Работа воспитателя по профессиональной ориентации младших школьников с нарушениями слуха через сюжетно-ролевые игры и экскурсии
Зимина Лариса Владимировна, воспитатель высшего уровня квалификации первой категории КГУ «Областная специальная (коррекционная) |
Введение
Со времен становления школьного воспитания знания о труде рассматривались как важнейшие в содержании образования детей, считается, что именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: понимание детьми роли труда в жизни людей и на этой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку — труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе.
Мир, в котором живут дети, образ жизни семей, по сравнению с предыдущими годами существенно изменился и продолжает интенсивно меняться. Сегодня на первом месте для многих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий от жизни. Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, которые профессиональный труд рассматривают в лучшем случае как средство, источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов. Такое мировоззрение начинает формироваться уже в младшем школьном возрасте.
В концепции модернизации Казахстанского образования стоит проблема создания условий для введения профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы, закладка которой лежит в основе младшего школьного детства.
В развитие идеи непрерывной профессиональной ориентации при введении вариативного и профильного обучения целесообразно, учитывая особенности психологического развития ребенка, осуществлять его раннюю профессиональную ориентацию в условиях школы- интерната. Над разработкой данной проблемы работали Л. В. Куцакова, Е. А. Климов, В. И. Логинова, Н. С. Пряжников. Захаров Н. Н., изучающий данную проблему, ставит целью ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, задачи профориентации детей младшего школьного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. [11, с. 59].
Учащиеся начального звена имеют смутное представление о мире профессий взрослых, не знают: кем работают и каким делом заняты их родители. Отвечая на вопросы стало понятно, что если и был на работе у мамы и папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
Экскурсия и сюжетно-ролевая игра — эта самая эффективная организационная форма учебно-воспитательной работы и профориентации детей с особыми образовательными потребностями. Обществоведческие экскурсии развивают у них наблюдательность, способствуют адаптации в окружающем мире.
Знания о труде это — важнейшие в содержании образования детей, эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: понимание детьми роли труда в жизни людей и на этой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку — труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе.
Цель — изучить исследования особенности профориентационной работы воспитателя через экскурсии и сюжетно-ролевые игры.
Объект исследования: профориентационная работа с детьми младшего школьного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры и экскурсии как средство ознакомления детей младшего школьного возраста с трудом взрослых.
Гипотеза: предполагается, что сюжетно-ролевые игры и экскурсии будут способствовать формированию представлений детей младшего школьного возраста о труде взрослых.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить особенности профориентационной работы воспитателя
3. Разработать программу профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста (экскурсии, сюжетно-ролевые игры, встречи с интересными людьми и др.).
Методологической основой исследования явились исследования ряда педагогов и ученых, например теории:
Е. А. Климовой о педагогическом руководстве выбором профессии;
Е. И. Корзаковой, В. Г. Нечаевой, Е. И. Радиной и др. о месте труда в педагогическом процессе детского сада и его содержании;
З. Н. Борисовой, Р. С. Буре, А. и Д. Шатовых о формах организации детей в труде;
В. И. Глотовой, В. И. Логиновой, ЯЗ. Неверович, А. Г. Тулегеновой, М. В. Крулехт и др. о процессе формирования положительного отношения к труду взрослых;
Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. А. Марковой об особенностях трудового воспитания дошкольников в семье.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, наблюдение, беседа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами рекомендации по проведению сюжетно- ролевых игр и обществоведческих экскурсий могут быть использованы воспитателями, учителями при работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
База исследования: КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха» в 1-3 классах. Исследование проводилось в течение двух лет в классе из четырёх детей в возрасте 7-10 лет.
- 11902 просмотра