Психолого-педагогические особенности инновационных методов в работе с детьми с задержкой психического развития
Кунанбаева Диана Ринатовна — психолог КГУ «Областная специальная коррекционная школа-сад для детей с задержкой психического развития» г. Актобе |
Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризуется, прежде всего, отставанием в развитии психической деятельности ребенка.
Дети с задержкой психического развития отличаются от детей нормы тем, что уровень развития высших психических процессов ниже нормы.
Причины ЗПР могут включать в себя различные факторы, среди которых можно выделить социальные и биологические:
- патологии беременности и родов:
- инфекции во время беременности
- травмы при родах;
- инфекции и травмы в первые годы жизни;
- хронические заболевания;
- длительные или частые психотравмирующие ситуации.
Также мы знаем, что каждый человек уникален по-своему, поэтому существует множество индивидуальных особенностей, которые в последующем могут стать причиной возникновения задержки в психическом развитии.
В настоящее время широко используется следующее определение ЗПР. Задержка психического развития — это замедленный темп развития психики ребенка, которое выражается в незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой утомляемостью в интеллектуальной деятельности.
На сегодняшний день в связи с динамическим развитием современного общества к образовательной сфере выдвигаются новые требования. В соответствии с этими требованиями, в образовательном и воспитательном процессах все чаще имеет место внедрение новых, инновационных технологий обучения. В частности, инновации в коррекционно-развивающей работе. Все эти методики и подходы наряду с традиционными способствуют тому, чтобы максимально успешно преодолевать различного рода нарушения у детей.
Мир развивается, он никогда не стоит на месте, каждый день происходят новые открытия в различных сферах деятельности. Такие инновации происходят и в образовательном процессе. Каждый год различные методы и технологии внедряются в современный процесс обучения и воспитания, способствуя гармоничному и всестороннему развитию личности детей. Для детей с задержкой психического развития, инновационные подходы в коррекционно-развивающемся обучении особенно важны, так как новые методы чаще всего сильнее пробуждают эмоциональный интерес детей.
Инновационные методы в коррекционно-развивающемся обучении охватывают элементы традиционных методов. Так, например традиционная «песочная терапия» преобразилась в такой метод, как «кинетическая цветная масса для лепки Bubber Bucket». Этот метод способствует развитию мелкой моторики, развитию таких индивидуальных качеств, как внимательность и аккуратность, также данный метод способствует развитию детского воображения. В основу метода входит смесь из микроскопических керамических сфер и связующего компонента для лепки.
Следующий метод «Мандала». Он, как и арт-терапия направлен на гармонизацию психоэмоционального состояния с помощью искусства и творчества. Данный метод направлен на коррекцию агрессивного поведения, на изучение групповых взаимоотношений, на диагностику актуального настроения, на формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.
Камнетерапия. Также входит в число инновационных методов, основными показаниями для применения игр с камушками являются:
- трудности в общении и эмпатии у детей и подростков;
- психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;
- невротические и эмоциональные расстройства;
- развитие собственного представления о себе.
Фототерапия. Цель фототерапии и фотографирования — расширять самопознание человека, способствовать индивидуальному развитию, помогать ориентироваться в жизни. Методы фототерапии подходят для индивидуальных и групповых занятий большинства возрастных групп.
Анималотерапия — вид терапии, использующий животных и их образы для получения психотерапевтического эффекта. Иными словами, это воздействие посредством общения с животными. Как психолого-коррекционная программа для детей испытывающих трудности в адаптации и общении включает в себя метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами; раскрывает дополнительные возможности в поведении и личности у детей; обогащает социально-адаптированный поведенческий репертуар через наблюдения; обучает и тренирует такие механизмы, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в гармоничном взаимодействии с окружающими.
Таким образом инновации в образовательном процессе положительно влияют на детей с ЗПР помогая им в развитии познавательных процессов, создавая необходимые условия, способствующие освоению образовательного стандарта, сохранению здоровья, коррекции отклонений, успешной социализации с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
Список используемой литературы:
1. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. — Москва: ВЛАДОС, 2004.
httpss://www.al24.ru/wp-content/uploads/2014/01/%D0%BD%D0%B8%D0%BA_1.pdf
2. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. — М., 2003.
httpss://kpni.rkomi. ru/system/attachments/uploads/000/149/809/original/%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%92.%D0%92.__%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5.pdf
- 7313 просмотров