9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Полилингвальное и поликультурное образование в полиэтническом иформационно-коммуникативном пространстве

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Саутова Т.А.
СКГУ им. М.Козыбаев

Проблемы двуязычия и многоязычия изучаются в различных аспектах психологами, этнографами, историками, филологами, учеными многих специальностей. В наше время невозможно представить себе, что где-то еще существуют страны, люди которых владеют только одним языком. В процессе овладения языком человек не только приобретает языковые навыки, но и воспитывается. Поэтому обучение языку должно составлять сердцевину всего процесса воспитания и быть нацелено на формирование лингвистики человека средствами языка, заключает О. Ф. Больнов. Изучать язык — значит, изучать и культуру его народа. Ведь язык и культура неразделимы и друг без друга не существуют. У каждого народа своя культура, свой язык.

Полилингвальное и поликультурное образование в полиэтническом иформационно-коммуникативном пространстве

Начало ХХ века характеризуется, как известно, тенденцией к глобализации экономической жизни мирового сообщества и процессами становления единой информационно-технологической системы, что делает мир более взаимосвязанным и углубляет интеграционные процессы. Основными проводниками международного сотрудничества являются иностранные языки.

В Европе признана самоценность инновационной деятельности любых языков как неотъемлемой части цивилизации, общего культурного наследия народов. Чем шире и крепче фундамент образования, чем богаче познание об окружающем мире, тем люди более терпимы. Значит, многоязычное образование востребовано.

Концепция многоязычного образования предполагает становление многоязычной личности при определенном отборе содержания, принципов обучения, разработке специальной технологии с использованием многоязычных разговорников, словарей и учебно-методической литературы.

Интегративные процессы в социально-экономической и политической сферах жизни современного общества определили основную цель учебно-воспитательного процесса — подготовка школьников к жизни в демократичеком, поликультурном государстве. Поэтому основной задачей современной школы нового типа является обучение школьников многоязычию, так как именно от способности владения казахским, русским и иностранным языками будет зависеть как личная, так и профессиональная карьера граждан нового тысячелетия.

Казахстан — многонациональная страна с разноязычным населением. Знание языков полезно не только для отдельных личностей, но и для всего общества. Чем больше языков знают люди, тем больше вместе с языком они познают историю, обычаи и традиции, культуру этих народов. И это способствует международным культурным, экономическим связям, что, безусловно, ведет к улучшению в целом всей ситуации в стране. Реалии нашей современности все больше убеждают нас в необходимости овладения уже в школьных стенах казахским, русским и одним из иностранных языков. Поэтому наблюдается общая тенденция к их изучению. Приведу слова Президента РК Н. А. Назарбаева: «Я лично за то, чтобы в нашей стране все знали и казахский и русский. Считаю, что было бы благом для казахстанцев владение английским языком, что только возвысило бы всех нас».

Усиление международных контактов, повышение интереса к изучению языков привело к активизации межкультурного общения, что делает чрезвычайно актуальной проблему соотношения языка и культуры, как в национальном, так и на межнациональном уровне. В условиях кардинальных изменений в жизни нашего общества, радикальных перемен в области образовании особую остроту приобретает проблема филологического образования. Целями обучения языкам является формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, ориентированной на приоритеты национальных ценностей при уважении к ценностям других цивилизаций, сознающей свою ответственность перед обществом в целом, перед каждым ее членом, перед окружающей его живой природой, адаптирующейся к изменяющимся условиям жизни, активно готовой влиять на них для достижения общественного прогресса. При обучении языку мы должны формировать личность как носитель языка с ее этно-, социо-, психологическим особенностями, способную ощущать язык как высший дар, как национальную и общечеловеческую ценность.

Актуализацией культурно-гуманистической сути образования, ролью языка в формировании национального духовного сознания определяется важность культуроведческого и этнокультурного аспектов в обучении. Поэтому необходимо включение в школьные курсы национально-культурного компонента, изучения языка в контексте национальной культуры.

Процесс обучения русскому, казахскому и иностранному языкам должен иметь личностно-ориентированную направленность. Это значит, что в центре системы обучения предмету должен быть поставлен ученик, его мотивы, потребности, интересы. Умение определять мотивы и потребности учащихся, осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход, выбирать адекватные технологии обучения, способствующие становлению личности, позволит изменить традиционный подход обучению языкам. Суть данного подхода в максимальной передаче инициативы учения самому ученику. Сконцентрированный на ученике подход к обучению способствует не только развитию идеи коммуникативного обучения, но и более легкой интеграции выпускника в систему образования. Модернизация школьного полилингвального и поликультурного образования, воспитания в полиэтническом информационно-коммуникативном пространстве Республики Казахстан имеет следствием формирование функциональной грамотности языковой личности. Нужна система языкового образования, где не должно делиться обучение родному языку, языку межнационального общения и иностранным языкам, на что и указано в Концепции образования Республики Казахстан. Их следует преподавать и изучать взаимосвязано и параллельно, то есть создавать полилингвистические системы обучения, что будет способствовать развитию языковых способностей. Языковое образование входит в систему гуманитарного образования, сутью которого является изучение человека в его отношении к миру. Государственный язык, русский язык, английский и немецкий языки обогащают учащихся не только новыми знаниями, но и новым творческим опытом. В процессе изучения этих языков изучается и культура разных народов. Познание мира, обычаев передается в языках, и очень важно знать языки, чтобы не было препятствий при общении представителей разных народов.

Сегодня ни одна страна мира на международной арене не может более оставаться в языковой изоляции, вынуждена использовать иностранные языки. По мнению специалистов ЮНЕСКО, минимальное количество языков, которыми должен владеть человек в третьем тысячелетии, будет не менее трех языков.

Роль казахского языка, как государственного, приобретает особую значимость в связи с образованием суверенной Республики Казахстан, вступления ее в международное сообщество, установлением культурных связей нашего государства с зарубежными странами. Поиск активных форм обучения, способствующих совершенствованию практического владения казахским языком, является важнейшей задачей преподавателя. При изучении темы «Моя Родина — Казахстан» проигрываем ситуации: Представьте, что Вы — Президент Республики Казахстан. Что вы сделаете для того, чтобы страна стала процветающей? Вы — посол Республики Казахстан в Великобритании (США, Канаде). С чего начнете работу? Вы — председатель ОБСЕ. Какие вопросы вынесете на повестку работы саммита в Астане? Модуль «Англоязычные страны» требует от студентов хорошего знания материалов страноведения: Встреча Королевы Великобритании Елизаветы II с Президентом РК в Букингемском Дворце. Казахстанско-британские взаимоотношения. Открытие посольства США в Астане. Официальный визит канцлера Германии А. Меркель в Казахстан: «Казахстан — ключевой партнер Германии». Встреча Н.Назарбаева с губернатором Канады и т. д. С уверенностью можем сказать, что такая работа дает студентам возможность отлично знать страноведческий материал, учит следить за свежими политическими событиями, происходящими в жизни стран изучаемых языков, усиливает у них интерес к изучению казахского языка.

Литература:

1. Материалы регионального форума педагогической общественности, посвященного 180-летию К. Д. Ушинского. Петропавловск, 3–4 марта 2004 года.

Источник: СК ИПК ППК

Категория: