Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Талипова Назым Аскаровна, педагог-психолог, КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», СКО, г. Петропавловск |
В данной статье мы рассмотрим структуру и основные направления психологического сопровождения дошкольников с нарушениями слуха. Раскроем особенности развития детей с нарушениями слуха. Представлен опыт работы в сенсорной комнате, описаны упражнения направленные на комплексное развитие личности дошкольников с нарушениями функций слухового анализатора.
Слуховой орган — один из рецепторов, играющий существенную роль в развитии и в познании внешнего мира ребенком. С помощью слуха ребенок учиться распознавать голоса, эмоции других людей, имитировать звуки, а в последующем овладевает речью.
Личность ребенка с нарушениями слуха формируется в условиях дефицита информации, поступающей через слуховой анализатор. Это затрудняет процесс общения со слышащими людьми, замедляет развитие познавательных процессов, интеллектуального развития, обедняет социальный опыт ребенка.
А. П. Гозова отмечает, что глухие дети испытывают трудности восприятия различных оттенков эмоций других людей, у них значительно труднее формируются морально-этические представления и понятия.
Большинство детей с проблемами слуха отстают от нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы. У данной категории детей наблюдаются проблемы с координацией любых движений и, особенно с тонкой моторикой пальцев рук.
В дошкольном возрасте у таких детей проблемы со зрительным вниманием: трудно привлечь их внимание к чему-либо, удержать его, малыши быстро устают, отвлекаются.
Основная цель психологического сопровождения нашей школы-интерната заключается в успешной социализации детей с нарушениями слуха в обществе. Посредством обеспечения условий для сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, коррекционных и развивающих мероприятий, защиты прав воспитанников.
В своей работе мы создаем условия для наиболее раннего и полноценного развития ребенка с нарушениями слуха. В процессе работы с детьми дошкольного возраста большое значение уделяется развитию компецаторных органов чувств, снятию чувства переутомления, развитию крупной и мелкой моторики рук.
Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук, ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной, костной. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста очень важная составляющая работы психолога. Так как, навыки мелкой моторики рук помогают нам совершать как примитивные жесты, так и достаточно мелкие и сложные движения. От степени развития моторики рук зависит почерк человека. Кроме того, исследователи выявили связь между развитием мелкой моторики рук и развитием речи, то есть развитие мелкой моторики ребенка помогает ему быстрее заговорить.
В кабинете психолога оборудована сенсорная комната, имеется сухой бассейн, цветные блоки, тактильные панели, зеркальная стена, панно «Звездное небо» и т. д.
В этой комнате царит психологический комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей. Она состоит из множества различного рода стимуляторов, которые благоприятно воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Эта комната помогает психологу настроить дошкольников на положительный эмоциональный фон, ощущение безопасности и защищенности, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и чувство тревожности, активизирует мозговую деятельность.
В данной комнате психо-эмоциональной коррекции с детьми дошкольных групп в игровой форме проводятся различные упражнения способствующие расслаблению, всестороннему психическому и физическому развитию.
В своей работе мы используем вращающийся зеркальный шар со световым источником. Дети с интересом наблюдают за различными спецэффектами производимыми данным оборудованием, что создает приятное чувство волшебства.
С помощью пучков фиброоптических волокон развиваем мелкую моторику рук, корректируем уровень тревожности дошкольников. Волокна, привлекают детей яркими визуальными эффектами, которые связаны с постоянно меняющей свой цвет по всей длине нитей светодиодной подсветкой. Это концентрирует внимание детей на игре и формирует произвольное внимания. Можно вместе с детьми перебирать или плести косички руками из волокон, наблюдая за плавной сменой цветов. Длина фиброоптических волокон позволят их завязывать, обматывать вокруг тела, рук и т. д.
С детьми дошкольного возраста с помощью сенсорной тропы проводятся игры с созданием соревновательной обстановки. Это стимулирует деятельность вестибулярного аппарата. Задания бывают различные удержать равновесие, стоя на одной ноге, попрыгать и т. д.
Тактильно-разивающие панели стимулируют развитие тактильных ощущений, расширяет кругозор ребенка. Ребенок учиться различать цвета, текстуру, формы. Сравнивает и находит различия между ними.
