Процесс коллективизации в Булаевском районе
Г. Н. Астанина, учитель истории |
(ныне район Магжана Жумабаева)
Использование краеведческого материала на уроках истории
Изучение истории Казахстана — весьма сложный и длительный процесс, поэтому преподавание данного предмета должно быть максимально профессиональным, объемным и всесторонним. Чтобы привлечь внимание учащихся, учителю недостаточно владеть материалом данного урока, использовать новые формы и методы преподавания, необходимо применение краеведческого материала. Очевидно то, что ряд тем вызывает особый интерес как у учителя, так и учеников. Одной из таких тем является «Коллективизация сельского хозяйства».
По данной теме ребята Булаевской
Ежегодно мы пополняем данные по этой теме и используем этот материал на уроках истории, а также при проведении тематических вечеров. Хочется поделиться со своими коллегами хотя бы небольшой частью данного материала.
Раскулачивание принимало порой самые уродливые формы. В директивах, доведенных до местных органов, определялось, что число ликвидируемых кулацких дворов должно в пределах 3–5 процентов, но во многих районах такого количества не набиралось. Однако под нажимом «сверху» эта цифра, как правило, перекрывалась за счет раскулачивания середняков. Достаточно было иметь дверь или дом под железной крышей, чтобы попасть в разряд кулаков. Погоня за перевыполнением разнарядки углубляла допускавшиеся «перегибы». Например, в Красноармейском районе «наскребли» 496 кулацких дворов или 7 процентов от общего их количества. В селе Надежка (бывший Булаевский район, ныне район Магжана Жумабаева) комитет бедноты с большим трудом после изнурительных собраний составил список десяти хозяйств, подлежащих раскулачиванию. Имущество раскулаченных тут же делилось среди колхозников: кому — дом, кому — корову, кому — баранов
О произволе и насилии в ходе этой компании свидетельствуют оперативные донесения окружного отдела ОГПУ. В одном из них говорится: «В Петропавловский пункт 6 марта 1930 года доставлено из Ворошиловского района 42 семьи — 210 человек; из Боголюбовского — 2 женщины после родов; из ст. Новоникольской — семья 2 девочки 12 и 16 лет, мальчик 11 лет; и
Председатель РИКа Скляренко отдал приказ разослать по своим сельским советам правила для коменданта кулацкого поселка. Данные правила говорят о том, что все кулаки должны были трудиться в обязательном порядке, а вся сумма заработка должна была поступать в распоряжение коменданта. Рабочее время не нормировалось. За неисполнение заданных правил человек подвергался аресту либо отдавался под суд. Очень много в архивных документах директив с грифом «СЕКРЕТНО» чаще всего речь идет о выселке кулаков, листая страницу за страницей пожелтевшие от времени директивы, постановлении, отчеты, приходишь в ужас от того, сколько было разрушено семей и погублено судеб. Налоги и трудовые повинности тяжелым бременем легли на плечи крестьян, их выполняло все трудоспособное население, хотя и здесь допускались значительные перегибы. Так, в одной из объяснительных Артюховой (Надеженский сельский Совет), она поясняет, почему не выполнила трудодни и не выплатила налоги и приводит доказательства, что налоги выплачены, а работать ей не позволяет возраст, так как ей уже 86 лет. У тех граждан, которые не выплачивали налога, конфисковывался сельхозинвентарь.
Изучив данные РИКа, в которых указаны списки кулаков, сведения об их социальном положении, состоянии здоровья, местожительства, материального положения, а последняя графа указывает на те меры, которые были применены к ним. Например, семья Ратушных состоит из 10 человек, из них 6 взрослых сыновей имеют 5 лошадей, 2 коровы, избу, все признаны кулаками и подлежат выселке. Отсюда следует вывод: «Разве могла прокормить себя столь большая семья, имея меньшее хозяйство?». На первый взгляд, кажутся смешными доводы, по которым подвергаются репрессиям люди: кулака Иванова обвиняют в особых издевательствах над батраками в том, что он якобы глумился над своими работниками, одевал их в праздничные одежды и выгонял их на мороз. Его подвергли выселке и раскулачиванию. Такие доводы естественно являются сфабрикованными, неправдоподобными. А вот еще одна судьба: Жакупов Жармакобей (аул Шандак) раскулачен, лишен права голоса как сын муллы.
К сожалению, масштабы раскулачивания в Казахстане пока не поддаются точной оценке, так как репрезентативность выявленных материалов еще не вызывает удовлетворения. На сегодня историография располагает лишь фрагментарными сведениями на этот счет. Тем не менее, даже имеющиеся отрывочные данные позволяют констатировать беспрецедентную массовость этого печального явления.
Свой взгляд на процесс коллективизации отразила в своем стихотворении ученица 10 класса Оспанова Сабина:
- Коллективизация — а что это такое?
Мероприятие большое?
А вот и нет, это «Великий перелом»,
Где раскулачивали, забирая дом.
- Граждане должны были платить налог,
Иначе сельхозинвентарь конфисковаться мог.
А как без сельхозинвентаря?
Ты знаешь? Нет? Сама не знаю я!
- В тысяча девятьсот двадцать девятом году,
«ПРАВДА» опубликовала передовую статью,
Где прозвучал призыв «объявить войну,
Не на жизнь, а на смерть самому кулаку».
- А чтобы попасть в разряд кулаков,
Не нужно было десяти коров,
Лишь бы дом под железной крышей имел,
Вот и все, оглянуться ты не успел.
- У тебя нет ни дома, ни коров, ни баранов?
Сидишь ты один, хоть ты не кулак.
Из пяти тысяч хозяйств, подсчитанных нами,
29 процентов былхозяин-бедняк .
- Множество сведений есть в архивах района,
Сходи, не ленись, ты узнаешь там много.
Будешь знать обо всем, что было тогда,
Это лишним не будет, поверь, никогда!
Журнал «Мастер класса» № 4 2011
- 7854 просмотра