9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Психологическое сопровождение на уроках предмета «Самопознание»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Мерц Ольга Ивановна, педагог-психолог, преподаватель предмета «Самопознание», первая квалификационная категория, КГУ «Комплекс „Колледж искусств — специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля“» город Петропавловск СКО

Фото с сайта bala-pavlodar.gov.kz

«Курс „Самопознание“ помогает человеку найти себя, раскрыть лучшие качества, не изменить себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова. По существу, все истории человечества есть не что иное, как постоянный и непрерывный процесс нравственного самосовершенствования»

Назарбаева Сара Алпысқызы

Президент республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своем Послании народу отметил: «Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». С этими требованиями переплетаются общие цели программы нравственно-духовного образования «Самопознание», направленные на усиление приоритетной значимости нравственно-духовного образования и воспитания подрастающего поколения.

Для умелой организации занятий по предмету «Самопознание» необходимо содержательное обеспечение. Теоретической основой вышеуказанного курса являются научные знания не только философии, но и психологии.

Психология должна оказывать помощь в исследовании закономерностей психической деятельности учащихся на уроках по предмету «Самопознание».

Для преподавателя предмета «Самопознание» важны психологические знания, которые дают возможность педагогу обнаружить психологические свойства, характеризующие индивида и личность, раскрывают законы биологического развития индивида и особенности их действия в условиях его жизни в обществе.

Преподаватель самопознания в большой степени — это не только старший товарищ и наставник, способный направить поток мыслей обучающегося в нужное русло, стимулировать творческую активность учащегося, проявить к нему внимание, но и человек, способный оказать вовремя психологическую поддержку.

Педагогическая поддержка — это такая организация образовательного процесса, когда он полностью обращен к внутренним силам и способностям человека.
На уроках самопознания зачастую затрагиваются темы, касающиеся самых глубинных переживаний учащихся. Уроки самопознания имеют свою специфику и отличаются от других уроков тем, что требуют формирования положительных, позитивных качеств, специальных знаний, умений, навыков для самостоятельного решения проблем.

Поэтому преподаватель самопознания в некоторой степени выполняет на уроках роль психолога, создавая условия психологического комфорта для взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.

Преподавателю самопознания на занятиях необходимо учитывать не только индивидуальные особенности каждого учащегося, но и их склонности и интересы. Т. е. организовывать свой урок в соответствии с профессиональной направленностью учащихся, учитывая типы мышления, а также специфику учебного заведения, не нарушая при этом рабочей учебной программы и всех этапов урока. Например, особенность образовательного учреждения КГУ «Комплекс «Колледж искусств-ШОД» состоит в том, что здесь реализуются не только основные задачи образования, но и значительное внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся.

Учет этих особенностей позволяет нам правильно подобрать методы, средства обучения и воспитания, которые поддерживают психологическую безопасность в данном образовательном учреждении. В КГУ «Комплекс „Колледж искусств-ШОД“ на уроках самопознания чаще всего используются методы психологии, которые позволяют оказывать влияние на психические процессы учащегося, роль сознания в деятельности учащегося на занятиях, особенности протекания познавательных, эмоциональных, волевых процессов при использовании различных форм деятельности и методов обучения и воспитания.

Как правило, наличие творческих способностей у подрастающего поколения взаимобуславливают определенные особенности психики. Творческая личность, а тем более подростка, наиболее подвержена различного рода эмоциональным переживаниям, которые воспринимаются в этом возрасте очень болезненно.

Учитывая индивидуальные особенности творческой личности, преподавателю самопознания в образовательном учреждении в сфере искусства необходимо помнить, что неадекватные самооценка и самовосприятие творческой личности не способствует адекватной постановке целей и направлений саморазвития, ориентирует саморазвитие по неправильному, ложному пути. Упуская из виду недостатки, имея искаженное представление о себе, будущий музыкант-исполнитель или художник снижает возможности своего профессионального роста. Поэтому уроки самопознания строятся на не только доброжелательной психологической атмосфере, но и способствуют развитию творческой личности, ее эмоциональности.

Об этом могут свидетельствовать результаты постоянного мониторинга личности учащихся. Для проведения мониторинга по предмету „Самопознание“ необходимы психологические основы обучения, психологическая характеристика нравственно-духовного становления личности учащегося, психологические особенности навыков, выявление психического состояния ребенка при выполнении заданий, решении проблем, лидерства, саморегуляция психических состояний, знания социально-психологической особенности ученического коллектива, установление социально-психологического климата.

На уроках самопознания осуществляется изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя, которое начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь, формируется постепенно по мере отражения внешнего и своего внутреннего мира.

Мониторинг процесса духовно-нравственного становления личности ребенка направлен на изучение качества воспитания и прогнозирование основных тенденций в развитии личности.

