Работа с начинающими музыкантами
Лобкова Лидия Валерьевна |
Перед педагогом, работающим с начинающими, стоят серьёзные и многообразные задачи. Сознание большой ответственности, тщательная продуманность работы, подлинный интерес к занятиям с учениками, умение вникнуть в психологию каждого ученика, хороший вкус музыканта и музыкальная культура — необходимые условия для их успешного разрешения. Работая с начинающими, педагог приступает к возведению своего рода музыкального фундамента. Его качество и направленность в большой мере определяет ход дальнейшего обучения, во всяком случае — ближайших лет занятий, а могут и отразиться на всём будущем ученика. Ребёнок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. Большей частью именно в это время он начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно — по мере своих детских возможностей — проявлять себя в области музыки. Уже в первые годы обучения закладывается основа понимания музыкальных произведений, проникновение в мир музыкальных образов. Конечно, ученику нужно приобрести первые навыки игры на фортепиано, необходимо знание нотной грамоты, но всё это не может быть преподано вне связи с музыкой. Прежде всего, надо привлечь ребёнка к музыке, заняться обогащением и развитием его музыкальных впечатлений. Это составит содержание условно называемого вводного периода занятий. Понятие «вводный» здесь может быть применено с большой оговоркой: ведь музыка — это та основа, на которой строится всё обучение. Знакомясь с будущим учеником, надо выявить, насколько можно, его музыкальные задатки, степень близости к музыке. В этом отношении показательны пение и подбирание на слух простейших попевок, таких как «Василёк», «Солнышко», «Петушок», «Колыбельная кота Воркота»
Знакомя ребёнка с клавиатурой, необходимо подчеркнуть разницу регистров, вызывая сравнения с миром животных и людей: «птичка», «медведь», «гул самолёта», «разговор с мамой», «папа сердится», «девочка веселится».
После того как ученик освоится с подбиранием простых музыкальных слов и мотивов, можно расширить задания — несколько увеличить протяженность подбираемых и транспонируемых мелодий, коротких песенок. Когда ученик сможет свободно сыграть мелодию или песенку, полезно добавить к ней простое сопровождение в виде одной нотки, затем квинты и параллельными сопровождениями через октаву, побудить послушать звучание. Можно сыграть ученику явно незаконченную мелодическую фразу с тем, чтобы он сам придумал её конец, или сыграть «вопрос», чтобы он на него ответил на фортепиано, «Как тебя зовут?» — «Анастасия», «Ты куда пошёл?» — «Я пошёл в школу!»
Длительность этого периода работы — пения, слушания песенок и пьес, исполняемых педагогом, подбирания, транспонирования — определяется и данными ученика, и его возрастом. Необходимо, чтобы малыш освоился с музыкой, чтобы ему было интересно и не очень трудно. Конечно, ученики разные по задаткам, характерам — развиваются
Каждому ребенку, поступившему в музыкальную школу хочется «побыстрее» научиться играть на музыкальном инструменте. Уже с первых шагов дети задают вопрос:
— «А скоро мы будем играть на пианино?».
— «Конечно, скоро», — отвечаю я.
Вот сегодня как раз настало время игры на инструменте. А играть мы будем разные слова: имена людей, названия различных животных. Любое слово состоит из слогов, его можно сыграть и спеть. Попробуйте проговорить и одновременно прохлопать в ладоши слово МА—МА, которое состоит из двух слогов и двух хлопков, значит и из двух звуков. Сыграй слово МАМА на клавише «до», получится
«Сыграйте и пропойте ласково слово МАМОЧКА»
«Сыграйте спокойно и тихо слово БАЮ, БАЮ»
«Сыграйте жалобно слово МЯУ» и так далее.
После каждого задания необходимо «попрощаться» с клавиатурой. Легко поднимите запястье как в упражнении «Пушинка», а кисть поднимите как в упражнении «Полотенце» и весело пошевелите пальчиками, приговаривая слова «Пока» или «До свидания» и тут же положите руку на колено. Все это надо делать быстро, легко и плавно.
А вы знаете о том, что упражнение «Пушинка», которое вы делали на столе, можно тоже сыграть?
Нажмите клавишу, дуньте на запястье и полетайте на любые части клавиатуры. Нажимайте клавиши легко, весом «пушинки». Послушайте, какие звуки получились? Легкие, нежные, мягкие? Или грубые, резкие, громкие? Исправьте положение командами.
Упражнение «Радуга» поможет вам выработать траекторию полета, управлять рукой в нужном направлении до определенного расстояния. Нажмите любую клавишу и в воздухе мягкой кистью пальцев нарисуйте радугу, плавно опуская руку на другую клавишу. Можно нарисовать маленькую радугу, а можно большую.
Пришло время играть разные песенки, но сначала их надо послушать.
А теперь скажите, из каких звуков состоит песенка из коротких, или длинных? Да, конечно, она состоит и из коротких, и из длинных. Чтобы записать песенку, а потом сыграть ее
I I П I П I П I
Анд — рей
Прохлопайте эту песенку со словами, сыграйте ее на клавише «Соль». Можно сыграть ее на двух, трех, четырех клавишах, сочиняя разную мелодию.
Задание:
1. Разучите песню «Петя булочник» на клавишах фа — соль, до — ре — ми третьим пальцем правой руки и левой руки.
2. Сочините мелодию «Петя булочник», играя ее на четырех клавишах, пальцовку выберите сами.
I I П I П I П I
Пе — тя
П П I I П П I I
бул-ку и ват — руш-ку, Са-еч-ку и
Усложнение игрового материала происходит по мере усвоения его учащимися.
Одним из видов деятельности на уроке с начинающими музыкантами является формирование игрового аппарата и знакомство с правилами посадки и игры за инструментом.
Правила для маленького пианиста
Правила посадки за инструментом ведутся с давних времен и до сих пор их надо придерживаться. За инструментом полагалось сидеть прямо, с достоинством, чуть приподняв подбородок вверх, но, не напрягая плечи и игровой корпус.
- Нельзя качаться за инструментом ни головой, ни корпусом, это считалось верхом неприличия!
- Садиться на сиденье стула необходимо до его половины, точно определив свою высоту. Она определяется положением запястья и локтя руки, которые должны располагаться над клавиатурой, чтобы ничто не мешало при игре;
- Ноги надо ставить устойчиво на полу или на специальную подставку возле педалей инструмента,
чуть-чуть отдаляя, их друг от друга; - Нельзя прижимать локти к корпусу, а держать их на ширину ладони от него;
- Садиться за инструмент надо на такое расстояние, чтобы локоть (локтевая точка) находилась на уровне животика или
чуть-чуть впереди его; - Пальчики должны быть слегка закруглены и касаться клавиш они должны лишь кончиками подушечек;
- Нельзя сползать пальцами на края клавиш или «ерзать» по ним. Нажимать клавиши надо возле черных клавиш или ближе к их середине;
- Большой палец должен прикасаться к клавише боковой стороной передней фаланги.
- Руки и корпус не должны находиться в застывшем положении, они обязаны приспосабливаться к рельефу фразы, фактуры;
- При игре пальцы не должны быть пассивными и прижатыми друг к другу;
- Нельзя чрезмерно высоко поднимать пальцы при игре на legato.
«Наши движения подчинены задачам извлечения звука, следовательно, целесообразно движение, которое непосредственно способствует правильному звукообразованию». (И. Гат)
Подготовка игрового аппарата к игре на фортепиано
Каждый начинающий ученик должен «подружиться» с музыкальным инструментом, полюбить его, освоиться, свободно «общаясь» с ним. Чувство неловкости, скованности мешают ученику добиться качественного, певучего, образного звучания. Для этой цели и служит ряд гимнастических и
Упражнение 1 «Здравствуй солнышко!
Это упражнение дает понятие работающих и отдыхающих рук (спящих), раскрепощает мышцы шеи, рук, плечевого пояса.
Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Разведите руки в сторону ладонями вверх. Сделав глубокий вдох, поднимите их над головой, активно шевеля пальчиками и кистью, поприветствуйте солнышко «Здравствуй солнышко! Мы тебе очень рады! Свети и грей, чтобы все вокруг сияло, оживало и росло». Затем вместе с выдохом уроните расслабленные руки вниз, раскачивая их до тех пор, пока они не остановятся, одновременно опуская шею и корпус свободно наклонившись вперед.
Упражнение 2. «Мельница»
Ноги на ширине плеч (для равновесия), руки висят вдоль корпуса. Начните раскачивать рукой
Упражнение 3. «До свиданья»
Поднимите руку на уровень груди и помашите кистью, как будто вы с
Упражнение 4. «Оглянись по сторонам»
Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Последовательно поворачивайте свободно голову вправо, влево, вверх, вниз по несколько раз. Упражнение раскрепощает мышцы шеи, плечевого пояса.
Упражнение 5. «Отойди»
Это упражнение выполняется легкими, нежными движениями локтей. Локти легко отодвинуть от корпуса со словом «Отойди» и быстро их вернуть в исходное положение (легко бросить). Упражнение делается несколько раз подряд.
Упражнение 6. «Две сестры»
Две сестры — это две руки. Упражнение развивает самостоятельность рук. Руки висят вдоль корпуса, слегка наклоненного вперед. Правая рука, толкнув левую замирает, возле животика и ждет, пока ее сестра перестанет раскачиваться, затем повторно толкает и так 3–4 раза. После этого руки меняются ролями. Левая рука толкает правую. Это упражнение я всегда сопровождаю рассказом.
вставай скорее». Но как она ее не будила, не смогла разбудить. Так крепко спала ее сестра. Тогда Правинушка сама сделала всю работу, и пошла вновь будить свою сестру. Пока будила, сама уснула. В это время проснулась Левинушка и стала будить Правинушку, а та спит «мертвым сном». Пошла Левинушка выводить коровку, а той нет в хлеву, хотела покормить животных, а те не едят, они уже сытые. Поняла тогда сестра, что всю ее работу сделала Правинушка и пошла за водой. Затем напоила всех животных, полила огород, замесила тесто и так устала, что только прилегла на кровать тут же уснула. Через некоторое время проснулась Правинушка. В этот день они так поочереди и работали. Зато вечером сели за стол и дружно пили молочко, ели пирожки и читали друг другу сказку.
Упражнение 7. «Здравствуй братец»
В этом упражнении дети знакомятся с пальцами кисти рук, каждый из детей обводит на листке бумаги свою руку с пальцами и ставит на каждом пальчике номера.
Пять пальчиков — это пять братьев. Первый пальчик — большой братец и все пальчики проснувшись утром с ним здороваются. Первый пальчик и второй касаясь друг друга кончиками подушечек несколько раз сцепляются, образуя колечко. При этом у второго пальчика видны три бугорка (три сустава), у первого — два бугорка. Затем с первым пальцем здоровается третий, четвертый и пятый поочереди. Упражнение формирует кисть, дает ощущение кончиков пальцев, которыми впоследствии дети будут играть на клавиатуре, не всей подушечкой пальца, а именно его кончиком.
Упражнение 8. «Качели»
Зацепитесь третьим пальцем за край верхней крышки пианино, слегка приклеившись к ней, раскачивайте руку как качели. Можно покачаться на втором, четвертом, пятом пальцах, также как на третьем.
Упражнение 9. «Ванька-Встанька»
Положить руку до локтя на стол, не вытягивая пальцы быстро ее опрокинуть на тыльную сторону ладони и тут же вернуть в исходное положение. Кисть естественно формируется.
Упражнение 10. «Полотенце»
Вспомните упражнение
Упражнение 11. «Пушинка»
Руку поставить на стол или на крышку фортепиано на подушечки пяти пальцев, ладони. Внутри ладони необходимо ощущать нежность мягкость. Можно погладить ласково подушечками пальцев крышку стола или инструмента движением к центру ладони, представив любимое животное, например, «кошечку». Подготовив «невесомость» кисти перейти к основному упражнению. Дуньте под запястье, чтобы оно как «пушинка» взлетела в воздух. При этом запястье легко взлетает вверх, а кисть в это время свешивается как «полотенце» или тряпочка. Затем, возвращаясь в исходную форму, садится плавно на другое место всеми пальцами, выравнивая, мости — запястье. Это упражнение в дальнейшем усложняется, рука становится не на пять пальцев, а на один из них, все остальные пальцы слегка приподняты вверх, для того чтобы не мешать игре своему «братцу»
Параллельно с формированием игровых навыков и игрового аппарата учащихся происходит знакомство с музыкальными инструментами в доступной для каждого форме обучения следующим образом:
- 11703 просмотра