. 

— И вправду! Кто цветов не видел!? — засмеялась Леночка. 

— А ещё я крыши блестящие видел! — сказал Леша. — Зимой на них снег лежал и солнце ярко светило. Все крыши в городе были такие блестящие. Правда-правда! Я сам с балкона видел. 

— И вовсе это не радость! – смеясь, закричал Вова, — Мы все снег видели. Он каждую зиму выпадает! 

— Алёша, может, у тебя ещё какая-нибудь радость есть? — пыталась поддержать его Аня. 

— Есть! Я рыбок золотых видел! — скромно сказал мальчик. 

— Каких рыбок? — заинтересовался Костя. — Где?

— В  луже. Сначала дождь прошёл, а потом солнце выглянуло. Вода в луже светилась и в ней рыбки золотые плавали! 

— Врёшь ты всё! — сказал Костя, — Нет у тебя никакой радости! Вот ты и выдумываешь! 
И все ребята стали смеяться. И только Анечка тихо сказала: 
— Подождите, ребята! А может, у него этих маленьких радостей больше чем у нас, ведь он их везде найдёт! 

2. Вопросы:

  1. Понравился ли вам рассказ?
  2. Опишите вкратце героев рассказа.
  3. Кто вызывает симпатию? Почему?
  4. Это напоминает вам что-нибудь из вашей жизни?
  5. Обладал ли главный герой рассказа Алеша уникальным даром, талантом?
  6.  Почему же он видел то, что не видели другие? И не видели ли другие то же самое, что Алеша?
  7. Как часто замечаете вы в повседневной жизни необычное, удивительное, прекрасное?  (примеры детей)
  8. В каком состоянии должен находиться человек, какими качествами обладать, чтоб уметь заметить красоту окружающего мира?
  9. Какой ценностью надо обладать, чтоб видеть чудеса в самых обыкновенных вещах?

 

V. Творческая деятельность, групповая работа.

В группе по 5-6 человек, всего 5 групп.

  1. Общее задание: каждая группа должна сформулировать свое позитивное утверждение – мысль  (аффирмацию) и проиллюстрировать это утверждение.
  2. Защита выполненных работ.

 

VI. Групповое  пение.

Детская песня «Мир, который нужен мне». (А.Ермолов)

Авторы:

I куплет:

Я рисую на окне мир, почти такой, как наш.

Я рисую на окне акварелью и гуашью.

Краски яркие возьму и закрашу серый цвет,

Нарисую ту страну, где для слез причины нет.

Где улыбки каждый день, где почти всегда весна,

Где у всех, у всех людей очень добрые глаза.

Кто-то ищет целый век, где же счастье?  —  вот оно!

Здравствуй, добрый человек, посмотри в моё окно!

 

Припев:

Ты посмотри, на моём окне

Я рисую этот мир,

Где ни зла, ни горя нет.

Ты посмотри, будет этот мир,

Где добро всегда царит.

Мир, который нужен мне!

 

II куплет:

Я рисую новый мир, пусть моя не сохнет кисть!

Я рисую новый мир! Эй,  прохожий,  обернись!

Если что-то ты хотел в этой жизни изменить,

Нарисуй в своем окне мир, каким он должен быть.

И я верю, что когда каждый кисть свою возьмет,

С наших окон доброта в настоящий мир пойдет.

И наступит долгий век без обид и слёз в глазах.

Где ты, добрый человек? Это все в твоих руках!

 

Припев (тот же)

III куплет:

Краски яркие возьму

и закрашу серый цвет.

Нарисую ту страну,

Где для слез причины нет!

 

Припев (тот же 2 раза)

 

VII. Домашнее задание

  1. Учебник, стр. 90-91, прочитать фрагмент произведения А.Лосева «Дерзание духа»;
  2.  Творческое задание: 3 совета человеку, который хочет научиться позитивно мыслить.

 

VIII. Заключительная минута тишины

Учитель может завершить урок, попросив детей закрыть глаза и мысленно сказать самим себе: «Я  чувствую красоту окружающего мира! Этот мир удивителен и прекрасен! Я во всем и всегда могу заметить чудесное и необыкновенное!».

 

Категория: