Проблемы русского языка в системе школьного образования
Ермоленко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 2 ст. Павловской Павловского района Краснодарского края. |
Ум веселится, вспоминая Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела. Любо говорить о Ломоносове, и если скажу звягливо и рогато, ты расскажи чиновно, с церемонией. |
Земляк Великого нашего соотечественника
Я хочу говорить о Ломоносове как о реформаторе родного русского языка. Именно язык — это та волшебная нить, которая соединяет поколения. Ломоносов увидел необходимость разграничения русского языка от церковнославянского. Народный русский язык получил достойную честь и самостоятельность.
Однако тот же Ломоносов советовал поэтам учиться красотам и важности церковных книг. И мы находим в русской литературе, в том числе и у Пушкина, такие слова, как дщерь, власы, брада, злато, град…по заветам ломоносовского «высокого штиля»…долго конфузились слов «низких»… простонародных.
С реформами Петра Великого в русском литературном языке наступает самая пестрая хаотическая смесь, бессвязная масса совершенно необработанных элементов.
Это была эпоха полного брожения; новые элементы представляли богатые зачатки дальнейшего развития. Но не было ничего сколько-нибудь стройного, органического. Лишь Ломоносов, со свойственной ему гениальностью сумел разобраться в груде совершенно сырых, необработанных материалов. Его «Российская Грамматика» впервые проводит резкую грань между языком русским и церковно-славянским. Признавая близкую взаимную связь обоих языков, Ломоносов устанавливает полную самостоятельность каждого из них и впервые подвергает специальному строго научному изучению законы и формы языка собственно русского.
Одна из серьезных проблем, стоящих перед современной школой, — научить школьника пользоваться богатством родного русского языка. Первые уроки познания русской словесности начинаются в школе. Система языкового образования, сложившаяся в нашей общеобразовательной школе, подвергается неделикатной коррекции в последние годы особенно интенсивно. Введение различных курсов в учебный план школы, не имеющих ничего общего с русским языком, за счет времени, предназначенного для изучения языка, не способствует популяризации и усвоению школьниками речевой образованности.
Введение в начальной школе обязательного иностранного языка, если и преследует благородные цели, то никак не способствует хорошему знанию родного русского языка. Языковое мышление младшего школьника только формируется, а механическое запоминание приводит к отсутствию логических, ассоциативных связей при дальнейшем проникновении в языковую систему. В последние годы намечается заметный отток талантливых детей из лингвистического направления.
Особую тревогу у преподавателей русского языка в школе вызывает низкий уровень орфоэпической грамотности учащихся. Устная речь современной молодежи не только не может считаться удовлетворительной, но и тенденции в этой области отнюдь не радужные. Причины такого положения дел налицо.
Особый разговор следует вести о словесной рекламе. Вакханалия и вседозволенность, потуги на оригинальность, типа «вы этого достойны». Справедливо, что она (реклама) вызывает в лучшем случае неприязнь, а в худшем — всеобщее гражданское презрение к тем, кто неумело, безграмотно пользуется русским словом.
За последние 10–15 лет проблем с изучением русского языка в школе накопилось немало. И хотя русский язык является обязательным предметом на итоговой аттестации и при поступлении в вуз, уважения к нему не стало больше. Необходимо поднять планку ответственности к тем, кто «расхищает» богатства родного русского языка, способствует разложению и потере его самобытной красоты.
- 5351 просмотр