В процессе мониторинга составляется психологическая характеристика нравственно-духовного становления личности учащегося (мотивационная сфера школьника, которая является основным компонентом в процессе жизнедеятельности, психологические особенности навыков, выявление психического состояния ребенка в процессе общения, учебной деятельности, решении проблем, лидерства, саморегуляция психических состояний), изучаются социально-психологические особенности ученического коллектива, социально-психологический климат в группе, классе.

В виду этого, могут использоваться психодиагностические измерения, которые позволяют отслеживать развитие психических процессов, эмоциональное состояние, личностный рост ученика. Например, следующие методики: методика Рокича „Ценностные ориентации“, методика Локус контроля, Шкала определения самооценки, Методика оценки воспитанности учащихся, методика „Готовность и отношение учащихся к выбору профессии“, опросник Айзенка „Тип темперамента“ и др.

Показатели диагностических критериев и аналитическая оценка позволяют выявить реальную картину, а также рассогласование идеального и реального. Результаты психологической диагностики являются ценным материалом для работы не только психолога. Преподавателю самопознания они дают возможность проследить уровень воспитанности учащихся, мотивацию, стремление к саморазвитию, а также использовать данные показатели, корректируя их, для создания оптимальных условий, способствующих гармоничному развитию личности.

Учитель самопознания должен организовать вхождение учащихся в сложный процесс усвоения социального и культурно-исторического опыта, который в психологии называют социализацией.

Процесс социализации, то есть личностного становления, главным образом связан с воспитанием духовно-нравственных качеств. Зная психологические закономерности этого процесса педагог самопознания сопосбен эффективно регулировать этот процесс, заниматься его оптимизацией.

Перед педагогом самопознания и акмеологии вознаикают следующие вопросы:

— Что именно надо развивать?

— Какие характеристики личности необходимы для активного взаимодействия с социальной средой?

— Какие характеристики личности в современных условиях наиболее востребованы?

С целью достижения поставленных целей, возможно предложить применения в виде дополнительных или домашних заданий, а также на внеклассных мероприятиях, психологические разминки, упражнения и приемы, способствующие психическому и личностному росту учащихся (например, упражнения „Психологический возраст“, „Особенности моего характера“, „Я“-реальное и „Я“ идеальное», «Подари улыбку миру», «Взгляд в будущее» и др.)

Необходимы также знания психологии, касающиеся возрастных особенностей учащихся. В каждом возрастном периоде развития человека существуют свои закономерности и психические новообразования, используя которые, преподаватель самопознания может построить процесс взаимодействия учащихся в соответствии с процессом их развития. Несмотря на то, что каждый человек — уникальная личность со своими интересами и проблемами, существуют определенные психологические особенности, свойственные всем людям в подростковом и юношеском возрасте. Переходный период из детства во взрослую жизнь в психологическом аспекте имеет два измерения. С одной стороны, подросток (или юноша) живет в настоящем, т. е. в реальной действительности. Но с другой — он постоянно меняется, растет, готовится к будущей взрослой жизни, он как бы весь устремлен в будущее и живет будущим. Также нужно учитывать, что в этом возрасте идет интенсивный процесс полового созревания, что оказывает большое влияние не только на физическое, но и на психическое состояние человека. Это все обуславливает те проблемы, с которыми сталкивается учитель, обучая подростков и юношество.

В подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению, что является естественным процессом развития самосознания и находит реализацию в деятельности.

Зная эту закономерность, учителю самопознания необходимо перевести этот взгляд «со стороны на себя» на Я-концепцию — Я реальную и Я идеальную. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки и с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.

На занятиях необходимо давать возможность учащимся при выполнении заданий создавать модели, проекты, рисунки с тем, чтобы они развивали не только психические процессы, но и элементы абстрактного и теоретического мышления. Важным для преподавателя самопознания при этом является не техника выполнения (это тоже имеет определенное значение), а содержание, по которой можно делать интерпретацию и получить большую информацию об учащимся (в психологии этот метод называется — анализ продуктов деятельности, например, сочинения, проекты, рисунки и пр.).

Например, рисунок «Моя семья» (в психологии используется как проективная методика), может символировать о взаимоотношениях семье — эмоционально сплоченных, нейтральных или отдаленных.

Знание психологических особенностей и закономерностей, методов психологии педагогу самопознания позволяют не только «видеть» имеющуюся ситуацию развития личности учащегося, и корректировать и влиять на нее, «научить ребенка жить в гармонии с собой, обществом и окружающим миром».

И в заключение, хотелось бы процитировать слова известных мыслителей: «…всякий учитель должен строить свою работу на психологии» (Г. Мюнстенберг), «Педагогика слепа без психологии, а психология мертва без педагогики»
(Е. А. Ямбург).

Список использованной литературы:

1. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. — Алматы, 2002.
2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — Москва, 1986.
3. Кон И.С. В поисках себя. (Личность и ее самопознание). — М., 1984
4. Назарбаева Сара Алпыскызы. Путь к себе. — Алматы: Атамура, 2000.
5. Славкина М. А. Возрастная психология (психология развития). — Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

Категория: