Развитие творческих способностей учащихся на рефлексивно-оценочном этапе урока
Сыздыкова Баян Шиябиденовна учитель русского языка и литературы, стаж 24 года, первая категория КГУ «Средняя школа им. К. Камзина Алгабаского сельского округа села Жолкудук» города Аксу Павлодарской области |
Управление процессом развития продуктивного, творческого мышления прямо связано с формированием личности, способной к самостоятельной творческой деятельности. Решению этой задачи способствует интенсивное развитие инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей школьников в процессе учебной деятельности.
Все, что происходит на уроке, должно вызывать искренний интерес учащихся. На мой взгляд, главная задача учителя — находить такой материал, ставить перед учениками такие вопросы, которые будут побуждать их думать и творить. В зависимости от темы урока выбираю соответствующие способы проверки осознания новой информации.
На рефлексивно-оценочном этапе урока эффективен прием составления Денотатного графа. Денотатный граф это мыслительная деятельность по определенной схеме. В схеме представлены цель, средства, условия, результат. Предмет рассматривается через текст способом вычленения существенных признаков ключевого понятия. Стрелка показывает движение мысли.
Например, на уроке развития речи в 8 классе при изучении темы «Этикет» ребята строят Денотатный граф:
Этикет
↓
есть (что?)
↓
установленный порядок поведения
↓
направлено (на что?)
↓
на воплощение опыта многих поколений людей
↓
достигается (как?)
↓
изучением простых и общих, всех принципов и правил
↓
становится возможным (при условии чего?)
↓
осознания, что основные ценности человечества — нравственные
↓
приводит (к чему?)
↓
умению человека быть среди людей
На следующий урок — тема «Этикетные формулы» тоже обобщена при помощи Денотатного графа.
Этикетные формулы
↓
есть (что?)
↓
устойчивые выражения, принятые в обществе
↓
направлено (на что?)
↓
на применение их во всех случаях жизни
↓
достигается (как?)
↓
пристальным вниманием к истории возникновения фраз
↓
становится возможным (при условии чего?)
↓
изучения этикетной лексики
↓
приводит (к чему?)
↓
к уважительному отношению к собеседнику
Достоинства Денотатного графа о том, что создается логически стройное видение предмета, его сторон; достаточно быстро и четко систематизируется имеющаяся информация; шлифуется языковое чутье.
На заключительном этапе урока по сказке «Маленький принц» читаю слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы». Предлагаю учащимся в свободной форме изложить «Уроки сказки». Ребята обобщили свои впечатления в форме четверостишия и рекомендации:
«Маленький принц» — урок взросления.
Цени хорошее, и после чтения
Подумай над тем, как людям помочь
И в жизни нелегкой свой путь превозмочь.
Развитию творческих способностей, внимательному отношению к слову способствует составление лимериков. В лимерике всего пять строчек. К первой можно задать вопросы кто? И откуда? Ко второй строчке обычно подходят какой? какая? К двум следующим — что произошло? И наконец, к последней — чем закончилось? На уроках ребята составляют лимерики по изученным произведениям. Приведу для примера несколько работ шестиклассников.
1. Цени хорошее, стараясь сделать его лучше.
2. Отдавай людям душу и чувствуй себя в ответе за тех, кого любишь.
3. Научись уважать окружающих, и тебя будут уважать.
4. Изживай плохие качества в себе и помоги в этом окружающим.
Творческая деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы помогает осознать свои сильные стороны. Кому-то лучше удается создать басню, сказку, эссе, стих, кто-то легко строит графические системы образов и модели. Главное в том, что школьники, анализируя и созидая, включается в активный процесс самообучения и саморазвития.
- 7469 просмотров