Работа с учащимися в период мутации
Недова Елена Дмитриевна преподаватель эстрадного пения, вторая квалификационная категория, КГКП «Карагандинский колледж искусств им. Таттимбета» г. Караганда |
Не секрет, что в музыкальные колледжи на отделение «Эстрадное пение» поступают учащиеся как после 11-го класса общеобразовательной школы, так и после 9-го. В этот период у подростка в организме происходят масштабные физиологические изменения. Как у мальчиков, так и у девочек идет процесс полового созревания (пубертатный период), в результате которого, организм претерпевает колоссальные физиологические, а также психологические изменения.
Несомненно, преподаватель эстрадного пения, обязан знать обо всех процессах, происходящих в организме учащегося, для того, чтобы максимально осознанно и правильно выстраивать процесс обучения.
Мутация (от лат. Mutatio — изменение, перемена). Мутация влечет к изменению голосового аппарата в период полового созревания у мальчиков и девочек в возрасте (12-16 лет)
До недавнего времени, преподаватели вокала сходились во мнении, что в период мутации, необходимо прекратить занятия вокалом, дабы не нагружать голосовой аппарат детей, но это означает, что ребенку необходимо соблюдать голосовой покой, не кричать и не разговаривать, а это сделать невозможно. Поэтому, педагогам необходимо придерживаться определенных правил в работе с учащимися, при которых голосовой аппарат будет равномерно загружаться в работе.
Существует 3 стадии мутационного процесса:
1) Начальная стадия
2) Мутационный период
3) Стадия завершения мутации
Начальная стадия мутационного периода характеризуется потерей верхних нот, у мальчиков появляются отдельные, низкие ноты в малой октаве. Появляется охриплость голоса, ребенок может покашливать, голос становится менее звонким, теряется яркость тембра, учащийся может неверно интонировать, проявляется быстрая утомляемость голоса. При врачебном осмотре, можно увидеть покраснение слизистой оболочки гортани, связки смыкаются вяло.
В мутационный период, наблюдаются прогрессирующие изменения всех процессов. Сипота, охриплость усиливаются, покашливание не только мешает пению, а иногда делает процесс пения невозможным. Что касается диапазона детского голоса, то он значительно сокращается, иногда всего до нескольких нот. В этот период учащиеся поют тихо, с осторожностью. Голос может срываться, ребенок может издавать, так называемые «петушиные звуки». Так же, ребенок может петь двумя разными голосами, как детским, так и более низким, приближенным к более взрослому голосу. Голоса девочек, становятся грубее, появляются различные призвуки (треск), тембральная окраска становится тусклой, пропадает сила голоса. При врачебном осмотре можно наблюдать покраснение слизистой оболочки гортани, видна отечность слизистой, связки не смыкаются должным образом.
На третьей стадии завершающего мутационного периода происходит постепенное увеличение диапазона, появляется сила голоса, боль при пении постепенно исчезает, сип, кашель, хрипота уходят. Проявляется тембр характерного звучания.
Мутация голоса у девочек происходит несколько мягче и незаметнее, чем у мальчиков, поэтому, необходимо понимать проблематику и уделять большее внимание работе в период мутации с мальчиками.
При полноценно сформировавшемся голосе, длина голосовых складок у мужчины составляет: 24-25 мм-бас, 22-24 мм- баритон, 18-24 мм-тенор, у женщин:18-21мм-контральто, 18-19 мм-меццо-сопрано, 14-17 мм-сопрано.
Педагогу в этот период необходимо проводить тщательную психологическую работу с учеником и его родителями. Возможно, в домутационный период ребенок много пел, принимал участие в различных вокальных конкурсах, занимал призовые места, и теперь, он может быть расстроен из-за потери своего красивого тембра и невозможности петь как прежде. Необходимо объяснять ребенку и родителям, что мутация- это естественный физиологический процесс, рассказывать обо всех изменениях, которые связаны с данным процессом. Если есть возможность, можно прорабатывать возникающие трудности и вопросы не только с учеником и родителями, а также с психологом.
В период мутации, необходимо заниматься с ребенком с осторожностью, по возможности, сократить время занятий с 45 мин до 15-20-ти. Можно распевать учащегося в фальцетном режиме с постепенным переходом в грудной. Все упражнения делать без особых усилий, форсирования. Особое внимание уделять постановке дыхания, большее внимание уделять раскрытию замысла произведения. В мутационный период возникает проблема с подбором репертуара, педагогу необходимо тщательно выбирать произведения для ученика. Все песни должны быть комфортны для исполнения.
В классе необходимо создать максимально комфортные условия для занятий вокалом. Дружеская атмосфера будет способствовать гармоничному развитию ребенка. Ученик должен чувствовать себя уверенным и расслабленным на уроке, чтобы никакие изменения в голосовом аппарате не заставили его сомневаться в своих способностях. Учителю необходимо поддерживать и хвалить ученика за его малейшие успехи и не ругать за срывы в голосе. Преподаватель должен внимательно прислушиваться к поведению голоса в мутационный период.
В заключении хочется добавить, что непрофессиональный подход к обучению детей пению, влечет за собой массу негативных последствий. В случае, если нарушались правила, подходы к обучению в ребенка в мутационный период, в дальнейшем возможно придется исправлять проблемы физического и психологического характера у ученика, вероятно придется лечить «фониатрические» проблемы у специалиста. Все это займет огромное количество времени и может лишить возможности ребенка поступить в профессиональные заведения для дальнейшего обучения вокалу.
Литература:
1) Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. — М.: Музыка,1972. — с. 3 — 8.
2) Вокальная работа с мальчиками в период мутации (методические рекомендации к программе «Эстрадный вокал» Макаровой В. В.), Оренбург, 2015г. httpsss://infourok.ru/vokalnaya-rabota-s-malchikami-v-period-mutacii-2757794.html
3) Юссон Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. М.: Музыка, 1974. 269 с.
4) Ярославцева, Л. К. К вопросу о рациональных режимах певческого дыхания [Текст]: вопросы физиологии пения и вокальной методики. Труды ГМПИ им. Гнесиных. М.: 1975. Вып.25. с.38.
- 6349 просмотров