Развивающие панели выполняют следующие функции:
1) обеспечивает тактильную и зрительную стимуляцию;
2) помогает развитию ловкости, пространственного мышления и улучшает мелкую моторику;
3) способствует формированию навыков концентрации внимания;
4) позволяет сочетать развивающие занятия с релаксацией.
Ниже приведены примеры некоторых упражнений, которые можно применить в своей практике психологу с детьми дошкольного возраста нарушениями слуха.
Упражнение «Мои эмоции», выполняется с использованием зеркальной стены.
Цель: создание положительного эмоционального состояния; мотивирование детей на изучение эмоционального мира; способность осознавать эмоции других людей.
Дети по очереди подходят к зеркальной стене и повторяют за эмоцией, которую показывает психолог.
Упражнение «Мысленная картина», выполняется с использованием панно «Звездное небо».
Цель: создание хорошего настроения; тренировка зрительной памяти.
Психолог просит детей посмотреть на включенное панно «Звездное небо», а после закрыть глазки и попытаться удержать увиденное в памяти. В последующем после нескольких занятий можно попросит дошкольников нарисовать то, что они запомнили из этого панно.
Упражнение «Коса», это упражнение выполняется с помощью аппаратуры на базе пучка фибероптических волокон.
Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.
Дети садятся рядом с этими изделиями и перебирают волокна, заплетают косы.
Упражнение «Сжимаем в кулачке».
Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Психолог обращает внимание детей на светящиеся волокна, показывая в сравнении их признаки (мягкие, твердые, длинные и т. д.). Обращая внимание детей на то, что мягкие волокна можно сгибать. Предлагает детям собрать волокно в ручке. Педагог показывает детям, как можно собрать волокно в ладошке. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество волокон, включенное в одно задание должно постепенно увеличиваться.
Упражнение «Поймай звездочку».
Цели: активизация зрительного восприятия; концентрации внимания, зрительно-моторной координации.
Педагог обращает внимание детей на крутящийся и создающий разноцветные блики зеркальный шар. Показывает детям как можно ловить эти цветные шарики. Дети не отрывая взгляд, ловят шарики ладошками, весело бегают за ними.
Упражнение «Каракули».
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения. Настроить позитивную атмосферу.
Берем поднос и рассыпаем по нему кинетический песок или мелкую крупу, например, манку. Сначала психолог рисует на песке линии, а ребенок повторяет. Поначалу это должны быть простые геометрические фигуры: квадраты, круги, зигзаги. После данное упражнение можно усложнять, изображая например домик солнце, цветок и т. п.
Также в своей практике мы используем специальную посуду наполненную разноцветной фасолью. На дне посуды прячем различные интересные игрушки (шишки, пуговицы, не большие игрушки, шарики и т. д.). Малыши опускают руки в посуду и перебирая фасоль находят себе игрушку — сюрприз. Или можно предложить дошкольникам перебирать фасоль по цвету в специально приготовленную емкость с разделителями.
Все эти упражнения улучшают эмоциональное состояния дошкольника, снижают уровень тревожности, помогают развитию познавательных процессов, улучает мышечный тонус. У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем у слышащих детей, имеют зрительные раздражители, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Зрительное восприятие дает возможность таким детям понимать обращенную к ним речь, считывая с губ. При работе в сенсорной комнате можно достичь как стимуляции зрительного, тактильного анализаторов, так снятия напряжения.
Таким образом, слуховой анализатор играет важнейшую роль в процессе познания окружающего мира, способствует формированию речевой функции. Вхождение ребенка с нарушениями слуха в социум затруднено особенностями его физического и психического развития. В результате такой ребенок часто остается отстраненным от нормальных социальных отношений и, поэтому нуждается в специальной помощи для успешной дальнейшей интеграции его в общество.
Можно отметить, что работа проводимая психологами школы-интерната способствует формированию у дошкольников с нарушениями слуха представления об окружающей действительности, знакомству с особенностями предметов и явлений, развивает адаптивные качества необходимые для эффективной социализации личности.
Литература:
1. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М.: Просвещение, 2005. — 143 с.
2. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие. — М.: «Академия», 2002.
3. Михаленкова И. А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. — СПб.: Речь, 2006 г. — 96 с.
4. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. — М.: — Аркти, 2006 г.
- 13727 просмотров