Проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры»
Хамицкая Елена Леонидовна воспитатель, 2 категория, стаж — 6 лет., Детский центр «АБВГДейка», Коптырева Татьяна Анатольевна воспитатель, 1 категория, стаж — 13 лет, Ясли-сад «Петушок», Бламбаева Айнагуль Жусуповна воспитатель, 2 категория, стаж — 15 лет. Мини центр при школе № 9, Щукина Татьяна Аркадьевна Воспитатель, 2 категория, стаж — 15 лет. Ясли-сад «Ақ Бота», Казахстан, Северо-Казахстанская область, город Петропавловск
«Воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах, имеет
ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях
или заимствованных
у другого народа»
К. Д. Ушинский
Одной из составляющих цели Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения является воспитание патриотизма и толерантности, основанных на общенациональной идее «Мәңгілік Ел».
Президент страны Н. А. Назарбаев в Послании народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050".Новый политический курс состоявшегося государства" так рассматривает понятие «казахстанский патриотизм»: «за 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Во-первых, это Независимость Казахстана и Астана. Во-вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. В-третьих, это светское общество и высокая духовность. В-четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций. В-пятых, это Общество Всеобщего Труда. В-шестых, общность истории, культуры и языка. В-седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Благодаря этим ценностям, мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма».
В Законе Республики Казахстан «Об образовании» воспитание патриотизма отмечается в задачах системы образования
«Статья 11. Задачи системы образования являются:
1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;
2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине — Республике Казахстан, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
4) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
5) приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками...»
Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно — прикладном искусстве, литературе, танцах, присущих только этому народу, нации. Национальная культура — это отражение души нации, его национального характера, самосознания. Национальная культура может преобладать на какой — либо территории, но не являться единственной.
Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры.
К. Д. Ушинский писал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры — все это очень эффективно для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости, нравственной основы каждого человека, каждой гармонически развитой личности.
Дошкольный возраст — период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность является основополагающим условием для развития творческой инициативной личности.
Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания уважения у подрастающего поколения к традициям, языку, культуре своего народа.
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и в сохранении ее в наших детях.
Воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует педагогов на возрождение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем.
Приобщение к народному творчеству приведет нашу педагогику к значительным успехам в деле нравственно-патриотического, духовного и эстетического воспитания детей, поможет привить им интерес и любовь к играм, танцам, фольклору.
Задача педагогов — постоянно повышать уровень педагогической культуры родителей, их авторитета в семье, с учетом национально- региональных особенностей, а также совершенствования средств, методов и приемов воздействия родителей на развитие личности ребенка. В исследованиях психологов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Божович, и др.) уделяется много внимания зависимости формирования психических свойств личности от семейного окружения. Они доказали, что под воздействием социальных условий, в том числе и семейных, ребенок обладает формами общественного поведения, культурой.
Простота, лаконичность, эмоциональность, насыщенность, выразительность художественного образа, отраженного в устном, песенном народном творчестве, декоративно — прикладном искусстве, играх, праздниках, делает национальную культуру привлекательной, понятной для детей дошкольного возраста.
Поскольку самым доступным материалом для детей считается игра, то нельзя обойти вниманием народные подвижные игры, как вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, на развитие у детей определённых умений и навыков. Издавна народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка — дошкольника.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Мы считаем, что приобщение дошкольников к национальной культуре на основе изучения народных игр служит средством формирования патриотических, духовных, нравственных чувств и развивает личность.
Определение противоречий:
Ни для кого не секрет, что дети являются носителями народной культуры, поэтому необходимо воспитывать их в национальных традициях. Но возникает противоречие: программа представленная в дошкольной организации поверхностно затрагивает темы воспитания детей в народных традициях.
Актуальность проекта для педагога и ДО:
В условиях глубоких изменений социокультурной деятельности, интенсивного развития компьютерных технологий, телевидения, сети интернет, современные родители и их дети, к сожалению, поверхностно знакомы со своей национальной культурой и традициями. Поэтому особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей.
Постановка проблемы:
Проблема сохранения национальных традиций, передачи огромного пласта духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями нескольких поколений, на протяжении многих столетий. Знакомство с традициями, обычаями народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Объект проекта: национальная культура как средство духовно — нравственного и патриотического воспитания.
Предмет проекта: казахские, русские, немецкие народные игры.
Цель проекта: воспитание патриотизма дошкольников посредством приобщения к истокам национальной культуры через народные игры.
Гипотеза: Мы считаем, что знание и активное использование детьми народных подвижных игр приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой национальное самосознание, социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.
Задачи:
познакомить детей с народными играми;
знакомить с историей возникновения праздников, народных игр;
развивать интерес к истории, традициям разных народов;
развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки;
развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность;
развивать связную речь, активизировать словарь детей через народный фольклор
вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания;
воспитывать нравственные качества личности (уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость).
Методы исследования
— теоретические (изучение типовой программы по проблеме проекта; изучение и анализ документации ДО; анализ литературы по проблеме приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, на основе изучения психологической и методической литературы; оснащение предметно развивающей среды ДО).
— эмпирические (анкетирование, беседа, опрос, количественный анализ данных, педагогический эксперимент, статическая обработка данных).
Новизна данного проекта определяется поиском более успешного решения задач, способствующих приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры.
Практическая значимость проекта заключается в том, чтобы донести до сознания детей, что они являются носителями национальной культуры, повысить их национальное самосознание.
Материально-техническое обеспечение проекта:
Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер, проектор;
Библиотека для детей и родителей;
Народные музыкальные и шумовые инструменты.
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.
Возраст детей: дети 5-6 лет.
Тип проекта: исследовательский.
Подготовительный этап проекта
1. Проведение анкетирования родителей.
2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
3. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
4. Консультация «Традиции и обычаи (казахского, русского, немецкого) народа» и оформление папки — передвижки «Национальные праздники».
5.Составление картотеки казахских, русских, немецких народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
Основной этап проекта
1. Проведение организованной учебной деятельности с использованием народных игр.
2. Оформление серии выставок для родителей на основе народных промыслов.
3. Проведение праздника, посвященный Дню единства народа Казахстана.
4. Проведение спортивного праздника с использованием народных игр.
5. Разучивание народных пословиц, поговорок, считалок, отгадывание загадок.
6. Конкурс детских рисунков по мотивам народных промыслов.
7. Самостоятельная работа детей (Книжный уголок: чтение и просматривание книг; раскрашивание в книгах-раскрасках).
Заключительный этап
1. Диагностическое обследование детей, анализ результативности.
2. Выставка совместных работ детей и родителей.
3. Представление материалов проекта на педагогическом совете в дошкольной организации в форме презентации.
Заключение
Практика показала, что играя в народные игры, дети учатся с удовольствием. Игры, дают им шанс порадоваться собственной силе, ловкости и находчивости, сделать что-то самостоятельно, с партнером, в небольшой группе или вместе со всеми. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
В результате проделанной работы:
1.Дети познакомились с многообразием игр казахского, русского, немецкого народов.
2.Воспитанники получили положительные эмоции в совместной деятельности со взрослыми.
3.Были созданы условия для развития коммуникативных и творческих навыков, способствующие воспитанию нравственности и патриотизма у дошкольников.
Список использованной литературы
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.)
2. Назарбаев Н. А. Послание народу Казахстана «Стратегия „Казахстан-2050“. Новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.2012г.
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.— М.: Академия, 19с.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.- М.:Мозайка-Синтез,2008.
5. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей и родителей.- М.: Айрис-Пресс, 2008.
- 21646 просмотров