Психологическое сопровождение на уроках предмета «Самопознание»
Мерц Ольга Ивановна, |
«Курс „Самопознание“ помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. По существу, все истории человечества есть не что иное, как постоянный и непрерывный процесс нравственного самосовершенствования»
Назарбаева Сара Алпысқызы
Президент республики Казахстан
Для умелой организации занятий по предмету «Самопознание» необходимо содержательное обеспечение. Теоретической основой вышеуказанного курса являются научные знания не только философии, но и психологии.
Психология должна оказывать помощь в исследовании закономерностей психической деятельности учащихся на уроках по предмету «Самопознание».
Для преподавателя предмета «Самопознание» важны психологические знания, которые дают возможность педагогу обнаружить психологические свойства, характеризующие индивида и личность, раскрывают законы биологического развития индивида и особенности их действия в условиях его жизни в обществе.
Преподаватель самопознания в большой степени — это не только старший товарищ и наставник, способный направить поток мыслей обучающегося в нужное русло, стимулировать творческую активность учащегося, проявить к нему внимание, но и человек, способный оказать вовремя психологическую поддержку.
Педагогическая поддержка — это такая организация образовательного процесса, когда он полностью обращен к внутренним силам и способностям человека.
На уроках самопознания зачастую затрагиваются темы, касающиеся самых глубинных переживаний учащихся. Уроки самопознания имеют свою специфику и отличаются от других уроков тем, что требуют формирования положительных, позитивных качеств, специальных знаний, умений, навыков для самостоятельного решения проблем.
Поэтому преподаватель самопознания в некоторой степени выполняет на уроках роль психолога, создавая условия психологического комфорта для взаимодействия всех участников
Преподавателю самопознания на занятиях необходимо учитывать не только индивидуальные особенности каждого учащегося, но и их склонности и интересы.
Учет этих особенностей позволяет нам правильно подобрать методы, средства обучения и воспитания, которые поддерживают психологическую безопасность в данном образовательном учреждении. В КГУ «Комплекс „Колледж
Как правило, наличие творческих способностей у подрастающего поколения взаимобуславливают определенные особенности психики. Творческая личность, а тем более подростка, наиболее подвержена различного рода эмоциональным переживаниям, которые воспринимаются в этом возрасте очень болезненно.
Учитывая индивидуальные особенности творческой личности, преподавателю самопознания в образовательном учреждении в сфере искусства необходимо помнить, что неадекватные самооценка и самовосприятие творческой личности не способствует адекватной постановке целей и направлений саморазвития, ориентирует саморазвитие по неправильному, ложному пути. Упуская из виду недостатки, имея искаженное представление о себе, будущий
Об этом могут свидетельствовать результаты постоянного мониторинга личности учащихся. Для проведения мониторинга по предмету „Самопознание“ необходимы психологические основы обучения, психологическая характеристика
На уроках самопознания осуществляется изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя, которое начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь, формируется постепенно по мере отражения внешнего и своего внутреннего мира.
Мониторинг процесса
В процессе мониторинга составляется психологическая характеристика
В виду этого, могут использоваться психодиагностические измерения, которые позволяют отслеживать развитие психических процессов, эмоциональное состояние, личностный рост ученика. Например, следующие методики: методика Рокича „Ценностные ориентации“, методика Локус контроля, Шкала определения самооценки, Методика оценки воспитанности учащихся, методика „Готовность и отношение учащихся к выбору профессии“, опросник Айзенка „Тип темперамента“ и др.
Показатели диагностических критериев и аналитическая оценка позволяют выявить реальную картину, а также рассогласование идеального и реального. Результаты психологической диагностики являются ценным материалом для работы не только психолога. Преподавателю самопознания они дают возможность проследить уровень воспитанности учащихся, мотивацию, стремление к саморазвитию, а также использовать данные показатели, корректируя их, для создания оптимальных условий, способствующих гармоничному развитию личности.
Учитель самопознания должен организовать вхождение учащихся в сложный процесс усвоения социального и
Процесс социализации, то есть личностного становления, главным образом связан с воспитанием
Перед педагогом самопознания и акмеологии вознаикают следующие вопросы:
— Что именно надо развивать?
— Какие характеристики личности необходимы для активного взаимодействия с социальной средой?
— Какие характеристики личности в современных условиях наиболее востребованы?
С целью достижения поставленных целей, возможно предложить применения в виде дополнительных или домашних заданий, а также на внеклассных мероприятиях, психологические разминки, упражнения и приемы, способствующие психическому и личностному росту учащихся (например, упражнения „Психологический возраст“, „Особенности моего характера“, „Я“-реальное и „Я“ идеальное», «Подари улыбку миру», «Взгляд в будущее» и др.)
Необходимы также знания психологии, касающиеся возрастных особенностей учащихся. В каждом возрастном периоде развития человека существуют свои закономерности и психические новообразования, используя которые, преподаватель самопознания может построить процесс взаимодействия учащихся в соответствии с процессом их развития. Несмотря на то, что каждый человек — уникальная личность со своими интересами и проблемами, существуют определенные психологические особенности, свойственные всем людям в подростковом и юношеском возрасте. Переходный период из детства во взрослую жизнь в психологическом аспекте имеет два измерения. С одной стороны, подросток (или юноша) живет в настоящем,
В подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению, что является естественным процессом развития самосознания и находит реализацию в деятельности.
Зная эту закономерность, учителю самопознания необходимо перевести этот взгляд «со стороны на себя» на
На занятиях необходимо давать возможность учащимся при выполнении заданий создавать модели, проекты, рисунки с тем, чтобы они развивали не только психические процессы, но и элементы абстрактного и теоретического мышления. Важным для преподавателя самопознания при этом является не техника выполнения (это тоже имеет определенное значение), а содержание, по которой можно делать интерпретацию и получить большую информацию об учащимся (в психологии этот метод называется — анализ продуктов деятельности, например, сочинения, проекты, рисунки и пр.).
Например, рисунок «Моя семья» (в психологии используется как проективная методика), может символировать о взаимоотношениях семье — эмоционально сплоченных, нейтральных или отдаленных.
Знание психологических особенностей и закономерностей, методов психологии педагогу самопознания позволяют не только «видеть» имеющуюся ситуацию развития личности учащегося, и корректировать и влиять на нее, «научить ребенка жить в гармонии с собой, обществом и окружающим миром».
И в заключение, хотелось бы процитировать слова известных мыслителей: «…всякий учитель должен строить свою работу на психологии» (Г. Мюнстенберг), «Педагогика слепа без психологии, а психология мертва без педагогики»
(
Список использованной литературы:
1. Амонашвили
2. Давыдов
3. Кон И.С. В поисках себя. (Личность и ее самопознание). — М., 1984
4. Назарбаева Сара Алпыскызы. Путь к себе. — Алматы: Атамура, 2000.
5. Славкина
- 17588 просмотров