Работа с учащимися средних классов
Лобкова Лидия Валерьевна |
Открытый урок по специальности фортепиано преподавателя Лобковой Л.В. с ученицей
Цели обучения: Освоить основные принципы работы с учащимися средних классов.
Цели развития: Развить эмоциональную отзывчивость и
Цели воспитания: возбудить интерес к творческому труду.
Задачи:
- Сформировать игровой аппарат, способный выполнить любые звуковые решения музыкального образа в произведениях.
- Обучить основным навыкам тембровой окраски голосов; освоить навыки голосоведения в полифонических пьесах; научить слушать протяженность каждого звука после его извлечения.
- Развить технические данные пианиста, самостоятельность и активность пальцев, ощущение контакта с клавиатурой, гибкость кисти и запястья, позволяющие ощущать общую направленность звуковой линии.
- Сформировать крупные движения рук, соответствующие архитектоники произведений.
- Помочь освоить образное содержание музыкальных произведений.
- Сформировать
наглядно-образное представление музыкального текста, обеспечивая обогащение и развитие музыкальных впечатлений. - Научить вслушиваться в музыкальную ткань, контролируя свои метроритмические ощущения, слышать и исполнять мелодическую линию музыкальных произведений.
- Развить творческую активность с использованием компьютерной технологии.
- Воспитать дисциплину, ответственность и потребность к совершенствованию исполнительской культуры начинающих музыкантов, серьёзного отношения к эстетическому труду.
Жанр урока: тематический
Вид урока: урок теоретических и практических работ
Тип урока: комбинированный
Методы:
- репродуктивный
- диалогический
-
проблемно-поисковый - иллюстративный
- метод целостного анализа
ТСО: ноты, дидактический материал, инструмент фортепиано, клавинова, портреты композиторов, художественные репродукции, компьютерная презентация, творческая работа ученицы.
Ход урока:
1. Ш. Ганон. Упражнение
Ученица освоила 30 упражнений.
Для проверки усвоения упражнений предлагается игра «Ганон». Вырезанный макет с восемью буквами «Г» на оборотной стороне имеет нумерацию. Считалка «Ганон» помогает ученице выбрать номер упражнения. Заключительное слово считалки падает на выбранное упражнение № 7.
Считалка «Ганон»
Упражнения Ганона
Я играю каждый день
Развивать мне ловкость пальцев
Каждый день совсем не лень
Упражнение особо важное и предназначено для развития 3, 4 и
2. Гамма А-dur .
Ученица играет гамму ля мажор в прямом движении в 4 октавы. Преподаватель призывает ученицу вслушиваться в свою игру и исправить недостатки. Обращается внимание не только на точное соблюдение аппликатурных обозначений, но и на цельность ведения звукоряда к вершине с постепенным нарастанием и ослаблением звучания. Находится степень необходимых нажимов. Мера физических действий корректируется, прежде всего, слухом. Формирование навыков ровного исполнения гаммы левой рукой на уроке проводится методом многократного повторения в одну октаву, в 2 октавы вверх и в обратном направлении с наращиванием темпа при помощи постепенного прибавления количества нот. В основу работы над фортепианной техникой на уроке была положена выработка ощущения контакта с клавиатурой в сочетании с активным и точным пальцевым ударом. Особое внимание уделяется гибкому подкладыванию и плавному переводу руки с одной позиции на другую. Домашнее задание направлено на исправление недостатков в ровности ведения звуковой линии гаммы, применение для этой цели методов ритмических вариантов и закрепление навыков классной работы.
Т5\3 с обращениями. Преподаватель: — основная цель исполнения аккордов заключается в ансамблевом взятии
На уроке проводится работа над чередованием работы и относительного отдыха рук. Особое место уделяется глубине нажатия
При игре арпеджио преподаватель вырабатывал у ученицы пластику движений от
3. И. С. Бах Маленькая прелюдия ре минор.
Преподаватель: сегодня на уроке с ученицей 4-го класса мы продолжим работу над маленькой прелюдией ре минор великого немецкого композитора и импровизатора И.С. Баха из сборника «Маленькие прелюдии и фуги», которые написаны со скромной целью — быть упражнениями для учеников. Из трёх предложенных педагогом портретов, ученица выбирает портрет И.С. Баха и рассказывает кратко его биографию.
Преподаватель: на прошлых занятиях мы говорили о том, что прелюдии в XVII – XVIII веках являлись вольными импровизациями органиста и служили вступлением к хоралу, фуге или сюите. У Баха прелюдия становится самостоятельным жанром. Трудность «Маленьких прелюдий» заключается в соединении поразительного лаконизма с ёмкостью содержания. Маленькую прелюдию d-moll отличает тонкое, лирически задушевное настроение. Этот характер проявляется с самых первых нот в нижнем голосе и требует особого прикосновения к клавишам. Сложность исполнения заключается в том, чтобы не только «запустить» тональное настроение пьесы, но и в том, чтобы передать его верхнему голосу. Для этого нужно много протрудиться, привлекая слуховой контроль ученицы и добиваясь необходимого звучания. Здесь должны быть пропеты даже самые короткие звуки и морденты, мягко, тепло, нежно. Проанализировав фактуру пьесы, учитывая лирически задушевное настроение, совместно с ученицей выбирается инструментовка голосов. Верхний голос у ученицы ассоциируется с ласковым звучанием «скрипки», нижние голоса – с «виолончелью» на всём протяжении пьесы. Услышать певучий «голос» скрипки помогает инструмент клавинова, на котором пробует играть ученица тему маленькой прелюдии ре минор. Тонкое, лирически задушевное настроение пьесы требует только одного штриха и большой слитности звуковедения по мнению исследователя «баховского» творчества Н. П. Калининой. Маленькая прелюдия d-moll одна из немногих, где не применяется контрастная артикуляция соседних метрических долей.
* Внимание ученицы направляется на ведение мелодии верхнего голоса к первой восьмой с точкой (ля), которую нужно «пропеть» глубоко в динамическом окружении последующих и предшествующих нот, после чего плавно, чуть тише закончить фразу. Трудность исполнения темы заключается ещё и в том, что она заканчивается репетициями на звуках «фа-фа» и пропеть их надо на легато внутри клавиши, используя механику фортепиано. Работа протекает над внутренним развитием темы, её текучестью и динамической нагрузкой. Главное здесь не впустить «воздух» в легато и добиться выразительности и цельности музыкальной мысли. Певучесть и осмысленность были главными требованиями в исполнении музыки Баха. И вырабатывается это систематическим и упорным трудом. Ученица играет, добиваясь поставленных преподавателем задач. Преподаватель: проведение темы в верхнем голосе квинтой выше (т.3) исполняется более звучно, с той же фразировкой, что и её первоначальное изложение. Это правило для всех имитационных произведений Баха. Имитация же в левой руке (т.2) не только не выделяется, но поётся несколько приглушённо и очень ровно. Внимание ученицы направляется на противосложение, которое представлено 2-мя верхними голосами, ведущими между собой диалог. Отдаление верхнего голоса от среднего на интервал сексты, подчёркивается динамически. Надо так глубоко взять звук «ре», чтобы услышать его слияние со звуком «до диез» и мягко разрешить его в тонику «ре». Здесь важно дослушивать окончания фраз. Работа в двух, трёхголосии в партии правой руки (такты 4-10) протекает над различием в динамическом и артикуляционном «оттенении» близко расположенных голосов, подготовкой задержаний (в четвёртом такте звук «ре» в верхнем голосе и «ля» – в среднем) и их слышанием на сильных долях в новом гармоническом освещении с последующими разрешениями. Далее работа протекает над нисходящими секвенционными мотивами, начальными интонациями темы которые, опускаясь по секундам вниз, ведут диалог со средним голосом. Верхний голос исполняет свою партию эмоционально ярче, средний голос ему отвечает более спокойно, как бы соглашаясь. Целостность исполнения звучания полифонических элементов в сочетании с полнотой их воссоздания в гармонических пластах достигаются при разумной архитектонической динамике.
Б.Е. Милич рекомендует распределить динамические уровни по трём частям прелюдии.* Начальные четыре с половинной такта исполнять наполненным звучанием на mf с наибольшим динамическим насыщением конца отрезка. Вторую половину пятого такта и весь шестой с более прозрачной фактурой оттенять спокойным р. С седьмого такта и до конца прелюдии (при уплотнённом четырёхголосии и проведении интонаций темы в увеличении) напряжение непрерывно усиливать до f и торжественно завершить тоническим четырёхголосным аккордом. Н.П. Калинина, исследователь клавирных произведений И.С. Баха, предлагает исполнять прелюдию ре минор на p и для получения тёплого задушевного тембра воспользоваться левой педалью.* Чтобы выбрать трактовку того или иного интерпретатора необходимо, прежде всего, помимо анализа фактуры произведения, учитывать индивидуальные возможности ученицы. Сохранить певучесть, тональный настрой и избежать ударности клавишного инструмента, возможно, стало при выборе динамики исполнения темы прелюдии на mp с дальнейшим её развитием на mf. Одним из условий выработки певучей манеры является согласованная работа выразительных пальцев, которые, играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь «до дна» клавиши, переливая один звук в другой. Переступающие пальцы ведут руку, которая, перемещая опору, подкрепляет каждый из них и в то же время сохраняет плавное движение, как бы очерчивает контуры мелодии. Взаимодействие пальцев и руки придаёт звукам глубину, а мелодии – связность. «Переступающие» пальцы должны активно доводить каждый звук мелодии до конца, не ослабляя силу давления, а передавая её следующей клавише. Таким образом, в работе с ученицей осваивалась певучая манера игры. Не смотря на свою краткость (всего три строки) эта меленькая прелюдия очень трудна в тонкой передаче настроения и той звуковой палитры, которая ей свойственна. Последнее особенно трудно там, где есть двухголосие в правой руке. Его необходимо долго учить двумя руками, сосредотачиваясь в работе над тончайшими звуковыми градациями.
* Н.Калинина. «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе». Стр.4-5.
* Б. Милич. «Воспитание ученика-пианиста 3-4 классы ДМШ». Стр. 35-36
4. Творческое задание
Сочинение пьесы «Ночью в лесу» на предложенные рисунки. Аранжировка шумовыми инструментами, компьютерный набор в программе «Финал»
Беседа с ученицей. Ученица рассказывает о том, что в основу творческой работы положено ощущение от увиденной картины «Ночью в лесу». Для воссоздания характера, она использовала средства музыкальной выразительности: быстрое чередование диссонирующих аккордов, мелкие ноты, ритмические группировки — триоль, синкопы. Из мелизмов — трель, форшлаг. Динамические оттенки — форте, пиано, сфорцандо, крещендо, диминуендо для передачи надвигающегося страха. Аранжировку пьесы шумовыми инструментами, компьютерный набор в программе «Финал» ученица делала под руководством преподавателя. Далее ученица играет свою пьесу, привлекая к сотрудничеству учащихся младших классов для исполнения партий на шумовых инструментах. Исполняя сольную партию, ученица передвигается быстро по клавиатуре, используя крупные движения рук, наряду с мелкими движениями пальцев и боковыми движениями кисти (запястья) рук. В процессе работы происходит корректировка звучания, движения, согласованности всех партий. Самое главное, что эта творческая работа очень увлекает детей.
5. К. Черни Этюд
Преподаватель: в
Ученица обладает на сегодняшний день тяжеловесным, грузным звучанием и чтобы освоить ощущение лёгкости, которое позже потребуется для исполнения произведений Й. Гайдна и дано это техническое упражнение. Способ исполнения форшлагов, двойных нот достигался на предшествующих уроках за счёт активизации кончиков пальцев, и их грузовой дифференциации. Гаммаобразные последовательности двойными нотами на staccato (2 строчка) вырабатывались при помощи согласованности «пружинящих» кистевых движений рук с их горизонтальной направленностью по мелодическому рисунку пассажей. Техника их исполнения одновременно сочетает в себе владение вибрирующими движениями кисти в сочетании с активными пальцевыми прикосновениями к клавиатуре.
Выработка аппликатурных последовательностей гаммаобразных пассажей в расходящемся движении проводилась в начале на legato отдельно каждой рукой, затем двумя руками и доводилась до автоматизма. Затем пассажи исполнялись раздельно, на staccato. Сложность исполнения
I часть | II часть |
На опушку вышел зайчик, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник появился, В зайчика давай стрелять. |
Бах! Испугался зайчик очень И спустился с горки. Бах! Не заметил, как добрался, Он домой до норки. |
Ученица активно работала на уроке, выполняя все поставленные задачи преподавателем.
5. А. Зацепин «Берег моря»
Ученица, выбрав портрет А. Зацепина, кратко рассказывает творческую биографию композитора, знакомится с компьютерной презентацией об образном содержании изучаемой пьесы. Далее она проигрывает пьесу целиком и делает анализ своего исполнения, что удалось, что не удалось выполнить и почему.
Преподаватель, видя недостатки в игре ученицы, корректирует их. Внимание направлено на техническую сторону исполнения аккордов в широком расположении во вступлении, которые ученица не может исполнить легко и ласково. Применив пластичные повороты кисти и её подъём от
- 16053 просмотра