Подготовка к сочинению «Казахские национальные праздники» в 9 классе
Шайхыгалиева Бигайша Сагдатовна учитель русского языка и литературы 1-категория КГУ «Аккольская средняя школа» Акмолинская область Зерендинский район |
Цель урока:
1. Подготовить учащихся к написанию сочинения, обобщить, систематизировать их знания по казахским национальным праздникам.
2. Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.
3. Воспитание патриотизма, национальной гордости учащихся.
Ход урока:
1. Организационный момент:
— У нас сегодня гости, мы будем готовиться к сочинению «Казахские национальные праздники». Надеюсь, мы все много узнаем друг от друга об этих праздниках. 1 слайд ( иллюстрация слайда)
— Слово предоставляется Сайлауовой Ж.
— А о наурызе подробнее расскажут Каримжанова А., и Усербай И.
2. Словарная работа:
Праздник — день торжества в честь какого-либо выдающегося события.
Очищение — действие от глагола очищать. Нравственное очищение
Символизировать — служить символом, условным обозначением чего-нибудь.
Ритуал — совокупность обрядов, сопровождающих какой—либо религиозный акт.
Дети слова записывают в тетрадь.
Далее учитель читает текст. Дети его устно переводят.
Наурыз
Әр халықтың өзінше жаңа жылы — жыл басы болады. Қай халықта болса да, жаңа жыл сол халықтың, сол уақыттың шаруа жағдайына орай байланысты.
Наурыз — парсыша «жаңа күн» деген ұғымды білдіреді.
Бұл күн — аспан денелері өздерінің ең бастапқы нүктелеріне келіп, күн мен түн тенелетін, жан-жануар түлеп, жер көктеп, адамдардың ауызы аққа тиетін, жер үстінде шаттық орнайтын күн. Қазақ халықы осы күнді «Ұлыс күні» деп атаған. Наурыз күні әр үйде қазан-қазан көже пісіріледі. Көжеге көп сүт құйылады. Бұл — «ауыз ақтан арылмасын» дегеннің белгісі.
2 слайд текст «Наурыз»
Наурыз — начало года
С древних времен у восточных народов существует праздник Наурыз. Суть этого праздника — в единстве человека с природой. Наурыз отмечается в день весеннего равноденствия. В этот время день равняется ночи. Равноденствие происходит в ночь с 21-го на 22 марта. С этого времени дни становятся длиннее, а ночи короче. На востоке Наурыз — начало года. В переводе с фарси «нау» — означает «новый», «руз» — «день». Люди заранее готовятся к встрече этого праздника. Проводилась уборка жилья, окрестностей. Уборка в юрте означала очищение, избавление от старого, ненужного. Дом озарялся светом двух свечей. Вся посуда в доме обычно заполнялась молоком, кефиром или родниковой водой. Это символизировало «полную чашу» изобилие. Праздник начинается с приветствия. Люди должны приветствовать друг друга, здороваться непременно обеими руками. И при этом надо говорить слова — приветствия, связанные именно с Наурызом: «Пусть Наурыз принесет благоденствие», «Пусть этот год будет плодоносным!».
После приветствия все направляются в степь, чтобы получше разглядеть горизонт. Один из важных ритуалов праздника — поклон Солнцу. Первые лучи Солнца сопровождаются словами: «Здравствуй, Матушка — Солнце!». Праздник единения с природой продолжается. Мужчины, взяв лопаты, идут расчищать родники, поговаривая при этом: «Если увидишь родник, расчищай его!» И тут же возле родников сажают деревья. Молодые саженцы опрыскивают молоком, произносятся слова: «если срубил дерево, посади десять!». Молодежь дарит друг другу подарки. Девушки угощают юношей, а юноши преподносят своим избранницам зеркала, расчески и духи.
Специально к празднику из семи компонентов готовится Наурыз коже. Коже едят досыта, чтобы весь следующий год был плодоносным. В этот день важно было получить благословение — бата. Бата — это пожелание напутствие старших. За достарханом самого старшего просят произнести бата. Ближе к вечеру начинается айтыс. Айтыс — это словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участвовать мужчины и женщины, пожилые и молодые. Айтыс в день Наурыза — это спор добра и зла, тепла и холода, зимы и лета. Продолжается айтыс до рассвета. Побеждает тот, кто лучше прославлял добро! В разгар праздника молодежь собирается у качели алтыбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся, играют в национальные игры.
Так встречают весенний праздник Наурыз!
Из приведенного текста учитель приводит предложения, и делается их синтаксический анализ на доске и тетради.
— Чтобы расширить представления детей о праздниках, научить сопоставлять их, проводится следующая работа: 3 слайд. Даны слова: мука, пшено, блины, курт, айран, сковорода, яйцо, казан, молоко, соль, мясо.
Задание: распределить слова в 2 столбика, чтобы получить две, незнакомые пока для учащихся темы.
Масленица Наурыз
Мука пшено
Блины курт
Сковорода айран
Яицо казан
Молоко молоко
Соль соль
мясо
Учитель: Ребята, что вы узнали о празднике «Масленица»
Ответы учителя дополнит и обобщит учитель.
3. Как подведение итогов, учитель проводит синквейн «пятистишие» в виде примера:
Наурыз
Пришел рад
Весенний чистый новый
Коже угощают в каждом доме
Праздник
Далее объявлеие оценок
4. Домашнее задание: написать сочинение
- 39918 просмотров